Конспект занятия знакомство с цифрой 5. Дидактический материал по математике

Тема: Число и цифра 5

Цель: знакомство с числом 5 и цифрой 5, с составом числа 5.

Задачи:

Познакомить с образованием и составом числа 5, научить писать цифру 5;

Развивать логическое мышление, внимание, память, речь;

Воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету.

Оборудование: набор цифр от 0 до 5, тетради, карандаши, картинки с изображением серпа и крючка.

Ход занятия.

    Организационный момент .

Ребята, давайте поприветствуем друг друга! Встаем рядом с партами.

Дети проговаривают слова и выполняют движения:

Здравствуйте ручки хлоп – хлоп – хлоп (хлопаем в ладоши). Здравствуйте ножки, топ – топ – топ (топаем ногами). Здравствуйте щечки плюх – плюх – плюх (хлопаем ладошками по щечкам). Здравствуйте губки – чмок – чмок – чмок (чмокаем губами). Здравствуйте зубки – цок – цок – цок (стучим зубами). Здравствуйте мой носик – бип – бип – бип (дотрагиваемся до носа).

Здравствуй, животик (гладим животик).

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Здравствуйте! Садимся на места.

Ребята! Давайте вспомним ка прямой и обратный счёт. Руки держим перед собой, не забывайте загибать пальчики. Поехали! 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 10.

Сейчас в обратную сторону 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. (разгибают пальчики) Молодцы!

    Введение в тему

Игра «Убираем цифру»

Педагог: Сейчас я вам буду задавать задачи про цифры, которые выставлены на доске, а один из вас кого я вызову к доске будет убирать с доски ту цифру, о которой идёт речь.

Убрать цифру:

Которая стоит сразу после цифры 0 (1);

Которая стоит перед цифрой 4 (3);

Которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 4 раза);

Которая показывает, сколько рук у человека(2);

Которая является ответом задачи; У мальчика было 2 конфеты, он их съел. Сколько конфет осталось у мальчика? (0)

После этого на доске должна остаться цифра 5.

Педагог : Какая цифра осталась на доске?

Дети: 5

Педагог: Сформулируйте тему нашего занятия.

Дети: Цифра и число 5.

Знакомство с цифрой 5. Письмо цифры 5.

Педагог: Где находится 5 в числовом ряду?

Дети: После 4 и перед 6.

Педагог: Как обозначается число 5?

Дети: С помощью цифра 5.

Педагог: На что похожа цифра 5?

Дети : …. (серп, крючок)

Педагог:

Легко запомнить и понять -
На крюк похожа цифра 5.

(На доску вывешиваются картинки с изображением серпа, крючка.)

Педагог : Давайте посмотрим, как правильно писать цифру 5.

Начинают писать немного правее середины верхней

стороны клетки, ведут палочку наклонно чуть выше середины клетки,

потом вправо пишут полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишут волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.

Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.

Пропишите цифру 5

Учитель показывает на доске, дети прописывают цифры в тетради.

    Физкультминутка «Лягушки»

Встанем дети, скажем тихо:

1, 2, 3, 4, 5.

Приподнялись, чуть присели и соседа не задели.

А теперь придётся встать.

На болоте две лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Влево – вправо наклонились

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

    Работа в тетрадях.

Педагог: Дорисуй в каждом ряду столько квадратов, чтобы всего их стало 5. Расскажи, как составлено число 5.

    Итог занятия

С каким числом познакомились?

Как мы получили число 5?

Спасибо за занятие.

Цели :

1. Сформировать у учащихся:

  • представление о числе 5,
  • умение соотносить цифру 5 с количеством предметов;
  • его место в числовом ряду,
  • научить сравнивать число 5 с ранее изученными числами,
  • записывать число 5 с помощью цифры 5;
  • формировать представление о пятиугольнике.

2. Закрепить знание цифр 1-4, уточнить пространственные отношения впереди, сзади;

3. Закреплять количественный и порядковый счёт;

4. Познакомить с геометрической фигурой пятиугольником, звездой;

5. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь.

6. Воспитывать аккуратность, усидчивость, прививать интерес к математике.

Оборудование:

1. Мультимедийная презентация.

2. Наборы цифр от 1 до 5.

3. Счетные палочки

Организационный момент: Начинаем мы опятьРешать, отгадывать, смекать!Пожелаем всем удачи-За работу, в добрый час!

Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Слайд Игра "Молчанка".

Я буду показывать различное количество предметов, а вы – поднимать нужные цифры.

Слайд - Сколько чисел мы уже с вами знаем ? (Ответы детей)

Назовите числа, начиная с самого маленького и заканчивая самым большим.

Назовите числа, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.

Введение числа и цифры 5

Загадка

Пред тобой – пятёрка братьев. Пятерка братьев неразлучна.

Дома все они без платьев. Им вместе никогда не скучно.

А на улице зато Они работают пером,

Нужно каждому пальто. Пилою, ложкой, топором. (Пальцы.)

Слайд

Обведите свою руку

Сколько пальцев на руке?

Каждый пальчик подержи.

Цифру пальчику скажи - 1, 2, 3, 4, 5.

У человека пять пальцев на руке.

Как называется каждый палец на руке?

(Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.)

Пальчиковая гимнастика

(сжать кулачок, по очереди отгибать пальцы)

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит чванный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, кто догадался, с каким числом сегодня познакомитесь?

Правильно, это число 5.

Знакомство с цифрой 5.

Слайд - ЧИСЛОВОЙ РЯД

- Ребята, давайте поищем на числовом ряду нужную нам цифру 5.

Где располагается число 5 в числовом ряду? (после 4, перед 6, между 4 и 6)

- Назовите число, которое стоит перед числом 5? - предыдущее число

Назовите число, которое следует за 5? - последующее число.

Какие числа соседи 5?

На каком месте в ряду чисел стоит 5?

Какое число больше: 4 или 5?

Прямой и обратный счет до 5

Слайд – Рассмотрите цифру 5.

Цифра пять - с большим брюшком,

Носит кепку с козырьком.

В школе эту цифру пять

Дети любят получать.

Игра «На что похожа цифра 5» (Дети называют предметы, которые похожи на 5)

  • На серп, конечно, как не знать.

-Что вы знаете о числе пять? Где встречается цифра 5?

Пять – лучшая оценка в школе:

Слайд

Это фокусник-пятёрка Вы за ней следите зорко!

Налитая, симпатичная. Кувыркнётся - раз и два!

Цифра самая отличная. Обернётся цифрой два.

Слайд

  • Пять пальцев на руке, пять пальцев на ноге.
  • 5 ощущений у человека (зрение, слух, вкус (горький, соленый, сладкий или кислый), запах и осязание.) Осязание - представляет особое чувство, вызываемое прикосновением кожи к различным твердым и жидким телам.
  • Деньги есть – 5 рублей, 5 копеек.
  • Пять лучей у звезды .
  • 5 рабочих дней в недели, - Назовите пятый день недели (повторение по порядку дней недели).
  • 5 углов у пятиугольника,
  • – Как морские звездочки связаны с темой урока? (у них 5 щупальцев)
  • – Где еще вы видели звезды? (Погоны, Кремль, звезда героя)

Письмо цифры 4.

Слайд

1) «СОСТАВИМ ИЗ ПАЛОЧЕК»

Из палочек собрать цифру 5,

Слайд

2) ПИСЬМО ЦИФРЫ 5 В ВОЗДУХЕ

Из каких элементов эта цифра состоит?

(- Начинаю писать немного правее середины верхней стороны клетки, веду палочку наклонно чуть выше середины клетки, потом вправо пишу полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишут волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.)

Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.

Ладонью,

Сложив три пальчика клювиком,

Двумя руками одновременно,

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

Пальцы делают зарядку, (Дети вытягивают руки вперёд,

Чтобы меньше уставать сжимают и разжимают кулачки)

А потом они в тетрадке

Будут циферки писать.

Геометрический материал.

1. Соединим цифры по порядку и у вас получится рисунок.

? - Какая фигура получилась? Почему её так назвали?

(пятиугольник, у этой фигуры 5 углов, она состоит из пяти отрезков)

2. Соедините цифры по порядку и у вас получится рисунок.

? -Какая фигура получилась?

? – Чем отличаются фигуры?

(у пятиугольника стороны не пересекаются, а у звезды пересекаются)

Творческое задание . - Работа со счетными палочками.

Покажите 5 палочек.

Что можно сложить из 5-ти палочек?

ИТОГ

? - Ребята, с какой новой цифрой мы познакомились сегодня? (Цифрой 5)

Всех прекрасней цифра пять!

Вот всегда бы пять и пять!

Презентацию можно скачать .

Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.

Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 1 класса
Тренажер по Петерсон Л.Г, Пособие по Петерсон Л.Г.

Цифра 5 и число 5, знакомство

Мы снова отправляемся в чудесную страну "Математику". И наш друг маленький Лисёнок - вместе с нами, он тоже хочет получать знания. Усаживайтесь поудобней и в путь. Вы помните, что в стране "Математики" в "Лесной школе" умный Гном рассказывается о математических премудростях.

Но прежде, чем отправится в страну "Математика", давайте вспомним, какие числа мы уже знаем, и у кого мы были в гостях?

Молодцы, вспомнили и Лисёнку подсказали. А теперь посмотрите на следующую картинку и попробуйте угадать: к кому мы сегодня отправимся в гости?


Найдите закономерность. В каком ряду не хватает вишенок?



Вы уже догадались, что сегодня мы отправляемся в гости к цифре и числу

Цифра 5 с большим брюшком,
У пятёрки кепка с козырьком.
В школе эту цифру 5
Дети любят получать.

Встречаем цифру 5

Я пятёрка озорная!
Всем отличникам родная!
Чтобы с вами я дружила
Надо очень много знать,
Писать, считать и умножать.
И обязательно всегда энциклопедию читать!

Посмотри на цифру 5.
Как же нам её писать?..
Вертикальный ставь штришок,
Ниже маленький кружок,
Сверху - хвостик небольшой.
Цифра 5 перед тобой!

Черпак, которым черпаем мы воду, похож на цифру пять.


Морской конёк, что скачет в океане,
пятёрке нашей словно брат.


На свою руку ты взгляни, увидишь, что пальчиков на ней пятёрка.


Пять лопастей у листьев клёна


Звезда морская пять лучиков имеет.


Пять линеек в нотной строчке.
Это будет нотный стан.
И на нем все ноты-точки
Разместились по местам.


Как видите, ребята, цифра 5 важная и везде она нужная.

Любые числа указывают на количество, а цифры служат для записи числа. Число может состоять из одной цифры или из нескольких.

Все числа, которые стоят впереди числа 5, меньше ПЯТИ, а те, что за числом 5, - больше ПЯТИ.


Давайте вместе подумаем: из чего состоит число 5?

Посмотри на следующий рисунок и скажи: сколько кругов на нём изображено? А сколько квадратов? Сколько треугольников? Сколько пятиугольников? Найди закономерность.

Посмотри, как этот рисунок можно записать в виде примеров:

Из этих чисел состоит число ПЯТЬ.

Умный Гном дал задание Лисёнку решить задачи. Помоги ему.

А теперь разные задачки на число 5

Цыпляток курочка считает
Один, два, три...
Цыпляток не хватает.
Стала курочка искать,
Малышей скорее звать.
У гумна один гуляет.
Спрятался в траве второй,
Самый славный и большой.
Маленьких цыпляток помоги ей посчитать
Один, два, три, ...


В гнёздышке сидели два маленьких птенца
Жёлтых и пушистых близнеца.
Из скорлупки выглянули ещё два,
А ещё один пока не хочет.
Посчитай скорее, сколько птенцов находится в гнезде?


Рано утром Ёжик по грибы пошёл.
В роще под берёзкою он грибы нашел.
Маленький опёнок, два рыжика и белый гриб.
Под осиной под листочком спряталась лисичка.
Всем грибам сестричка.
Помоги скорее грибочки посчитать.
Сколько будет? Ровно...


На берегу ребята с удочкой сидят,
Внимательно на поплавки глядят.
Рыбак Саша поймал двух окуней.
Рыбак Паша поймал двух карасей.
А рыбачка Соня изловила щуку.
Вот такую, большущую, с руку.
Сколько рыб поймали рыбаки?
Помоги им посчитать.
Будет рыбок ровно...


Молодцы, ребята, задачки все решили.
Лисёнку помогли, про Гнома не забыли!


Число 5 мы изучили.
Ни о чём мы не забыли.
Будем дальше познавать!
И учиться лишь на ПЯТЬ!


Сегодня мы закончим радостно урок.
Уже на перемену прозвенел звонок.
А завтра снова встретимся,
Чтобы вновь отправиться в страну,
Где ждёт нас математика, с её умными жителями.

Конспект занятия "Знакомство с числом 5 и цифрой
5"
Цель: знакомство с образованием числа 5 и с цифрой 5,умение считать до пяти,
закрепление геометрических фигур, развитие логического мышления, памяти, внимания,
мелкой моторики пальцев рук, воспитываем чувство сострадания и желание помочь героям
сказки.
Ход занятия
Сегодня хочу вам рассказать сказку «Репку». Сказку необычную с математическими
заданиями.
Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Тянет дед репку, а вытянуть не
может. Позвал дед бабку. А бабка говорит: «Выполнят детки задание, тогда и помогу тебе
дед».
­ Сколько на столе тарелочек? (4)
­Сколько ложек? (3)
­ Тарелочек больше или ложек? (Тарелочек больше, а ложек меньше)
­ Какое число меньше 3 или 4?
­ Какое число больше 3 или 4?
­ Что надо сделать, чтобы было поровну? (Надо убрать одну тарелочку, надо добавить
одну ложку)
­ Добавим одну ложечку. Сколько стало ложечек? (4)
­Что можно сказать про тарелки и про ложки? (их стало поровну)
А бабка и говорит:
­ Ах, вот еще у меня одна тарелочка.
­ Сколько стало тарелочек? (5)
­ Как получилось пять тарелочек? (к 4 тарелочкам прибавили еще одну тарелочку,
получилось 5 тарелочек)
­ Тарелочек 5, а ложек сколько? (4)
­ Больше тарелочек или ложек? (тарелочек)
­ Число 4 больше 5? (меньше)
­ Число 5больше 4? (больше)
­ Как сделать, чтобы тарелочек и ложек было поровну? (добавить 1 ложку)
­ Что мы сделали, чтобы ложек стало 5? (к 4 ложкам добавили еще 1 ложку)
­ Сколько тарелочек? Сколько ложек?
Бабка:
­Спасибо, малыши, помогли старому человеку тарелки разложить. Помогу и я деду репку
тащить.

Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.
Внучка и говорит:
­ Помогу вам, только детки пусть меня научат считать и познакомят с новой цифрой.
­ На полочке стоят чашки, давайте посчитаем. (5)
На столе лежат карточки с цифрами 1,2,3,4,6,7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей.
Детям предоставляется самостоятельность. Если никто не сможет правильно выбрать
цифру 5, вопросы:
­ Сумели вы выбрать карточку с нужной цифрой? (нет)
­ Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записывается число5)
Показ цифры 5. Беседа о цифре.
­ Давайте вместе с внучкой обведем на листочках по точкам цифру 5. (работа на
листочках).
Внучка:
­ благодарю вас, ребята! Помогли вы мне, познакомили с цифрой 5, научили считать до 5.
Помогу и я бабушке.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку.
Жучка говорит:
­ Помогу вам репку тянуть, но сначала пусть детки со мной отдохнут.
Физминутка:
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть
не могут. Жучка позвала кошку.
Кошка:
­ Очень я проголодалась, угостите меня рыбкой. Сил нет тянуть репку.
­ На доске геометрические фигуры, назовите их. (круг, треугольник, овал, прямоугольник,
ромб, квадрат).
­ На столе у вас лежат геометрические фигуры, какие? (ромб, треугольник)
­ Из ромба и треугольника сделайте рыбку.
Кошка:
­ Молодцы, ребята! Пойду помогу репку тянуть.
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут
потянут, вытянуть не могут. Кошка позвала мышку.
Мышка:
­ Помогу, если дети расскажут, что нового они узнали, с какой цифрой познакомились?
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка
за репку. Тянут потянут, вытянули репку. Спасибо вам за помощь, ребята.

Вера Васильева
Конспект занятия «Число и цифра 5»

Образовательные области : коммуникативная, двигательная, продуктивная, игровая.

Цель : Создать условия для знакомства с числом и цифрой 5 .

Задачи :

Образовательные :

Сформировать у детей представления о числе 5 ;

Сформировать умение соотносить цифру 5 с количеством предметов;

Сформировать умение находить место числа 5 в числовом ряду ;

Научить сравнивать число 5 с ранее изученными числами ;

Формировать представление о пятиугольнике;

Закрепить знание цифр 1-4 ;

Уточнить пространственные отношения : слева, справа, посередине, сверху, снизу;

Закрепить количественный и порядковый счет;

Познакомить с геометрической фигурой – пятиугольником, звездой;

Развивающие :

Развивать математические речь, внимание, память;

Развивать умение работать самостоятельно;

Воспитательные :

Воспитывать аккуратность, усидчивость, прививать интерес к математике;

Воспитывать умение слушать других.

Оборудование : наборы цифр от 1 до 5 , счетные палочки, деревянные цифры в виде вагонов поезда, листы бумаги с расчерченными 9 квадратами, картинки звезды, пятиугольника.

I. Орг. момент

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать смекать!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

II. Актуализация знаний и постановка задачи

Дефектолог : «Дети, посмотрите, кокай необычный поезд к нам приехал. Что он нам привез? Правильно, цифры . Давайте назовем их от самой меньшей до самой большей – 1, 2,3,4. а теперь от самой большей до самой меньшей.

2. Игра «Молчанка» . Педагог показывает различные количества предметов, а дети поднимают необходимую цифру .

3. Введение числа и цифры 5 . Загадка.

Пред тобой пятерка братьев

Дома все они без платьев.

А на улице зато

Нужно каждому пальто (пальцы)

Сколько пальцев на руке?

Каждый пальчик подержи - цифру пальчику скажи – 1 ,2,3,4,5.

У человека 5 пальцев. Как называется каждый палец на руке? Давайте сделаем пальчиковую гимнастику и назовем каждый пальчик

У девочек и мальчиков на руке пять пальчиков

Палец большой – парень с душой,

Палец указательный – господин влиятельный,

Палец средний – тоже не последний,

Палец безымянный – с колечком ходит чванный,

Пятый мизинец – принес нам гостинец

5. - Сообщение темы и цели.

Дефектолог : Ребята, кто догадался, с каким числом сегодня познакомитесь? Правильно, это число 5 .

Знакомство с цифрой 5 .

Дефектолог : «Ребята, послушайте наш поезд загудел, он везет нам еще одну цифру . (Показывает цифру 5 .) Ребята, а где располагается число 5 в числовом ряду . (После числа 4 . Дефектолог помещает на доске цифру 5 за цифрой 4 . А дети делают это на столах).

Прямой счет от 1 до 5;

Обратный счет от 5 до 1;

Порядковый счет – дети выясняют, что число 5 стоит на 5 по счету месте.

Выясняют, какое число больше , а какое меньше?

Ориентировка на листе бумаги.

Дефектолог : Ребята, положите цифру 1 в правый верхний угол; цифру 2 в нижний левый , цифру 3 в правый нижний угол, цифру 4 в верхний левый угол, цифру 5 в середину листа .

Правильность выполнения проверьте в образце на доске.

Работа с палочками.

Дефектолог : «Положите перед собой три палочки, какую геометрическую фигуру можно из них выложить? (Правильно, треугольник)

- «Добавьте еще одну палочку : сколько стало палочек? (Правильно, 4) Какую фигуру можно из них выложить? (Правильно, четырехугольник или квадрат) »

- «Добавьте еще одну палочку. Сколько стало палочек? (правильно, 5) А какую геометрическую фигуру можно сложить из пяти палочек. Правильно, пятиугольник). При затруднении у детей, дефектолог показывает картинку пятиугольника и объясняет, что у этой фигуры пять углов, пять отрезков.

«А какие еще предметы имеют пять углов? Посмотрите : пять лепестков у цветка, пять щупальцев у морской звезды, пять лучей у звезды на красной площади»

III часть. Итог.

Дефектолог : «Дети, с каким числом и цифрой мы познакомились ? Что понравилось вам на занятии ? Что вам удалось?» Оценка деятельности детей педагогом.

А в заключении, ребята, давайте отправим наш поезд за другими приключениями.

Публикации по теме:

Конспект занятия по математике «Число 8. Цифра 8» Тема: Число 8. Цифра 8. Цель: Создать условия для усвоения числа и цифры 8; познакомить с графическим обозначением цифры 8. Формировать.

Индивидуальная работа с детьми по ФЭМП «Число и цифра 2» 1. Задание: Воспитатель: Было одно яблоко. Буратино принес еще одно. Давай попробуем их сосчитать. Указательный палец поможет тебе. Передвигай.

Конспект НОД по ФЭМП для старшей группы «Число и цифра 8» Конспект НООД в области познание (ФЭМП) для старшей группы. Тема: «Число и цифра 8». Цель: Ознакомление с образованием числа и цифры восемь.

Конспект занятия по ФЭМП «Число и цифра 6» Занятие по ФЭМП. Число и цифра 6. Цель занятия: Познакомить с образованием числа 6 и цифрой 6; учить называть числительные по порядку, правильно.

Конспект НОД по ФЭМП «Цифра 8. Число 8» Ход занятия: Ребята, сегодня к нам в гости пришли Лисичка со своим другом Мишуткой. Оказывается, между ними возник спор. Зайчонок уговаривает.