Состав гуаши. Гуашь

Вы решили приобщить ребенка к прекрасному - научить его рисовать. Или сами «тряхнуть стариной» и изобразить что-нибудь этакое. Но не знаете, какие краски лучше выбрать. Давайте разбираться.

Классификация красок

Краски отличаются друг от друга по составу, консистенции и запаху. Для рисования подходят следующие:

  • акварельные;
  • гуашевые;
  • акриловые;
  • масляные;
  • пальчиковые.

Что может быть лучше акварели

Эта разновидность красок знакома каждому (так сказать, привет из далекого детства). Акварельными красками (кстати, их придумали китайцы) можно нарисовать любой сложный пейзаж - ведь их существует порядка сорока цветов, да еще огромное количество всевозможных оттенков.

Чем хорош этот вид красок? Тем, что это экологически чистый продукт, который не страшно даже детям дать, чтобы занять их досуг. Пусть рисуют! Может, станут Репиными или Айвазовскими. Рисунки, выполненные с помощью акварельных красок, отличаются какой-то воздушностью, естественностью, легкостью и прозрачностью.

Из чего делают В состав этого вида красок входят:

  • Прозрачная смола. Ее получают в результате высыхания сока разнообразных видов акаций.
  • Сахарный песок (или глицерин).
  • Пластифицирующие вещества, улучшающие качественные характеристики продукта.

Важно! Несмотря на все достоинства акварели, не забывайте об одном моменте, который должен вас насторожить: в состав красок в обязательном порядке включены и антисептические вещества (например, такой нелюбимый всеми фенол). Поэтому, используя не стоит забывать про это и проявлять чудеса беспечности.

Делаем краски сами

Конечно, какой-нибудь супер взыскательный профессионал, взглянув и попробовав использовать самодельные краски, фыркнет и скажет, что этим невозможно создать «шедевральное» произведение искусства. Но в защиту красок, изготовленных в домашних условиях своими руками, приведем следующие аргументы:

  • они великолепным образом подходят для занятий каждый день с детьми (особенно дошкольного возраста), так как не въедаются в кожу рук и их легко можно оттереть (а в случае попадания на одежду - легко отстирать);
  • нет нужды очень часто посещать торговые точки, чтобы приобрести товар (у вас дома он всегда есть в наличии);
  • краски не смешиваются друг с другом и остаются чистыми;
  • имеют яркий цвет и скользят, как по маслу.

Итак, приступим. Вам понадобятся:

  • пищевая сода - четыре столовых ложки;
  • столовый уксус - две столовые ложки;
  • любой светлый сироп - 1/2 столовой ложки;
  • крахмал (лучше кукурузный) - две столовых ложки;
  • красители в жидком виде или в порошках (исключительно пищевые);
  • любые подходящие емкости (например, формочки для кексов или льда).

Алгоритм изготовления твердых акварельных красок

Как делают краску акварельную:

  • Тщательно смешиваем в емкости, имеющей носик (потом будет очень удобно разливать смесь по формочкам), два компонента: соду и уксус.

Важно! Не торопитесь: подождите, пока шипение закончится. Только после этого продолжайте «творить».

  • Добавляем следующих два ингредиента: крахмал и сироп. Все тщательнейшим образом перемешиваем, не оставляя никаких комочков.
  • Разливаем смесь по формочкам.
  • Распаковываем красители и добавляем их в формочки.

На заметку! Формочки маленькие - поэтому чтобы размешать в них краситель пользуемся зубочистками или спичками. Делаем все очень быстро: уложиться надо в течение 1 минуты. И еще один нюанс: если краски по консистенции получились слегка жидковатыми, то просто добавьте немного крахмала.

  • Оставляем краски высохнуть. На это понадобится 1-2 дня (если установите лоток со свежеприготовленными красками на батарею, то процесс высыхания пойдет быстрее).

Когда они окончательно высохнут, просто возьмите кисть, обмакните ее в воду и начинайте «ваять»!

Гуашевые краски - тоже неплохой выбор

Этот вид красок любят использовать как художники-профессионалы, так и те, кто еще только встал на эту стезю. Тем не менее, выбор хороший, так как гуашь имеет довольно сочные и яркие цвета; густую и маслянистую текстуру. Гуашевые краски подразделяют на плакатные (более плотные по консистенции и яркие; используют для работ по оформлению) и художественные.

Гуашевые? Вопрос очень простой. Этот вид красок является «прямым родственником» акварели. В состав входят такие же пигментированные частицы и все та же водорастворимая составляющая на основе клея. Единственное отличие - в гуашь добавлены натуральные белила, которые придают ей большую плотность, нежную бархатистость и выбеленность. Картины, выполненные с использованием акварели или гуаши, отличаются своей трепетностью, нежностью и живостью. Их нельзя спутать с другой техникой.

А почему бы не использовать масляные краски

Все очень просто: раз краска масляная - значит, в ее состав входит что? Правильно - масло. Кто ее изобрел - история умалчивает. Эта разновидность краски вряд ли подходит для малышей, занимающихся рисованием дома. А вот детям (будущим, возможно, гениальным художникам), посещающим специализированные заведения художественной направленности, они подойдут вполне (ведь они, дети, знают, как ими пользоваться без вреда для здоровья).

Из чего делают краски масляные? Замешивают их, в основном, на льняном масле, которое подверглось уникальной в своем роде технологической обработке. Помимо этого основного компонента, в продукт входят смола (алкидная) и вещества, позволяющие краске быстро высыхать. А это немаловажная деталь.

Чем хороши масляные краски? Тем, что в течение долгого периода их цвета остаются такими же яркими и глубокими.

А попробуйте использовать акриловые краски

Сегодня акрил является очень популярным покрытием, которое еще несколько десятилетий назад вообще было никому неизвестно. Прогресс не стоит на месте. Акриловые краски очень быстро сохнут, имеют довольно насыщенную палитру цветов, а также их легко можно наносить не только на бумагу или картон, но и на пластик или керамику.

Из чего делают краски акриловые? Прежде всего, надо отметить, что это, конечно же, синтетический продукт, который создан на основе таких полимеров, как этил, бутил и метил. Помимо них, присутствуют вода и пигменты.

Как «реанимировать» акриловые краски

Что делать - акриловые краски высохли? Чем можно их разбавить? Водой. Только следует помнить о некоторых условиях:

  • В жидкости не должно быть никаких примесей. Следовательно, надо использовать дистиллированную воду (ее можно купить в строительном магазине или аптеке). Если нет возможности приобрести, то просто прокипятите обычную воду из-под крана и оставьте ее на некоторое время отстояться.
  • Температура воды должна быть порядка +20 градусов.

Важно! Пропорции играют важную роль. Если разбавите в соотношении 1:2 (то есть, одна часть красящей смеси и две воды), то раствор будет иметь довольно жидкую консистенцию и сгодится только для основы под базовый слой. Если в соотношении 1:1, то отлично подойдет в качестве базового покрытия.

Краски для самых маленьких

Есть такие краски, которые предназначены для совсем маленьких детей, не умеющих держать ни карандаш, ни кисточку. Называются они пальчиковые. Краски хорошо ложатся на поверхность и не стекают никаким образом с пальцев. Работать с ними очень легко: просто опускаете палец в баночку с краской, затем касаетесь бумаги (картона или стекла). Все, готово! Можете выставляться в галерее!

Каковы компоненты подобных красок? Изготовлены они на водной основе и в состав входят только пищевые красители. Правда, вряд ли малышу этот продукт придется по вкусу, так как краски имеют горький или соленый привкус. Сделано это специально, чтобы у ребенка не было соблазна подкрепиться ими до обеда.

Каким образом используют гель-краску

На этот вопрос наилучшим образом ответят модницы. Уж они-то точно знают, что делают привлекательными ногти. Причем, используя это покрытие, можно сделать маникюр на ногтях любой формы и любого размера (как на натуральных, так и на нарощенных). Главным плюсом подобных красок является то, что они хорошо смешиваются, что позволяет получить огромное количество дополнительных оттенков.

В заключении

Теперь вы знаете, из чего делают краски для рисования. И с полным сознания дела можете окунуться в этот увлекательный процесс.

guazzo водная краска, плеск) - вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель .

Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции , хотя техника создания этой краски значительно старше - она использовалась в Европе в средние века.

Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в Средние века , обыкновенно в комбинации с акварелью. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизов , картонов и других подготовительных работ, а также для портретных миниатюр . Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX - начало XX в. В России художники объединения «Мир искусства » писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества.

Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название гуашь.

Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета несколько выбеливаются (высветляются), что должен учитывать художник в процессе рисования. С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми. Высохшее изображение, сделанное гуашью, слегка светлее влажного, что делает сложным подбор цвета. Основа также может быть чувствительной к образованию трещин, если наложена слишком толсто. Эта проблема может быть в определённой степени ослаблена использованием утолщающей основы, например, aquapasto .

Школьный набор гуаши

Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере. Гуашь широко применяется в декорационной живописи, при выполнении различных эскизов. Очень часто используют её для цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, даёт возможность вносить исправления в процессе работы. Слой краски средней толщины сохнет от 30 минут до 3 часов в зависимости от влажности воздуха. Плакатная гуашь отличается от художественной большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью, что достигается заменой цинковых белил каолином , меньше разбеливающим краску и делающим её более плотной, насыщенной и звучной.

Для декоративных работ и оформления спектаклей выпускаются флуоресцирующие гуашевые краски. Эти краски обладают способностью флуоресцировать под действием ультрафиолетовых и видимых фиолетовых, синих и зелёных лучей. Флуоресцентная гуашь обладает свойством при облучении усиливать свою яркость, что используется при декорационных эффектах в темноте. Гуашевые флуоресцентные краски разбавляют водой. Эти краски имеют низкую кроющую способность, поэтому рекомендуется наносить их на белую подложку - белый грунт, бумагу и т. п., что делает их более яркими, при этом краски следует наносить тонким слоем. Флуоресцентная гуашь не водостойка, поэтому применять её вне помещений не рекомендуется.

Источники

  • Изаксон А. Как работать гуашью // Художник. 1961, № 3. С.54-55.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Цель: д ать возможность увидеть межпредметную связь химии и изобразительного искусства через демонстрацию широкого спектра художественного материала и его химического состава.

Задачи:

  • формирование у учащихся единой картины мира;
  • познакомить учащихся с различными художественными средствами и их химическим составом;
  • формирование познавательного интереса и положительной мотивации к изучению химии и изобразительного искусства;
  • развивать навыки работы с новым для учащихся художественным материалам - пастель.

Ожидаемый результат:

  • расширить знания учащихся о художественных материалах;
  • познакомить учащихся с химическим составом разнообразных художественных средств;
  • научиться работать в технике пастель.

Оборудование:

  • иллюстрации различных картин выполненных: простым карандашом, акварелью, гуашью, маслом, темперой, акриловыми красками, пастелью, сангиной, соусом, сепией;
  • карточки с химическими формулами;
  • художественные материалы: уголь, простой карандаш, акварель, гуашь, темпера, масло, акриловые краски, сангина, соус, сепия, пастель;
  • Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева;
  • специальная бумага для работы пастелью;
  • муляжи фруктов и овощей для практической работы.

Подготовительный этап:

  • перед уроком оформляется доска (иллюстрации и химические формулы). С оформлением доски связана вся работа учителей на уроке
  • 2 учащихся готовятся выступить на уроке в роли первобытных людей, которые рисуют углем
  • на бумаге учителя готовят рисунок стены пещеры на которой будут рисовать первобытные люди.

Ход урока

Учитель ИЗО: Сегодня мы проводим с вами бинарный урок "Химия красок".

Учитель химии: На уроке мы покажем вам взаимосвязь двух разных школьных предметов - химии и ИЗО; познакомимся с различными художественными материалами и их химическим составом и поработаем в новой для вас технике - пастелью. Особое внимание обратите на различный цвет химических элементов в формулах и найдите определенную закономерность, в конце урока при подведении итогов вы должны будете её сформулировать.

Итак, мы начинаем (примеч.: пока говорит учитель химии выходят первобытные люди и начинают рисовать на стене пещеры. Представьте себе первобытного человека. Скажем 30тысяч лет назад. Его окружает враждебная и непонятная природа, хищные звери. Живет он вместе с себе подобными в пещере. Заворачивается от холода в звериные шкуры. Главная задача: добыть пропитание в утомительной и опасной охоте. Оружие и орудия труда самые простые. Да и сам он чрезвычайно прост: ничего не знает ни о мире, ни о самом себе. И вдруг:

Учитель ИЗО: Что было толчком к созданию первого наскального рисунка? Пришло ли ему в голову обвести угольком тень на скале? В этот момент из тьмы полного, почти животного невежества засиял мощный свет, который потом, через века и тысячелетия, станут называть всеобъемлющим словом - Искусство. Самые древние изображения на стенах пещер: хаотические волнистые линии и отпечатки руки. Ученые XIX века были просто поражены точностью и разнообразием пещерной живописи. Почему пещерной? Именно стены пещер покрывались невероятным количеством рисунков, где были изображены животные: олени, лошади, коровы, зубры.

Учитель химии: А чем рисовали первобытные художники?... Конечно же углем. Уголь является старейшим и простейшим материалом для рисования. Его палочки имеют неправильную форму и разную толщину. Кроме них имеются угольные карандаши, в которых уголь смешан с глиной. Они прочнее и позволяют получить более интенсивные линии, чем угольные палочки. Уголь часто используется для выполнения предварительных рисунков.

Учитель ИЗО: При работе углём можно использовать разные техники: перекрёстную штриховку, растушевку пальцами. Уголь хорошо сочетается с другими материалами, особенно с мелом-белым, серым, сепией и сангиной .

Учитель химии: Карандаш представляет собой графитовый стержень в деревянной оправе. Для закрашивания больших участков обычно используется графитовый порошок, который наносится пальцем или тряпкой. Он позволяет получить не черный, а металлически-серый цвет. Для рисования применяется немелованная бумага, а для стирания или раскрытия пробелов в цветовом пятне следует использовать ластик. Карандашом можно рисовать линии и выполнять штриховку.

Графитные карандаши известны с 16 века. Карандаш из смеси графитного порошка с глиной в деревянной оправе появился в конце 18-начале19 века. Но у графитовых карандашей было 2 существенных недостатка: они пачкали пальцы и быстро ломались. В конце 18 века чех И. Гартмут стал делать стержни для карандашей. Составной частью современных карандашей в зависимости от назначения являются: графит, глина, сажа, двуокись титана, древесный уголь, воск - монтан, гипс, крахмал.

Учитель ИЗО: Самые твёрдые грифели подойдут для рисования бледно-серых тонких линий, при сильном нажиме они даже могут поцарапать бумагу. Самыми мягкими грифелями можно рисовать темно-серые толстые линии разной интенсивности. Сочетание карандашей разной твёрдости на одном рисунке приводит к очень интересным результатам.

Учитель ИЗО: А сейчас мы продолжим знакомство с художественным материалом. Каждый вид красок имеет свои достоинства и недостатки. Они имеют несхожие качества и разное время высыхания. Краски придают и разный внешний вид готовому произведению. Кроме того, от вида краски зависят продолжительность сохранности изображения, срок выцветания и период старения, а также многие другие характеристики живописного произведения. Поэтому художник, исходя из качеств того или иного вида красок, сам выбирает нужный ему вид для своей работы .

Учитель химии: Есть краски простые в применении, но имеющие прекрасные изобразительные свойства. К таким краскам относится акварель. Она лучше всего подходит для начинающих художников и для выполнения учебных рисунков. Акварель - это водяные прозрачные краски. Название "акварель" происходит от латинского "AQUA" - вода. Однако вода в акварельной живописи - это только разбавитель. Сами краски изготавливаются из стойких пигментов (красителей) и связующих веществ. Состав: растительные прозрачные клеи - гуммиарабик; глицерин, сахар (пластичность, удерживает влагу); бычья желчь (не скатываются краски в капли); фенол (не разрушение плесенью) . Свойства связующих веществ позволяют акварели иметь главное достоинство - прозрачность тонкого красочного слоя.

Учитель ИЗО: Техника акварели отличается особой сложностью, так как исправления практически невозможны. Художник должен уметь точно определить количество воды, которое необходимо добавить в краску, чтобы добиться нужного эффекта. Сначала наносят светлые тона, для получения которых краски необходимо развести водой; затем - тёмные тона. Наиболее часто используют следующие акварельные техники: размывки, лессировки, работу "по сухому" и "по сырому" . Не следует брать на кисть слишком много краски, чтобы она не потеряла присущей ей яркости.

Учитель химии: Следующее средство - гуашь. Она бывает плакатной и художественной, причем плакатная гуашь гораздо ярче. Гуашь, так же, как и акварель, может разводиться водой. Но если гуашь свежая и не утратила сметанообразного состояния, лучше свести использование воды к минимуму. Иначе при высыхании краска будет ложиться неровно и получится множество разводов. В состав гуаши входит достаточно много различных компонентов- гуммиарабик, глицерин, масла, фенол. Главными же своими качествами - непрозрачностью и хорошей способностью закрывать предыдущий слой любого цвета - гуашь обязана входящим в ее состав белилам (свинцовые, цинковые, титановые или баритовые). Правда, из-за них любой оттенок гуаши в высохшем виде становится почти наполовину светлее. Это свойство следует учитывать при работе с гуашевыми красками.

Учитель ИЗО: Гуашь высыхает очень быстро, и примерно через час работа уже сухая. Высохшие краски приобретают приятную матовую, бархатистую поверхность. Хранить гуашь следует плотно закрытой, не давая ей высохнуть и предохраняя от холода. Если краска всё-таки высохла, её моно залить слабым раствором столярного клея или водой и дать настояться. Гуашь - это как раз тот материал, который чаще всего применяется в технике, использующей смешанные материалы. Гуашь обычно используется с пастелью, поскольку поверхности, закрашенные ей, при высыхании становятся шероховатыми, а частицы пастели, как и частицы мела, угля, хорошо с ней сцепляются.

Учитель химии: Масло считается самым совершенным видом красок для живописи. Оно позволяет работать в различных техниках, обладает высокой способностью закрывать предыдущие слои краски, не изменяется в цвете. Масляные краски состоят из красочного пигмента и связующего вещества, в качестве которого используется льняное, маковое масло либо масло грецкого ореха. Бывают масляные краски: цинковые, свинцовые, титановые, кадмиевые, хромовые и др. .

Учитель ИЗО: Масляные краски сохнут долго, они обладают особой пластической выразительностью. Для разведения красок используют скипидар. Кроме того, при работе маслеными красками легко делать исправления и получать плавные переходы тонов. Маслом можно писать на любой основе- холсте, дереве, металле, бумаге, - предварительно загрунтованной. Краски наносят тонкими слоями в виде лессировок или пастозными мазками. Полное высыхание масляных красок происходит примерно через 100-120 лет, после чего они трескаются и могут отслаиваться от холста. Выполненные маслом картины живут столетиями.

Учитель химии: Состав темперных красок бывает различным, так как кроме цветового пигмента в их состав входит связующая эмульсия. От типа связующей эмульсии зависят многие свойства темперы. В природе существует целый ряд натуральных продуктов, которые используется в качестве темперных эмульсий. Это молоко, яичный желток, сок некоторых растений. В настоящее время наиболее распространенными являются яичные, казеиновые, гуммиарабиковые темперные краски . Темперные краски достаточно "капризны" при хранении: они расслаиваются, загустевают, подвержены гниению. Кроме того, тепмера боится холода и мороза.

Учитель ИЗО: Темпера занимает по сложности работы ею промежуточное место между гуашью и маслом. Темперные краски, как и гуашь, в процессе работы разбавляются водой, но после высыхания переходят в нерастворимое твердое состояние, которое, в отличии от масляных красок, невозможно изменить, размыв их водой. В процессе высыхания темпера может сначала темнеть, а потом светлеть.

Учитель химии: Акриловые краски как нельзя лучше подходят для профессиональной работы, так как после высыхания они образуют водостойкую пленку. Краски были созданы сравнительно недавно, они представляют собой нетоксичный раствор акриловый смолы с высокой концентрацией пигмента. Они имеют ряд преимуществ по сравнению с жидкими акварельными красками. Во-первых, они очень быстро сохнут, поэтому бумага при их нанесении не коробится. Во-вторых, акриловые краски очень прочные и стойкие к воздействию воды, их цвет не меняется благодаря образованию водостойкой пленки. Состав: синтетический клей, латексный клей .

Учитель химии: Сангина - это палочка красноватого земляного тона, классический материал для рисования. Техника рисунка известна с эпохи Возрождения. Состав: каолин и оксиды железа.

Учитель ИЗО: Сангина является классическим материалом для рисования, идеальным для изображения тела, поскольку позволяет получить гармоничные и плавные переходы от одного тона к другому. Наилучшие результаты можно получить, если рисовать сангиной на цветной бумаге и использовать белые мелки для изображения светлых участков и рефлексов.

Учитель химии: Слово пастель происходит от итальянского "пастелло" - так называлась техника рисунка черным карандашом с последующей подцветкой цветными карандашами. Пастель представляет собой наборы обернутых прозрачным целлофаном или бумагой твердых, но ломких палочек самых разнообразных, чаще всего нежных, цветовых тонов. В состав пастели входит множество элементов, основные из которых мелко растертые сухие пигменты и связующее вещество. В качестве связующего вещества могут быть использованы абрикосовый или вишневый клей, молоко, мучной клейстер, мел . Добавленный в состав пастели мел придает ей характерные нежные световые тона. От вида связующего вещества зависят качество и твердость пастельных палочек.

Учитель ИЗО: Рисунки, выполненные пастелью, отличаются особой свежестью и оригинальностью. По сути, пастель объединяет в себе возможности графической и живописной техник. Ею можно рисовать линии, выполнять штриховку и тонирование. Пастель очень хорошо растушевывается, что позволяет получать красивые тональные растяжки. Рисунок должен выполняться в спонтанной манере без многочисленных исправлений. Для работы понадобиться крупнозернистая цветная бумага. Пастель - самый прочный и долговечный тип краски, красочный слой получается нежный и бархатистый. Недостаток пастели - осыпание, для закрепления красочного слоя можно использовать самый обычный лак для волос.

Соус относят к графическим материалам, это мелки от светло- серых до темно-серых оттенков.

Сепия это мелки темно-коричневого цвета. Сангина, соус и сепия хорошо сочетаются между собой и с другими материалами.

Учитель ИЗО: Сейчас мы поработаем новыми материалами - пастелью. Перед вами на столах лежат овощи и фрукты, которые мы будем изображать на своих рисунках. Рисунки пастелью выполняются на тонированной грунтованной бумаге. Углем наносим рисунок выбранного предмета. Накладываем пигмент широкими энергичными штрихами, покрывая всю поверхность рисунка, след должен быть поверхностным, чтобы его легко можно было растушевать. Добавив несколько новых пятен, приступаем к растушевке пальцами, чтобы распределить пигмент по предмету и добиться передачи объема предметов. Белой пастелью намечаем блики. Затемняем тени на поверхности стола черной пастелью: это усилит контраст между светлыми и темными элементами композиции.

Все этапы работы учитель демонстрирует на доске. Тихо звучит классическая музыка. Когда самостоятельная работа закончена все работы вывешиваются на доске. Ни одна работа учащихся не остается без внимания, учитель отмечает наиболее удачные работы. Все работы оцениваются.

Учитель химии: Взаимосвязаны ли химия и изо? Какие химические элементы и вещества часто встречаются в различных художественных материалах?

Различные материалы и техники позволяют придать изображению разный художественный смысл. Каждый изобразительный материал имеет свои особенности, причем среди них нет лучших или худших - они просто разные, как музыкальные инструменты в оркестре. Важно суметь выбрать наиболее подходящие для каждой композиции и научиться на них играть, чтобы передать всю красоту музыкального произведения.

Учитель ИЗО: Какие художественные материалы можно отнести к живописным? А какие к графическим?

Учитель химии: Сегодня на уроке мы с вами постарались показать вам взаимосвязь двух разных предметов - химии и ИЗО. И как выяснили такая взаимосвязь существует.

Результативность

Цели и задачи урока реализованы. Занятие прошло на достаточно высоком и в то же время доступном для восьмиклассников уровне. Во время практической работы пастелью учащиеся успешно справились с заданием и научились работать в новой технике. В конце урока была оформлена выставка работ. В течение всего занятия учащиеся были активны и заинтересованы в получении новых знаний.

Литература

  1. Акварель. Основные техники и приемы. М.: ООО ТД "Издательский Мир книги", 2008.
  2. Воздушная живопись. Основные методы и приемы. М.: ООО ТД "Издательский Мир книги",2008.
  3. Графика. Подробный практический курс. М.: ООО ТД "Издательский Мир книги", 2008.
  4. Михейшина М.О. Уроки живописи. Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1999.
  5. Пастель. Подробный практический курс. М.: ООО ТД "Издательский Мир книги", 2008.
  6. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8-9 классы. - Ростов н\Д., 2002.
  7. Хаткина М.А. Изобразительное искусство. Большая серия знаний. "Мир книги", 2003.
  8. Шматова О.Г. Самоучитель по рисованию акварелью. М.: Эксмо. 2007.
  9. Энциклопедический словарь юного художника. М., 1998.

Гуашевые краски непрозрачны и являются кроющими. При высыхании Гуашь светлеет. Техника живописи на бумаге, картоне, полотне, шелке, кости возникла как разновидность акварели, когда для достижения большей плотности и звучности красок к водяным краскам стали примешивать белила.

Гуашь широко использовалась уже в средние века в книжной миниатюре, а позже для эскизов, картонов, подцвечивания рисунка. С середины 19 в. началось производство гуашевых красок. В 20 в. Гуашь наиболее часто находит применение в плакатной графике, а также для декораций и оформительских работ.

Гуашь — это клеевая краска. Живописные свойства ее основываются прежде всего на том, что она является кроющей, т.е. почти непрозрачной. В этом ее главное отличие от акварели, темперы и масляных красок. Это ее свойство связано со значительным количеством (по отношению к содержанию связующего вещества) пигмента и наполнителя. Кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила (свинцовые, цинковые, титановые, баритовые), что делает высохшую краску несколько белесоватой и при этом придает ей матовость и бархатистость.

Основные характеристики

Гуашь выпускается двух видов: художественная и плакатная.
Первая - предназначена в основном для станковой живописи, вторая - для оформительских работ.

Плакатная гуашь более кроющая и насыщенная по цвету, что достигается заменой белил каолином, который меньше разбеливает краску, и делает ее более плотной и звучной. Краски гуаши красивы, ярки и хорошо растворяются в воде. Ни в одном другом материале не звучит так мягко и красиво, как в гуаши, цвет, взятый в полную силу на большой поверхности. Все эти качества делают гуашь живописным материалом большого декоративного звучания.

Мазок гуаши высыхает быстро, поэтому «следы» кисти в живописи становятся весьма очевидными, особенно в крупных работах. Для того чтобы замедлить высыхание красок и свести к минимуму образование характерных полос, художники иногда добавляют в каждую кювету с водой для смешивания красок 10-12 капель вещества «ox gall» (увлажняющий реагент, используемый в водных красках для работы на глянцевых поверхностях).

Можно избежать эффекта «полос», легко пройдя влажной кистью по уже высохшей краске. Поверхность гуашевых красок в завершенной работе имеет однородную матовую фактуру однако, следует быть очень осторожным, чтобы не повредить это покрытие. Небрежное обращение или случайное выскабливание, нанесение царапин или стирание может привести к образованию блестящих полос, а жировые выделения на руках - стать причиной появления безобразных пятен. Чтобы избежать этого, советуем пользоваться муштабелем либо тонкими хлопчатобумажными перчатками (с вырезами для пальцев за исключением мизинца).

Хорошая кроющая способность - одно из самых ценных свойств гуашевых красок. Это качество позволяет закрывать темные участки светлыми тонами, и наоборот.

Гуашевые краски на акриловой основе

Помимо традиционной краски в настоящее время предлагается гуашь на акриловой основе. Приведем лишь два примера - «Асгу1а Couache» компании Holbein и «Turner Acryl Gouache» компании Turner. В этих красках используются различные типы акрилового связующего, поэтому их рабочие характеристики заметно отличаются. Однако в обоих случаях краски при высыхании становятся более водостойкими по сравнению с обычной гуашью. В живописи можно свободно комбинировать слои обычной и акриловой гуаши.

Белые

Производители художественных материалов выпускают два вида белой гуаши: белила цинковые (Zinc или «Chinese» White) и белила титановые (Titanium «permanent» - светостойкие White). Опытные художники используют белила цинковые только в замесах с другими красками, поскольку они обладают большей степенью прозрачности по сравнению с белилами титановыми. Это свойство позволяет подбирать неповторимые оттенки. При этом цвет не покрывается «меловой вуалью», а имеет чистый, прозрачный характер. Белила титановые особенно эффективны при полном перекрытии белым темных тонов.

Светостойкость

Каждый производитель имеет собственную систему оценки светостойкости красок. Компания Winsor&Newton, например, использует одинаковую систему обозначений, как для гуашевых, так и акварельных красок: АА (отличная светостойкость), А (хорошая светостойкость, краска является стойкой в большинстве случаев использования), В (средняя светостойкость) и С (мало светостойкая).
Отечественные краски подразделяются на три группы:
1) «вполне светостойкие», обозначаемые тремя черными звездочками;
2) «умеренно светостойкие», обозначаемые двумя звездочками;
3) «слабо светостойкие», обозначаемые одной звездочкой.

Гуашевые краски в продаже

Высококачественная гуашь производится в тубах нескольких видов, включая емкости 5, 14 и 15 мл (для расфасовки белых и черных существуют тубы емкостью 37 мл). Она фасуется также в пластмассовые, стеклянные и металлические банки разной емкости. Производители художественных материалов выпускают гуашь и в кюветах, которая, однако, не пользуется популярностью у художников. Продается гуашь по отдельности (россыпью) или наборами в коробках. Как и с другими видами красок, предлагаем отложить в сторону гуашь учебного качества и работать художественными красками, например, зарубежных компаний: Winsor&Newton, «Та1еns» или отечественных производителей: компании «Гамма» (Москва), завода художественных красок (Санкт Петербург).

Основы и грунты

Художники-иллюстраторы часто работают на гибких основах, которые можно легко расположить на барабане аппарата цветоделения в период подготовки к печати. Если же тиражирование работы не входит в ваши планы, лучше взять прочную основу: качественный картон, картон для акварели, оргалит, холст на картоне или оргалите, а также деревянные доски. Целесообразнее использовать основы, обладающие некоторой фактурой, хотя эти краски надежно держатся даже на гладких поверхностях, как, например, на бумаге горячего прессования или ацетатной пленке - стоит лишь добавить в воду для замешивания колеров немного увлажнителя (реагента для письма на глянцевых поверхностях).

Инструменты и аксессуары

Инструменты акварельной живописи - кисти, палитры и др., применяются и в гуашевой технике. Для работы потребуются две емкости с водой: большая - для мытья кистей; другая - поменьше - для увлажнения кисти при смешивании красок. В живописи гуашью нередко в качестве маски используют ленту для чертежных работ. Следует проверить ее рабочие качества, если перед маскированием фрагментов наклеить ленту на любую гладкую поверхность и затем снять ее (одновременно удаляются частицы клея), можно ослабить ее адгезию. Среди инструментов может оказаться и фен для сушки волос.

Начинаем работу

Рисунок, как правило, делается сразу на основе карандашом средней твердости. К рисунку «под гуашь» не предъявляется особых требований, так как гуашь - краска кроющая, позволяющая выправить все погрешности рисунка и внести в него любые поправки. Это свойство гуаши начинающий художник может выгодно использовать, делая или тщательно проработанные рисунки, которые можно обобщать в процессе живописи, или в других случаях, выполняя предварительный рисунок только в самых общих чертах, чтобы затем переносить большую часть работы над рисунком в живопись. Заканчивая рисунок, прорисуйте его серой китайской тушью с тем, чтобы сохранить его, если придется смывать ошибочные места. После этого покройте весь лист жидко разведенной краской (какой именно - это вам подскажет натура), которая поможет сделать колорит работы более активным.
Чтобы подготовительный эскиз не смазывался в процессе начальной стадии живописи, можно воспользоваться изящным и остроумным приемом. Его суть такова: после выполнения рисунка, покройте его несколькими тонкими СЛОЯМИ акриловой грунтовки gess.
Затем зачистите слой грунтовки наждачной бумагой до проявления рисунка. В результате образуется гладкая рабочая поверхность, а рисунок оказывается под тонкой пленкой грунтовки и поэтому не будет размазываться или проступать сквозь слои гуаши. Гуашь можно сильно разбавить водой и сформировать на поверхности тонкую «вуаль» краски - в особенности, при создании подмалевка. Гуашь высыхает быстро, поэтому «роскошь увлекательной возни» с краской непосредственно на холсте недоступна, однако довольно часто возникают ситуации, когда появляются неудачные по фактуре и форме куски живописи, требующие исправления, а краска уже высохла. Несмотря на это, вернитесь к проблемному участку позднее - после высыхания краски, аккуратно пройдите по поверхности слегка влажной, чистой кистью и сделайте необходимые исправления. Традиционная гуашь легко размывается водой. В этот момент будьте осторожны: не берите на кисть слишком много воды, пишите как можно деликатней. Работая гуашью, вы можете использовать большинство из существующих техник, применяемых в акварели или акриле. Для создания фактуры можно использовать мастихин, губку, салфетки, куски ткани. Аэрографом можно воспроизвести градиентные тона и создать специальные эффекты. Кроме того, краску можно соскребать с поверхности основы, зачищать наждачной бумагой с участков, предназначенных для переделок, или удалять с помощью щетинной кисти.

Смешивание красок

Следует помнить, что при смешивании любых белых с красками других цветов неизбежно снижается яркость цвета. Бывают случаи, когда художнику не удается добиться желаемого оттенка, - вместо слегка осветленного варианта, тот изменяется весьма значительно. Иногда цветовой тон краски в замесе становится существенно холоднее по сравнению с оригинальным. Похожие проблемы могут возникнуть и при добавлении черной в целях снижения яркости. По этой причине следует время от времени экспериментировать с тональной интенсивностью гуаши, добавляя краски других цветов (кроме белой и черной). Например, добавив кадмий желтый светлый в охру, можно добиться увеличения тональной интенсивности последней; а для уменьшения интенсивности тона кадмия желтого светлого, можно добавить в него охру светлую.

Технологические особенности

Работая гуашью, надо иметь в виду, что при высыхании она значительно меняется (светлеет) в цвете и тоне. Окись хрома, кадмии, кобальты, охра светлая, охра золотистая, изумрудная зеленая светлеют. Ультрамарин, краплаки, сиена натуральная, сиена жженая темнеют с последующим высветлением. Темнеют: ганза желтая, оранжевая. При этом неразбеленные краски меняются слабее, чем разбеленные.

Справиться с этим неудобством гуаши вам поможет, во-первых, практика, а во-вторых, пользование колерами, т. е. заранее разведенными и испробованными на высыхание цветами. Работу колерами следует рекомендовать начинающим художникам, так как этот метод учит использовать все богатство отношений ограниченного количества цветов. Можно даже сказать, что возможность работы колерами - это одно из преимуществ гуашевой живописи. Для того чтобы работать колерами, начинающему художнику необходимо определить те главные цвета, которые составят основу живописного решения будущего произведения. После этого следует развести каждую краску в отдельной баночке и прежде, чем начать работать, предварительно проверить, соответствует ли цвет высохшей краски задуманному. Таких колеров надо иметь каждый раз 4-5. Смешивая их между собой, вы получите необходимые промежуточные цвета. Зная цвет колеров, получаемый при высыхании, вы не рискуете значительно ошибиться, смешивая их друг с другом. Разводить гуашь водой лучше всего до состояния жидкой сметаны, накладывать - по возможности тонким ровным слоем. Вписывать один цвет в другой лучше всего, когда последний еще влажный (но не мокрый), либо делать прописку по совсем высохшему слою. Не следует растирать кистью одно и то же место, чтобы размыть положенный ранее цвет.

Помните, что гуашь не должна собираться на поверхности лужицей: такая лужица при высыхании дает клеевую кромку или пятно, которое уже нельзя перекрыть или затушевать. Ее можно снять ножом или скальпелем, предварительно увлажнив это место. И только после высыхания перекрывают его вновь.

Гуашь, положенная слишком толстым слоем, дает клеевые пятна, блестит или может не закрепиться. Поэтому поправки следует вносить главным образом после смывания или удаления краски скальпелем.

По материалам статьи из журнала "Художественный совет" 4(32)2003

Гуашевые краски, скорее всего, можно по праву назвать одним из самых популярных видов красок во всем мире не только среди мастеров, но и среди тех, кто хоть однажды прикасался к бумаге, воде, кисточке и краскам. Так как же писать этими красками и из чего они состоят?

Инструкция по работе с гуашью

Гуашевую краску разводят водой до состояния жидкой сметаноподобной консистенции. Эти краски имеют склонность к расслоению, поэтому их необходимо тщательно размешивать. При наличии излишка воды красочный слой становится тонким и просвечивающимся: краска полностью теряет плотность и очень высветляется. Когда слой высыхает, со временем он пачкается и покрывается трещинами.

Рисуя гуашью, нельзя размывать краску и тереть ее кистью на одном и том же месте.

Необходимо всегда помнить, что при нанесении гуаши на бумагу, она не должна собираться в отдельных местах, потому что, когда она высохнет, получатся пятна, которые после нанесения других слоев краски перекрыть уже будет невозможно. Гуашь, положенная на бумагу толстым слоем, будет выглядеть блестящим клеевым пятном.

Гуашь необходимо наносить на бумагу или холст ровными тонкими слоями, осторожно вписывать один цвет в другой, когда предыдущий слой еще остается влажным. На шар краски накладывать несколько слоев не рекомендуется.

Работая с гуашью, нужно сразу наносить ее на бумагу в горизонтальном направлении, а далее поперек вертикальными мазками.

При этом следует стараться тщательно сохранять четкость очертания рисунка.

При закрашивании поверхности ровными по цвету слоями сначала надо кисть смочить в воде и лишь тогда брать ею краску. Ее не рекомендуется брать прямо из банки. Мокрая кисть всегда зачерпывает краску разной густоты, поэтому, когда она высохнет на рисунке, могут остаться полосы. Перед работой гуашь необходимо развести в подготовленных отдельных чашках.

Кроме всего перечисленного, для того чтобы получить ровное по цвету поле используют шероховатую бумагу или картон. При необходимости внесения поправок во время работы надо сразу смачивать нужное место или удалять краску, соскабливая ее, используя для этого бритву или скальпель.

Для рисования гуашью уместно применять мягкие и упругие кисточки, плоские или круглые.

Некоторые мастера станковой живописи также пользуются эластичными круглыми щетинными кистями.

Применение гуашевых красок

Гуашевые краски широко применяются при работе с рейсфедером и плакатными перьями.

С этой целью их нужно разводить таким образом, чтобы они легко сходили с инструмента. Для закрашивания больших плоскостей эту краску обычно разбавляют и наносят на поверхность посредством аэрографа.

Перед началом работы непосредственно на батике гуашь нужно покрыть его поверхность смачивателем №1, дабы предотвратить скатывание красок в капли.

В ходе работы над плакатом, предназначающимся для улицы, в гуашь необходимо добавить 5-6-процентный раствор столярного клея либо желатина, и алюмокалиевые квасцы, используемые в качестве дубителя для клея.

Главной трудностью работы с гуашью является то, что краска при высыхании резко меняет свой оттенок.

Поэтому художнику во время рисования сложно следить за правильным соотношением цветов и тона. Как правило, светлыми становятся: окись хрома, кадмии, кобальты, охра светлая, золотистая и изумрудно-зеленая . Темнеют, а затем снова высветляются: краплаки, ультрамарин, сиена натуральная и жженая . Более темного оттенка приобретают: ганза желтая и оранжевая .

Высветляющиеся и темнеющие краски зачастую разводят цинковыми либо серебристыми белилами, которые есть в ассортименте гуашевых красок. Такого «разбеливания» требуют лессировочные, а также полулессировочные краски. Благодаря этому повышается их укрывистость.

Чтобы определить цвет высохшей гуаши, следует воспользоваться заранее подготовленными палитрами. Это значительно упростит процесс рисования начинающему художнику. Вообще работа с гуашью предполагает наличие определенных навыков. Сохранять краски нужно в плотно закрытых баночках в условиях комнатной температуры, не допуская ее понижения до нуля.

Если гуашь вдруг засохнет, ее можно с легкостью восстановить.

С этой целью ее следует заливать водой или однопроцентным раствором столярного или желатинового клея. Краска растворяется в течение нескольких суток, затем нужно ее тщательно размешать до образования однородной консистенции.

Сберегать работы, написанные гуашью, рекомендуется в папках. Их нельзя сворачивать в трубки из-за хрупкости слоя краски. Помимо того, не стоит допускать, чтобы картины терлись друг о друга. Для этого можно использовать прокладки, выполненные из папиросной бумаги. Если же краска была нанесена чрезмерно толстым слоем, то она может растрескиваться или осыпаться.