Речевые игры и упражнения для усвоения предлогов детьми с ОНР (из опыта работы). Различение приставок и предлогов

Консультация для родителей на тему «Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей 5-7 лет»

Уважаемые родители! Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов.

Предлог в грамматике – это служебное слово, выражающее отношения между словами (словосочетаниями и формой слова) .

Однако у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова», так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:

НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)

В – это означает внутри чего-то (в столе)

ПОД – внизу под чем-то (под столом)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)

ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)

ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия) .

То же самое проделывается и с предлогом В (каждое действие «оречевляется»). При объяснении значений предлогов можно использовать наглядность – схемы.

После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на них изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога. При этом ребёнок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов. Примеры «оречевления» картинок:

* Чайка летит над водой.

* Белка сидит в дупле.

* Птица сидит на ветке.

* Мяч лежит под книгой.

* Дети играют около дома.

Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т. д. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значения предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком.

В ходе следующих упражнений ребёнок отвечает на вопросы взрослого, стараясь при этом правильно употребить в своей речи предлоги. Взрослый спрашивает: «Где лежит книга?» (месторасположение предмета должно меняться).

Ребёнок отвечает: «Книга лежит на столе, в шкафу, на тумбочке и т. д. » Примерно также отрабатываются и остальные предлоги. Обязательно надо обращать внимание на различие окончаний существительных, употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу) .

Как усложнение можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по-разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладут то на книгу, то под книгу, то в книгу, то перед книгой и т. п. Ребёнок каждый раз должен говорить, где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог.

Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны такие упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением. С этой целью ребёнку предлагается «оречевить» следующие пары картинок, употребив при этом нужный предлог:

* Карандаш кладут на коробку – карандаш берут с коробки.

* Карандаш кладут в коробку – карандаш берут из коробки.

* Карандаш кладут за коробку – карандаш берут из-за коробки.

* Карандаш кладут под коробку – карандаш берут из-под коробки.

В ходе упражнений снова обращается внимание на то, что имена существительные, употребляемые с одним и тем же предлогом, могут иметь разные окончания (под столом, под сосной, под солнцем, под дверью и т. д.)

Для овладения всем многообразием окончаний имен существительных, употребляемых с различными предлогами, необходимо достаточное количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае ребёнку надо задавать вопросы: «Где лежит мяч? Где кукла? » и др.

Постепенно в упражнения необходимо включать разные предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай. Помогут картинки, которые «оречевляются» следующим образом:

* Чай можно пить с конфетами

* С пирожными

* С сахаром

* С тортом

* С лимоном

* С вафлями

* С вареньем

Далее ребёнку можно предлагать и такие вопросы: «С чем можно сделать бутерброд? » (с маслом, с сыром, с колбасой и т. д.) . «Из чего делают игрушки? » (из ваты, из дерева, из пластмассы, из металла и т. д.)

Значительную помощь при обучении детей грамотному использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи, Вам окажут игры.

1. Игра «Что мы делали, не скажем… »

Взрослый изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям.

Например:

Мама вышла за дверь.

Папа положил газету на стол.

Бабушка налила чай в чашку. И т. д.

2. Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов). Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)

Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?

Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?

Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где стоит пирамидка?

Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?

Положи яблоко перед куклой. Куда ты положил яблоко? Где оно лежит?

3. Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ) .

Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.

Девочка налила воду в кувшин. - …

Мама положила яблоки на стол. -.

Ваня поставил лампу на тумбочку. - …

Машина подъехала к магазину. - …

4. Игра «Исправь ошибки Незнайки»

(закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ) .

Взрослый говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь.

Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:

Я перепрыгнул по лужу. - Я перепрыгнул через лужу.

Машина едет через дороге. - Машина едет по дороге.

Кот перепрыгнул по кресло. - Кот перепрыгнул через кресло.

Дети перепрыгнули по ручей. - Дети перепрыгнули через ручей.

Желаю Вам успехов в обучении детей правильному употреблению предлогов!

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) Образовательное учреждение города Севастополя для обучающихся,

нуждающихся в длительном лечении

«Общеобразовательная школа-интернат № 6 VII вида им. Е.И. Петрова»

Логопедическое занятие по коррекции письменной речи

у учащихся 3-го класса школы VII вида.

учитель-логопед Медова Е.В.

Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

Цель: Совершенствование навыка правописания слов с приставками и предлогами.

Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о частях речи. Совершенствовать навык правописания слов с приставками и предлогами. Активизация словаря через умение образовывать слова при помощи приставок. Расширение семантического поля слов. Формирование связной речи.

Коррекционные: Развивать слуховое внимание и память. Совершенствовать мелкую и общую моторику. Развитие различных операций мышления.Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества. Взаимодействия, самостоятельности, инициативности, положительной установки на участие в занятии. Развитие действия самоконтроля. Формирование чувства уверенности в себе.

Оборудование: Классная доска, мел разного цвета,индивидуальные карточки по количеству учащихся.

Ход урока

I .Организационный момент

1.Дыхательная гимнастика. «Одуванчик» Сделайте вдох через нос. Задержите на секунду дыхание и выдохните с силой: ф-ф-ф… .Подуйте с силой на воображаемый одуванчик так, чтобы лёгкие пушистые зонтики разлетелись в разные стороны. Упражнение выполняется несколько раз.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

Д/И «Назови знакомые предлоги и приставки»

Д/И « Ответь на вопрос полным предложением».

Что такое предлог? Предлог-это слово, которое, как и другие слова пишутся отдельно от других слов.

Что такое приставка? Приставка это часть слова, которая пишется слитно с остальными частями

Как же не путать предлоги и приставки?

Предлог-это помощник слова обозначающего предмет, поэтому он может стоять только перед названием предмета в (окне) ,либо перед названием признака предмета(в открытом окне ) .

Предлогов никогда не бывает перед названием действий предметов: уехал, пришёл,

забежел…

Догадались, как будет звучать тема занятия

II. Основная часть

3.Уточнение темы занятия логопедом.

Сегодня мы закрепим наши знания и умения в правописании слов с приставками и предлогами.

И в этом нам поможет наш друг - это ЁЖИК. (Игрушка или картинка)

4.Подготовка рук к письму

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Выполнение упражнений массажными мячиками.

5.Запись числа и темы.

6.Упражнения в правописании слов с приставками и предлогами.

Образование глаголов с помощью приставок.

Д/И «Кто больше» - подобрать как можно больше однокоренных слов с разными приставками.

Лететь: улететь, прилететь и т.д.….

Лезть: залезть, перелезть и т.д…

Запишите в тетрадь. Выделить приставку, корень.

7.Наглядное изображение соотношения между предлогами и приставками.

Учащимся предлагается самим нарисовать иллюстрацию к предложенииию, где есть предлоги и приставки.

Муха влетела в окно.

Кошка слезла с дивана.

Кошка убегает от собаки и т.д..

8.Работа по индивидуальным карточкам. Приложение 1

Д/И «Разложи в два столбика».

Левый - слова с приставками.

Правый-слова с предлогами.

Выделите предлоги и приставки.

9.Упражнение на тренировку зрительного аппарата. Рисование глазами воображаемых предметов (цветок, солнышко, тучка, и т.д…)

10.Составление словосочетаний. Приложение 2

Составьте пары слов. В каждой паре употребите одинаковые предлоги приставки. Объясните правописание.

Образец: Плыл, река- поплыл по реке.

Запишите в тетрадь Выделите приставку и предлог..

11.ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Это- правая рука,

Это -левая рука.

Справа - шумная дубрава.

Слева - быстрая река.

Обернулись мы и вот

Стало всё наоборот.

Слева- шумная дубрава.

Справа- быстрая река.

Неужели стала правой

Наша левая рука?

12.Графический диктант.

Записать графически предложения,рисуя вместо предлога V , а вместо приставки

Тропинка спускалась с горы.

Цветы подрезали под корень. и т. д…

13.Работа на уровне текста.

Помогите ёжику правильно записать стихотворение.

Прочитайте стихотворение.

Словарная работа. Уточнение значения слов:

Баржа, полуторка.

Сугробы снега вьюги (на мели, намели )

И у ворот как баржа (намели, на мели )

Полуторка стоит.

Ну и (за нос, занос ).

Я вышел за ворота, а мороз

Как затрещит-и хвать меня (занос,за нос ).

Подберите подходящие по смыслу слова и запишите шуточное стихотворение.-Объясните правописание слов.

III. Итог занятия.

Чему учились? Как запишем слова с приставкой? Предлогом?

Рефлексия деятельности.

Что вам понравилось на занятии? Что запомнилось?

Охарактеризуйте свою работу на занятии.

ГБОУ «школа № 763» ДО-3, учитель-логопед Маринчева Е. В.

Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии.

Логопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

Современная логопедия находится на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, и поэтому она использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

В логопедической практике их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых логопедических технологий, привнося в них новые инновационные формы и способы взаимодействия педагога и ребенка. Эти инновационные технологии служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и нарушенных психических функций.

К таким новым инновационным технологиям относятся:

  • Нейропсихологические (психогимнастика, электронейростимуляция)
  • Кинезитеропия (логоритмика)
  • Различные виды логопедического массажа
  • Су-Джок терапия
  • Гимнастика А. Н. Стрельниковой
  • Дидактический синквейн
  • Информационно-компьютерные технологии
  • Мнемотехника
  • Метод «блисс-коммуникации»
  • Нейропсихологические методы.

Психогимнастика.Так как большинству детей с речевыми проблемами свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально–волевой сферы, двигательное беспокойство, неловкость, моторная дискоординация. следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе психических функций к более сложным, каким и является речь. А т.к. ребенок познает мир через движения и эмоции преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики

  • Регулярные проведение таких упражнений позволит:
  • Выработать правильное речевое дыхание
  • Развивать общую мелкую и артикуляционную моторику
  • Улучшить фонематический слух
  • Формировать умение изменять модуляцию голоса
  • Улучшить ритмико-интонационную сторону речи

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамичных пауз или как отдельное занятие. Дети могут сидеть за столом или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Упражнения должны быть эмоционально насыщенны, носить игровой характер. Предлагаемые движения могут содержать воображаемый образ, перевоплощение. Перед началом упражнения логопед подходит к каждому ребенку, дотрагивается рукой до него рукой или «блестящей указкой» (волшебной палочкой) .

  • «Волшебная указка»
  • «Шарфики»
  • «Муравей»
  • «Солнце и тучка»
  • «Ракушка»

Кинезитерапия

Кинезитерапия – это лечение и коррекция нарушенных движений и речевых способностей дошкольников (так же называют методом Бубновского)

Моя система деятельности по кинезитерапии ориентирована на дидактические принципы воспитания и развития.

Она предполагает несколько направлений:

Направление «ручная терапия» , которая включает в себя массаж пальцев и ладоней. Сначала я обучила детей приемам самомассажа рук, его мы проводим ежедневно. Дети с удовольствием занимаются массажем, сопровождая его стихами, рифмовками, автоматизируя при этом проблемные звуки. Массаж выполняем с помощью предметов и без них, используя природные элементы (камушки, шишки, орехи) , дидактические материалы (пластиковые шарики, бусины, массажные мячи, шестигранные карандаши) , декоративные игрушки (деревянные ложки, матрешки) , музыкальные игрушки (маракасы, дудочки)

  • «Камушки»
  • «Шишки»
  • «Деревянные ложки»
  • «Дудочки»
  • «Маракасы»
  • «Матрешки»

Направление «пальчиковый игротренинг» . Это систематические упражнения для пальцев рук, средство повышения работоспособности головного мозга и средство активации речевых зон. Пальчиковые игры стараюсь проводить каждый день, играем с помощью разнообразных материалов: от семян растений, пуха, ракушек, проволоки, цветных шерстяных ниток, бус, мозаик до пальчикового театра БИ-БА-БО. В играх использую проблемные ситуации при помощи тактильной речи. Сначала показываю и объясняю сама, затем создают ситуацию дети и объясняют их. Дети учатся решать проблему, развивать речь.

  • «Семена растений»
  • «Мозаика»
  • «Театр Би-Ба-Бо»

Направление «терапия движением» . Это прежде всего логоритмика. В основу занятий логоритмикой я беру метод фонетической ритмики – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетается с произнесением специального речевого материала. В логоритмику включаю элементы, имеющие оздоровительную направленность: артикуляционные движения перед зеркалом, простейшие приемы массажа, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, пропевание звуков, слов, коротких стишков. Речевой материал, использующийся на занятиях, доступен в лексическом отношении. Для обучения речи использую иллюстративный материал, загадки. Восстановлению четкой дикции способствует дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, которые я провожу в игровой форме. Для этого есть пособия: трубочки, бумажные свечи, флажки, пластиковые бутылочки, полоски, невидимки.

  • «Пропевание звуков»
  • «Трубочки»
  • «Пластмассовые бутылочки»

Направление «изотерапия» - работа вместе с преподавателем по ИЗО студии «Акварелька» . Мы понимаем что, чем богаче сенсомоторные способности детей, тем более развиты центры речи.

Итогом системной работы по кинезитерапии являются следующие результаты:

  • Создана картотека массажа, пальчиковых игр, логоритмических упражнений
  • Даются на дом задания-игралочки
  • Изо-студия «Акварелька»
  • Логопедический массаж

В своей работе стала активно использовать приемы СУ-ДЖОК терапии. Это массаж специальными шариками СУ-ДЖОК, которыми можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони ребенка, прокатывая его. В результате массажа у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям, в результате этого улучшается мелкая моторика. Кроме этого провожу массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним до появления ощущения тепла. Чтобы процесс массажа не показался скучным, используется стихотворный материал. Прокатывая шарик между ладонями, массируют мышцы руки, повторяют слова и выполняют упражнения с шариком.

  • «Шарик Су-Джок»
  • «Массажное кольцо»

Одновременно с массажем, развивающим мелкую моторику можно осуществлять автоматизацию поставленного звука. При работе с определенным звуком во время массажа проговаривается соответствующий этому звуку текст. Можно использовать Су-Джок шарик в совершенствовании лексико-грамматических категорий.Я использую в работе такие упражнения «Один -– много»

Качу Су-Джок шарик по столу, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе.

Упражнение «Один-много»

Аналогично выполняется упражнение «Назови ласково» и «Скажи наоборот» (например тема «Ягоды» клюква-клюковка, клубника-клубничка. - - Запомнил ягоды я, наконец? Что это значит?

Дети поднимают плечи, удивляются:

Я – молодец! (Вытягивает большой палец вперед) Тема «Посуда» (дети катают Су-Джок шарик между ладонями)

При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. Ребенок показывает шарик, соответствующий обозначению звука.

В заданиях при совершенствовании навыков употребления предлогов ребенок кладет красный шарик в коробку, синий под коробку, зеленый около коробки.

Для слогового анализа слов дети выполняют упражнение «Раздели слово на слоги» . Ребенок называет слог и берет по 1 шарику из коробки, затем считает количество слогов.

По опыту работы со старшими дошкольниками с ОНР видно, что даже после занятий по коррекции речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулировку ответа. Трудности выражаются в неумении выбирать главное, коротко и точно оформлять свои мысли.

Дидактический синквейн

Развивать способности в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна («синквейн» - пять строк, с фр.) Синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

Первая строка включает одно слово – предмет, отражающий главную идею.

Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.

Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. (может быть одно слово)

Примеры синквейна

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:

Иметь достаточный словарный запас, владеть анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет, (живой-неживой) , слово-признак, уметь подбирать синонимы, научиться правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложения, правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна с дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Филичевой Т. Б.. и Чиркиной Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста» , которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Так как дети в детском саду еще не умеют писать, они могут составлять синквейн в виде устных сочинений с опорой на схему. Я иногда даю задание на дом для совместной работы ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Можно использовать такие варианты работы: составление краткого рассказа по готовому синквейну, синквейн по прослушанному рассказу. Лучше всего использовать синквейн на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

Пример синквейна (лексическая тема «Игрушки» )

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна придумать рассказ

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается детьми как увлекательная игра.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова.

Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Еще один новый прием работы, используемый в моей практике. Это прием мнемотехники, то есть техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций

Процесс запоминания делится на 4 этапа:

  • копирование элементов информации в зрительный образ
  • сам процесс запоминания
  • запоминание последовательности информации
  • закрепление информации в памяти

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заменители, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание.

Опора на визуальный образ очень важна, так как при воспроизведении текста если этот образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения (например, в чистоговорках, стихах,) Для детей достаточно схематичного изображения отдельных частей – все эти наблюдения в практике коррекционной работы с детьми подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Основой мнемодорожек служат известные чистоговорки и стихи.

Мнемодорожки: автоматизация свистящих и шипящих звуков.

Мнемодорожки: автоматизация сонорных звуков.

По результатам логопедического мониторинга у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроком автоматизации звуков. Заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.

Компьютерные технологии в логопедии

Одним из новых современных средств работы с детьми является компьютер. Вопросом создания и применения компьютерной технологии в коррекции речи при различных видах стертой дизартрии, и ОНР у детей занимается Л. Р.Лизунова. Ею разработана компьютерная технология коррекции ОНР «Игры для тигры» . Автор указывает, что системное логопедическое воздействие на детей с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

При создании компьютеризованных заданий важно учитывать современные требования к созданию и применению информационных технологий в ДОУ.

«Игры для Тигры»

В компьютерной технологии «Игры для Тигры» представлены упражнения для работы над словарем, формирования обобщающих понятий, упражнения по развитию глагольной лексики, упражнения по работе над прилагательными и словами антонимами. В упражнениях по каждому из направлений я придерживаюсь тематического подхода, используя в упражнениях слова, относящиеся к лексической теме (овощи, фрукты, ягода, инструменты, транспорт и тд) . Слова к каждому заданию подобраны в соответствии с наличием в словах звуков. Например, при формировании обобщающих понятий по теме «овощи» я выбираю категорию, к которой относится автоматизируемый звук, например [ р] .

На экране картинка с изображением овоща, фрукта или ягоды, и три корзинки (в одной овощи, в другой фрукты, в третьей ягоды) . Ребенок называет картинку, определяет к какой категории она относится, и выбирает нужную корзинку. Если ребенок правильно назвал и мышью выбрал правильную корзинку, на экране появляется следующая подписанная картинка и три корзины. При правильном выборе заключительной картинки на экране появляется улыбающийся смайлик. На каждую звуковую категорию приходится не менее 6 картинок.

Таким образом, в процессе применения подобных компьютерных заданий на индивидуальных занятиях закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, обогащается словарь, в словаре закрепляются слова-обобщения, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий, формируется навык работы на компьютере. Применение компьютеризированных заданий будет стимулировать правильное произношение автоматизируемого звука в слове, плюс они поддерживают желание ребенка быть активным участником коррекционного процесса.

Еще один новый интересный метод использования электронных наглядно игровых средств коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.

Эта фоторамка Kodak Easy Share – это новое, уникальное средство, оснащенное цветным ЖК цветным дисплеем и системой управления цветов для воспроизведения видео клипов. Благодаря функции слайд-шоу фотографии меняются с разной скоростью, а динамики создают музыкальное сопровождение.

ФоторамкаKodak Easy Share

Фоторамку удобно применять на артикуляционной гимнастике. Появившееся на экране изображение нужного упражнения в речевом и музыкальном сопровождении ребенок сначала рассматривает, слушает, затем выполняет самостоятельно. Или например, при ознакомлении детей с иллюстрациями зимы используется музыка П. И. Чайковского из альбома «Времена года» .

Данное средство имеет ряд преимуществ в коррекционной работе: удобный пульт управления, множество функций, собственное слайд шоу, просмотр мультимедийных обучающих программ, возможность задать время просмотра.

Примеры электронных наглядно-игровых средств

«Вкусный сок» (поле игры представляет собой изображение зеленого яблока с расположенными на нем бутылочками с названиями разных фруктов и ягод, внутри которых светящиеся светодиоды) Взрослый спрашивает «какой сок можно приготовить из фруктов и ягод?» ребенок отвечает: из яблок можно приготовить яблочный сок. После ответа выполняется самопроверка – нахождение соответствующей цвету фрукта капельки (у лимона желтая, у сливы фиолетовая, у апельсина оранжевая) .

Правильность ответа определяется совпадением высвеченной бутылочки и капельки. Затем ребенок узнает контурные изображения фруктов (яблоки, груши, ананасы) и называет предметы, про которые можно сказать: мой, моя, мое (мой банан, моя груша, мое яблоко)

Дидактическая электронная игра «Вкусный сок»

Электронное многофункциональное пособие «Чудо книга» (формат А3, состоящий из страниц, оснащенных внутри магнитами и светодиодами) .

При работе с пособием, правая сторона книги загорается красным цветом – сигнал для мотивации, и на странице появляется сказочный персонаж, от имени которого даются задания. Затем загорается зеленым цветом левая сторона, и на ней прикрепляются соответствующие зеленые предметные картинки, по которым ребенок должен отвечать.

Ребенок самостоятельно прикрепляет изображение на страницу книги. Логопед может задавать наводящие вопросы. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой или ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий) позволяет: 1. Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях. 2.Закрепить учебный материал. 3. Индивидуализировать процесс обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп) . 4.Снять негативизм от многократных повторений заданий. 5. Освоить приемы самоконтроля. 6. Развивать зрительно-двигательную координацию. 7. Способствует положительной динамики развития.

Компьютерно-игровые технологии лучше всего использовать на этапе повторения и закрепления учебного материала. Использование новых информационных технологий предусматривает не только обучение детей основам информатики, а создание новых, научно обоснованных доступных средств развития, преобразование предметно развивающей среды ребенка, расширение возможностей познания окружающего мира.

Предлоги в стихах, картинках и играх для детей : материалы для речевых игр и занятий с детьми дошкольного возраста.

Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для детей.

По данным исследований, предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – метоимения, наречия, числительные. И только после них – предлоги. Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).

Сначала малыши начинают использовать предлоги «у», «с», «из» («из дома», «с папой», «у окна». Затем – в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 3 лет появляются слова «для», «после», «через», «под».

На пятом году жизни (данные Г.М. Ляминой) дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с». В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о». Дети в обычном общении в быту вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).

В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов, правильно употребляя их в своей речи: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между. Дети знают, что предлог – это отдельное слово. И могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить палочками схему предложения. Одна палочка – это одно слово. Например, в предложении «Мы идем в лес» — 4 слова. Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 палочек, и дети в 6 лет уже понимают, что «в» — это отдельное слово в предложении

Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь малышам освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.

Игры с предлогами для детей.

Перед тем, как проводить речевые игры с предлогами нужно выяснить, какие предлоги уже использует Ваш малыш и правильно ли он их употребляет.

Шаг первый.

Вам понадобится: мягкая игрушка – собачка, кошка, попугай или другой персонаж, который любит играть в прятки.

Пусть игрушка прячется в разных местах комнаты, а ребенок ищет, где она спряталась и называет ее местонахождение словами. Например: «Собачка в шкафу! А сейчас она под столом! На столе! За диваном! У окна! Между куклой и мишкой на полке!» В этой игре мы можем определить, правильно ли ребенок употребляет предлоги в своей речи.

Если Вы играете с игрушкой – кошкой, то используйте стихотворение — считалочку Н. Пикулевой:

Слышу, слышу, слышу, слышу,
Кто потопал и куда!
Кошка прыгнула на крышу
И пропала без следа!
Раз-два-три, четыре, пять,
Я иду её искать!

Пока говорятся слова считалочки, Вы прячете игрушку. На слова «я иду искать» ребенок открывает глаза и отправляется на поиски. Выигрыш присуждается, если малыш не просто нашел игрушку, но и назвал, где она пряталась. Если малышу трудно и он не справляется с заданием, то подскажите ему правильный ответ, при этом отметив для себя, что данный предлог еще не усвоен ребенком. В любом случае игра должна доставлять радость!

Очень важно, чтобы данная игра велась от лица игрушки – чтобы именно игрушка попросила поиграть с ней в прятки. Именно она задавала вопросы малышу и хвалила его, а в случае необходимости поправляла: «Где я спрятался? Назови! Точно, отгадал! Или: А вот и не отгадал. А не НА стуле была, а ЗА стулом!»

Шаг второй.

Вам понадобится: ящик или коробка (в которую можно положить игрушки), а также несколько игрушек.

Сначала вместе с ребенком договоритесь, где можно прятать игрушки в этой игре – проведите «тренировку». Попросите ребенка спрятать игрушку в коробку, на коробку, под коробку, за коробку, у (около) коробки, между коробкой и мишкой, перед коробкой. Так Вы проверите, понимает ли малыш значения разных предлогов, не путает ли он их.

Затем предложите малышу спрятать игрушку от Вас в одном из мест, которые Вы уже определили вместе с ним. А Вы будете отгадывать, где она.

Отвернитесь от ребенка, дайте ему время спрятать игрушку и задайте вопросы: «Собачка на коробке? Под коробкой? У коробки? За коробкой? В коробке?». Когда ребенок радостно скажет в подтверждении Вашей отгадки «Да, собачка … (например, в коробке)» повернитесь и проверьте, действительно ли игрушка в коробке. Если допущена ошибка, то исправьте – «Ой, собачки нет в коробке. Где же она? Вот она! За коробкой! Посади собачку в коробку, а теперь – за коробку. Где она сейчас спряталась? Правильно, за коробкой!»

Если ребенку 4-6 лет, то предложите ему спрятать от Вас несколько игрушек в разные места (в коробку, у коробки, за коробкой, под коробкой, на коробку и т.д.) и попробуйте отгадать, где что лежит. Затем повернитесь и вместе с малышом опишите правильное место расположения предметов: «Уточка в коробке. Бегемотик – за коробкой. Машинка – перед коробкой. Собачка – на коробке. Змейка – под коробкой». Посчитайте, сколько очков Вы получили в игре (1 очко – это одна отгадка). Потом поменяйтесь ролями.

В этой игре Вы сможете понять, насколько точно, правильно, свободно Ваш малыш употребляет предлоги и в чем ему нужна Ваша помощь.

Если ребенок неправильно употребляет предлоги, то нужно ему помочь серией увлекательных речевых игр, которые помогут уточнить и закрепить значения разных предлогов. Выберите игры из списка ниже в соответствии с теми проблемами, которые есть именно у Вашего ребенка (какие предлоги им не освоены).

Как проводить игры с предлогами?

Если ребенок путается во всех предлогах, то лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.

Этап 1 – игры с предлогами на, в, под, около – Вы их найдете в статье

Этап 2 – игры с предлогами между, за, перед – серию обучающих игр Вы можете прочитать в статье

Этап 3 – это речевые игры – путаницы с разными предлогами из этой статьи. К этим играм следует переходить тогда, когда ребенок уже знаком с предлогами и активно употребляет их в своей речи, но еще допускает ошибки.

Если ребенок достаточно хорошо освоил предлоги на, в, под, около, между, за, перед, то можно сразу же переходить к третьему этапу – то есть к играм из этой статьи.

Эффективнее всего малышами осваиваются предлоги в активных действиях самого ребенка (в таких заданиях, как спрятать, показать действие, найти), а не в занятиях по книжкам («покажи, где …»). Это означает, что малыш скорее усвоит предлог «на», посадив игрушечную собачку на будку, чем рассматривая картинку в книжке, на которой собачка сидит на будке. Путь здесь такой:

  • от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)
  • к рассматриванию картинок (где? назови)
  • к решению задач без наглядной опоры – словесных задач без картинок и игрушек.

Буквально несколько активных речевых игр могут принести намного больше пользы в занятиях с трехлетним ребенком, чем долгое штудирование с ребенком книжки о предлогах. Ведь ребенок лучше всего познает мир и развивается, играя и активно действуя сам!

Игры с предлогами: идеи для занятий с дошкольниками.

Игра с предлогами «Живые картинки».

Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игра может проводиться в двух вариантах:

А) Дети (ребенок) разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия Ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы ИЗ лейки, ты положил ложку НА стол, ты спрятал что-то ПОД стол и т.д.) Потом они меняются ролями в игре. Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.

Б) Картинка – иллюстрация рассказа или стихотворения выкладывается ребенком на магнитной доске, фланелеграфе или коврографе. Можно инсценировать ситуации на столе с помощью реальных предметов под строчки стихов или небылиц. Ребенок выкладывает изображения – «живые картинки» в соответствии с текстом стихотворения или рассказа.

Предлоги в стихах и играх с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Стихи с предлогами для детей 3-4 лет. З. Александрова. Что взяла – клади на место!

Прочитайте стихотворение З. Александровой и предложите ребенку разыграть его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. В соответствии с текстом стихотворения малышу нужно будет разместить предметы.

Можно провести игру и так, чтобы задания из стихотворения выполняла кукла Оля, а потом малыш исправил ее ошибки и помог кукле справиться с заданиями мамы.

Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.

Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД кровать).

«Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам. (З. Александрова)»

Игра – путаница с предлогами для детей 3-5 лет. А.Валасина. Пирог.

Дети очень любят учиться увлекательно, любят юмор и неожиданные моменты. Именно поэтому я сочинила для речевых занятий с детьми юмористический стишок о предлогах. Это стихотворение – путаница, веселая игра со словами. Попробуйте и Вы поиграть в эту веселую и полезную для развития речи ребенка игру!

Для игры Вам понадобятся игрушки (картинки или предметы): кошка, корзина, картина.

Прочитайте с малышом стихотворение и выложите с помощью предметов или картинок то, о чем рассказал мальчик (по тексту стиховторения). Затем выложите те путаницы, которые у него получились. Спросите ребенка, что перепутал мальчик? Пусть он исправит его ошибки. В конце стихотворения расставьте все вещи на свои места и назовите с ребенком, где они находятся (на стене, под картиной, в корзине, у корзины)

Текст стихотворения:

Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей.
Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.
Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил.
Вот я посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:
«На стене висит картина, а под ней стоит корзина.
В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».
Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.
Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:
«У стены стоит картина, а под нею спит корзина.
На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».
Ой, слова все заблудились и стихи не получились!
Что ж, придётся мне опять эти строчки повторять:
«На стене висит корзина, а в корзине той картина.
У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».


Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!
Вместе будем мы опять эти строчки повторять:
« На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).
В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)».
Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!

Рассмотрите картинки и найдите на них путаницы – небылицы. Назовите вместе с ребенком, где находятся предметы и где они должны быть нарисованы.

Игра с предлогами для малышей. «Курочка и цыплята».

Для игры Вам понадобятся игрушки или картинки: курочка и цыплята. Аналогичную игру можно провести и с другими игрушками – например, коза и козлята, кошка и котята, утка и утята, овечка и ягнята (в зависимости от того, что есть у Вас дома).

Прочитайте ребенку стишок (или спойте песенку):

Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки!

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!

Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!

Предложите ребенку закрыть глаза, а Вы в это время спрячете фигурки цыплят. Используйте для этого те картинки и предметы, которые есть у Вас дома (можно спрятать за книжку, за игрушечное дерево, под кукольной скамеечкой, на машине и т.д.).

Давайте поможем курочке собрать ее деток. Где они спрятались? (попросите малыша найти цыплят и назвать, где они находятся): «Где спрятались цыплята? Правильно, вот один – НА крыльце. А второй? Да, ЗА крыльцом. А третий цыпленок где? Под домом. На пруду. Под кустом. Откуда прибежал цыпленок к маме — курочке? Из-под дома. А этот откуда? Из-за куста. А этот цыпленок где спрятался? На травке у пруда и т.д.»

Речевая игра с предлогом «за». Отгадай, кто спрятался за домом?

Еще одно стихотворение, которое замечательно подходит для закрепления правильного употребления в речи детей предлога «за» — спрятались за домом (за кустом, за машиной, за забором и другие варианты).

Мы сейчас играем в прятки,
А в игре одни загадки.
Не могу найти я Сашу,
Настю, Диму и Наташу.
Никого нет за кустом,
За крыльцом и за столбом.
Мне немножечко обидно,
Что друзей совсем не видно.
Где теперь ребят искать?
Обойду весь двор опять.
Чьи же ноги за машиной?
Там присели Настя с Димой.
Сашу где искать с Наташей?
Вот они, в подъезде нашем.
Не скажу я даже вам,
Куда спрячусь после сам. (В. Пузырев)

После чтения стихотворения поиграйте с детьми в игру «Отгадай, кто спрятался за домом» (за деревом, за кустом и т.д.). Для этого возьмите картинку, изображающую дом, и картинки разных зверюшек и птиц. Прячьте по очереди картинки зверюшек и птиц за силуэтом дома так, чтобы была видна только одна часть изображения живоного. По этой части дети пытаются догадаться, кто спрятался за домом.

Аналогично можно провести игру «Отгадай, кто спрятался за кустом , (за забором, за деревом)»

Пример картинок для такой игры Вы найдете

Предлоги в играх и стихах с детьми старшего дошкольного возраста

(5-7 лет)

Стихи с предлогами для детей 5-7 лет. М. Яснов. Предлоги

Это юмористическое стихотворение лучше всего инсценировать с группой детей. Но если Вы занимаетесь с одним малышом, то можно использовать картинки и располагать их на доске или на листе бумаги в соответствии с текстом стихотворения. Либо разыграть сценку с игрушками на столе.

Сидел прохожий на скамье,
Держал в руках кулек.
А над скамьей сидел скворец,
А под - лежал бульдог.

И тот, в траве, сидящий под,
И тот, что над , в листве,
Глядели на того, кто на , -
Верней на то, что в.

Тогда прохожий взял кулек
И вынул пирожок.
Часть бросил над, часть кинул под,
А остальное - в рот.

И каждый принялся жевать,
Верней, один - клевать.
Пришлось для этого ему
Слететь и прыгать у .

Так теплый, мягкий пирожок
Был съеден от и до,
А смятый маленький кулек
Попал в карман пальто.

И полетел один по-над,
Другой полез из-под
И рядом с третьим побежал
За, перед -
И вперед! (Михаил Яснов)

Шаг 1. Прочитайте стихотворение целиком и предложите поиграть в него – сделать «живые картинки».

Шаг 2. Перечитайте первые два четверостишия и попросите малыша выложить картинку (прохожий на скамье, в его руках кулек, над скамьей на дереве скворец, под скамьей собака)

Шаг 4. Прочитайте последнее четверостишие и спросите малыша, отгадал ли он, кто это такие и что они делают. Кто «полетел по – над»? По – это по чему? (по небу) Над – это над чем? (над листвой, над деревьями) Кто полез из-под? Из-под чего он вылез? (из-под скамейки) С кем он побежал? За кем? Перед кем?» (перед прохожим). Разыграйте сценку с игрушками.

Шаг 5. Расскажите эту историю своими словами вместе с малышом, разыграв мини-спектакль — импровизацию. Помогайте ребенку началом фраз: «Однажды прохожий…. Он сел.. (куда?). Его бульдог… (что сделал?) и так далее»

Стихи с предлогами для детей 5-7 лет. У куста растет ромашка. Развиваем словотворчество и сочиняем небылицы – стихи с предлогами вместе с детьми.

Это стихотворение легко инсценировать с ребенком.

Идеи для этой игры с предлогами:

Вариант 1. Вырежете из бумаги простые силуэты — ромашку, букашку, куст, пташку, рубашку, речку, мост.

Вариант 2. Речкой может быть синяя атласная ленточка или полоса бумаги. Мостом – кирпичик из строительного набора. Кустом – зеленый полуовал из картона. Букашкой может стать красный маленький кружок, пташкой – серый овал среднего размера. Рубашкой – силуэт из бумаги в форме буквы Т. Используйте предметы – заместители, развивающие воображение малышей. И выложите картинку в соответствии с текстом стихотворения.

У куста растёт ромашка.
Под кустом сидит букашка.
Над кустом летает пташка.
На кусте висит рубашка.

Почему? Да потому!
Потому что за кустом —
Возле речки, за мостом —
Сохнет мокрый рыболов,
Без рубашки, без штанов.
Дома удочку забыл
И руками рыб ловил.
Так увлёкся, что споткнулся,
У реки в тоске сидит,
Сохнет, мёрзнет и грустит.

Поиграйте затем в небылицы – придумывайте необычные строчки с предлогами, которые малыш будет инсценировать – выкладывать из картинок в соответствии со значением предлога.

Здесь очень важно, что ребенок при выкладывании картинок будет ориентироваться именно на значение предлогов, а не на жизненную привычную логику. Это более трудная задача.

Варианты наших с детьми путаниц – небылиц по этому стихотворению для «живых картинок»:

Небылица – путаница с предлогами 1.

У куста летает пташка.
На кусте растет ромашка.
У реки сидит букашка.
На мосту висит рубашка.

Небылица – путаница с предлогами 2.

Под мостом висит рубашка,
На мосту растет ромашка.
За кустом сидит букашка,
Над кустом летает пташка.

Небылица – путаница с предлогами 3.

На кусте растут букашки,
Под мостом растут ромашки,
У реки летает пташка,
А в реке живет букашка.

Обычно дети в 4-5 лет охотно сочиняют в продолжение этой игры свои небылицы с предлогами. Например,

На сосне живет рубашка,
Под сосной висит букашка,
У сосны летает пташка
А в сосне растет ромашка!

Поощряйте такую игру детей со словами. Она свидетельствует о развитии языкового чутья у ребенка, помогает ему экспериментировать со словами, звуками, слогами, развивает его языковые и творческие способности. Записывайте небылицы – перевертыши и другие сочинения малышей. Дошкольный возраст – возраст лингвистической одаренности! Но он так быстро проходит! Используйте его возможности на 100%!

Игра с предлогами для детей 5-7 лет. «Котята».

Вам понадобятся: картинки «котята» (5 штук) или игрушечные котята (5 штук)

Прочитайте ребенку стихотворение и попросите его спрятать котяток (куда котята спрятались, малыш узнает из стиха). Затем спросите, откуда выбежал Снежок? (из сапожка) А Мурзик откуда выпрыгнул? (Из корзинки). Матрешка откуда спрыгнула? А Василинка? А откуда выбежал Гришка? (Из шкафа).

Предложите малышу придумать новые места в комнате, куда он спрятал бы котят и назвать (за шкафом, между столом и креслом, под диваном и т.д.)

Затем сыграйте с ребенком в прятки. Пусть ребенок спрячет котят, а Вы будете отгадывать и называть, где они находятся. Затем поменяйтесь ролями. Обязательное правило в игре – называть место, где находится котенок, словами. Только в этом случае считается, что котенок найден и можно поменяться ролями.

Стихотворение к игре с предлогами «Котята»

Как-то раз одни котятки
Поиграть решили в прятки :
Первый прыгнул в сапожок —
Котик маленький Снежок.
Мурзик спрятался в корзинке,
А под столик Василинка.
С синим бантиком Матрёшка
Притаилась у окошка.
Ну, а самый шустрый Гришка
В шкаф забрался, шалунишка!
Вот как малые котятки
Поиграть решили в прятки.
Очень долго их искали,
Только где они, не знали,
Лишь потом, к молочной миске
Прибежали быстро киски.
Раз, два, три, четыре, пять —
Вот и в сборе все опять! (Е. Горева)

Игра с предлогами «Прятки в лесу».

Это стихотворение очень хорошо подходит для инсценировки с группой детей старшего дошкольного возраста или для разыгрывания в театре игрушек или театре картинок. В нем встречаются предлоги «в», «за», «на», «до», «под». После инсценировки можно придумать новые места, в которые могли спрятаться лесные жители и назвать их (в берлоге, в дупле, под пнем, на ветке и т.д.)

Расскажу я вам, ребятки,
Как играли звери в прятки.
Собрались они в лесочке.
Кто попрятался за кочки,
Кто на дерево залез,
Кто ушел поглубже в лес,
А зеленый крокодил –
Он водил.
К кенгуру скакал сынок,
Добежал и в сумку скок!
Мишка косолапый
Спрятался за папой.
А бобрята, как всегда,
Добежали до пруда
И туда!
Вот жираф-акселерат
Росту своему не рад.
Где ж ему укрыться
С высотой пять тридцать.
Передумал он играть:
«Лучше буду наблюдать.
Мне с такого роста
Все увидеть просто».
Колючие ежата
Спрятались под елку.
Их там совсем не видно,
Они как ель – в иголках,
А крокодил в чащобу
Забраться не захочет.
И вот сидят ежата
И шепотом хохочут.
Обиделся Зеленый,
Под нос себе бормочет,
Что он устал и больше
Играть уже не хочет.
Играть сегодня в прятки
Мне больше нет охоты,
Теперь меня пусть ищут»
И плюхнулся в болото. (А. Прокофьев)

Игра «Как убегала белка от лисы»

В этой речевой игре малыш запоминает дорогу белки и повторяет ее по картинкам, используя предлоги.

Игра с предлогами «Найди ошибку» (для детей 5-7 лет).

Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая предложения с ошибками, включайте в них типичные ошибки Вашего малыша. Дополняйте эти сложные для ребенка случаи употребления предлогов просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним. Например,

  • Мы пошли до магазина (мы пошли в магазин)
  • Я сорвал яблоко над дерева (я сорвал яблоко с дерева)
  • Птенчики выпали от гнезда (птенчики выпали из гнезда)
  • Я возьму игрушку у шкафа (я возьму игрушку из шкафа)
  • Кошка прыгнула от стула (кошка прыгнула со стула)

Стихи — загадка с предлогами для детей 6-8 лет.

В 6-7 лет детей знакомят с термином «предлог» и объясняют, что предлоги- это «маленькие слова». Поможет Вам в этом стихотворение:

У дороги кот сидит.
За дорогой дом стоит.
До дороги добегу,
Под дорогой перейду —
Там подземный переход.
От дороги пёс идет.
На дороге – постовой,
Над дорогой – облака.
Шли к дороге мы с тобой
Два часа издалека.
Нам в рассказе о дороге
Очень помогли… (предлоги )


Игры с предлогами всегда очень интересны и занимательны! Желаю Вам и Вашим малышам успехов в овладении родным языком! И еще хочу сказать, что почти все эти игры можно будет проводить и на иностранном языке, когда малыш подрастет.

Наталья Мокеева
Речевые игры и упражнения для усвоения предлогов детьми с ОНР (из опыта работы)

Особую актуальность в коррекционной работе с детьми с ОНР по формированию грамматического строя речи и, предложно-падежных конструкций в частности, приобретают речевые игры и упражнения. Общеизвестно, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Большое влияние игра оказывает на развитие речи ребенка. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых обстоятельствах, связях. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи. Описывает предметы, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы. Речевые игры помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребенка.

Проведение коррекционных занятий по совершенствованию грамматического строя речи в форме речевых игр, занимательных заданий, использование элементов соревнования, двигательной активности, делает занятия более интересными и результативными.

Предлагаю Вашему вниманию речевые игры и упражнения, которые помогут детям научиться слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи…

«Муха»

Игровое поле. Фишкой ходить по полю по инструкции логопеда «2 клетки влево, 3 клетки вниз, 5 вправо, 4 клетки вверх…т. д.

«Что лишнее?»

Выбрать лишнюю картинку:

«Яблоко на дереве; чашка на столе; бабочка на цветке; котенок под стулом».

«Гусеница под листком; мышонок под столом; жук под корзиной; бабочка над цветком»…

«Кубик»

Составить предложение с выпавшим предлогом (по схеме предлога).

«Поезд»

В разных вагонах - разные предлоги, можно составить предложения с предлогами: В НА ПОД…

Составление предложений с предлогами по опорным картинкам.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

«Исправь ошибку»

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепешки.

Овечки в речке, караси у печки.

Под столом портрет, над столом табурет.

«Будь внимательным!»

Логопед произносит предложение, дети называют только маленькое слово.

Миша кладет ложку в стакан.

Миша берет ложку из стакана.

Посуда стоит на подносе.

Бабочка слетела с ромашки.

Работа с сигнальными карточками.

Поднять карточку, если услышите предлог ПО:

Мы прошлись по зоопарку

Там кормили сторожа

Крокодила, антилопу и моржа

Мы вернулись на трамвае,

Привезли домой сирень

Шли по лестнице хромая-

Так устали в этот день.

С. Маршак «Хороший день»

«Дополни»

Дополнить предложение с опорой на картинки.

Машины едут… (по дороге)

Покупатели вышли… (из магазина)

Солнце спряталось… (за тучи).

Мальчик входит… (в автобус).

Мама поставила книги (на полку).

«Скажи наоборот»

Взрослый называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик. - Мальчик взял мяч из ящика.

Девочка налила воду в графин. - …

Мама положила яблоки на стол. - …

Машина подъехала к дому. - …

«Слова перепутались»

Составить предложение из заданных слов:

Картошка, расти, огород, в.

Клубника, тарелка, лежать, на.

Автобус, остановка, подъехать, к.

Яблоко, лежать, яблоня, под.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Играйте с детьми в речевые игры» К пяти годам становится возможным узнавание звука в слове,а так же подбор слов с заданным звуком,то есть развиваются простейшие формы звукового.

«Работа в группах компенсирующей направленности с детьми с ОНР» (из опыта работы) Я работаю в 2 группах компенсирующей направленности с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. А отставание речевого развития нередко.

Игры и упражнения для гиперактивных детей 5–6 лет Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственна двигательная.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности.

Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в условиях общеобразовательного класса (консультация для педагогов) Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,.

Игра легко изготавливается и позволяет разнообразить педагогическую копилку воспитателя. Задачи игры: продолжать обучать детей связному.

"Домик для слова" Цель игры: научить ребёнка определять первый и последний звуки слова и количество слогов в слове. Оборудование: заламинированный.