Китайский авианосец "Ляонин": история, особенности, технические характеристики и интересные факты. Авианесущие корабли вмс китая Первый авианосец китая ляонин

Как Пекин обзавелся собственной длинной палубой.
Утром 26 апреля в китайском городе Далян был спущен на воду первый авианосец собственной китайской постройки. К созданию этого корабля на основе проекта авианосца «Ляонин» (в прошлом - советского тяжелого авианесущего крейсера «Варяг») Китай шел более 30 лет.

Ее Величества австралийский корабль...

...«Мельбурн» (HMAS Melbourne) имел длинную историю. Заложенный в апреле 1943 года по заказу Королевского флота и спущенный на воду в феврале 1945-го под именем «Мажестик», новый авианосец был первым кораблем, построенным по усовершенствованному варианту проекта легкого флотского авианосца 1942 года. Этот проект был вызван необходимостью резко нарастить численность авианосцев из-за потерь в первые годы войны. Корабли должны были строиться гражданскими верфями с использованием технологий коммерческого судостроения, но при этом иметь характеристики, позволяющие действовать совместно с флотом, в отличие от эскортных авианосцев, использовавшихся в первую очередь для прикрытия конвоев.

С 1 июня 1942-го по 27 ноября 1943 года на различных британских верфях было заложено 16 кораблей, в том числе 10 по исходному проекту (авианосцы типа «Колоссус») и 6 по усовершенствованному (тип «Мажестик»). Лишь головной «Колоссус», вступивший в строй в декабре 1944-го, успел принять участие в боевых действиях на Тихом океане. Большинство кораблей нового проекта были сданы уже после войны и со значительными задержками. Среди них был и «Мажестик», который сдали заказчику спустя 10 лет после спуска на воду, в 1955 году, причем этим заказчиком оказался не британский Королевский флот, а в то время уже отдельная, хоть и близкородственная структура.

Переименованный в «Мельбурн» и получивший бортовой номер R21, корабль служил австралийскому Королевскому флоту почти 30 лет. За это время он совершил ряд дальних походов, как учебных, так и связанных с выходом на боевую службу, участвовал в учениях, был переклассифицирован из легкого многоцелевого в противолодочный авианосец, потопил в навигационных авариях два эсминца - австралийский «Вояджер» в феврале 1964-го и американский «Эванс» в июне 1969-го, и наконец летом 1982 года был выведен в резерв. Три года спустя корабль был продан на слом в Китай за 1,4 миллиона австралийских долларов.

Резать полученный авианосец на металл Китай, однако, не спешил. Он стал важным элементом китайской авианосной программы, притом что китайский военный эксперт контр-адмирал Чжан Чжаочжун, сын основателя ВМС Народно-освободительной армии Китая Чжан Айпина, утверждал, что ВМС НОАК не были осведомлены о покупке «Мельбурна» до его прибытия в Гуанчжоу.

Изучение и разборка (по факту - послойное препарирование) корабля продолжались очень долго. С авианосца до его передачи Китаю было демонтировано вооружение и радиоэлектронное оборудование, но паровая катапульта, аэрофинишер и оптическая система привода на посадку остались на месте. Окончательно «Мельбурн» был разрезан уже в 2002 году, когда в Китай прибыл приобретенный на Украине «Варяг».

На фото: "Мажестик", переименованный в "Мельбурн"

Советский проект...

Под индексом 1143 имел сложную историю. Многолетние дискуссии в советском руководстве о потребности ВМФ СССР в авианосцах и об их предпочтительном облике привели к появлению странных гибридов - авианесущих крейсеров, предназначенных для эксплуатации самолетов вертикального взлета и посадки и вертолетов, оснащенных мощным ударным вооружением. Четыре корабля этого типа - «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку» - стали первыми советскими кораблями, способными применять боевые самолеты с палубы. Опыт их эксплуатации, однако, заставил советское руководство и промышленность осознать необходимость возвращения к «классической» авианосной школе, предполагавшей строительство авианосцев, обеспечивающих эксплуатацию самолетов обычного взлета и посадки.

Первым таким кораблем стал пятый вымпел в семействе 1143, ныне входящий в состав ВМФ России под именем «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Приближающийся по размерам к суперавианосцам ВМС США, оснащенный угловой палубой, трамплином и аэрофинишером, «Кузнецов» (заложенный в 1982 году как «Рига», переименованный в том же году на стапеле в «Леонида Брежнева» и проходивший испытания после спуска на воду в 1985 как «Тбилиси») способен эксплуатировать классические самолеты, в том числе такие габаритные, как Су-33 - палубную версию тяжелого истребителя Су-27.

25 ноября 1988 года со стапеля номер «0» Черноморского судостроительного завода сошел шестой корабль семейства 1143 - ТАВКР «Рига» (после переименования предшественника в «Брежнева» прибалтийскую республику решили не обижать). Два года спустя, накануне распада СССР, он был переименован в «Варяг». Тогда же «Тбилиси» был переназван в честь знаменитого советского главкома ВМФ, а «Баку» - в честь его многолетнего преемника Сергея Горшкова.

«Кузнецов», уже проходивший испытания, успели перевести на Северный флот до распада СССР. «Варягу» же, по мнению некоторых специалистов, до вывода в море, который позволил бы увести корабль для последующей достройки в интересах ВМФ России, не хватило буквально нескольких недель. В итоге авианосец остался у достроечной стенки ЧСЗ и достался независимой Украине.

Распад Советскою Союза фактически зарубил отечественную авианосную программу. В 1992 году была отменена достройка атомного авианосца «Ульяновск», который должен был первым из советских авианосцев получить катапульты. Работы на «Варяге» приостанавливаются. В 1993 году на консервацию отправляются «Киев», «Минск» и «Новороссийск», в 1994 году после пожара к стенке встает «Адмирал Горшков».

Получив в свое распоряжение «Варяг», Украина начала искать покупателя. Довольно быстро стало ясно, что Россия им не станет, даже несмотря на то, что сторонники достройки авианосца организовали посещение корабля премьер-министром России Виктором Черномырдиным. По мнению некоторых специалистов, точку в судьбе «Варяга» поставило принятое Борисом Ельциным решение о достройке на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге атомного ракетного крейсера «Юрий Андропов» (ныне известен как «Петр Великий»). Денег на второй крупный корабль, да еще строящийся украинским предприятием, в бюджете уже не было.

«Киев», «Минск» и «Новороссийск» были проданы довольно быстро. «Киеву» повезло больше остальных: первый советский авианесущий крейсер, сохранивший на борту свое имя, стал частью военно-морского музея в Тяньцзине. Бизнес-проект по переоборудованию «Минска», который превратили в плавучий развлекательный центр, больших успехов не принес, а «Новороссийск» был разрезан на металл в Южной Корее.

«Киев» и «Минск» были изучены в том числе китайскими военно-морскими специалистами, однако наибольший интерес для них представлял «Варяг». Проданный в 1998-м корабль в 2000-2002 годах был отбуксирован в КНР. Покупателем выступила фирма Chong Lot Travel Agency Ltd, официально собиравшаяся перестроить авианосец в плавучий развлекательный центр. Вскоре, впрочем, стало ясно, что этот корабль вряд ли превратится в развлекательный объект.

Авианосец проекта 001 «Ляонин», получивший бортовой номер 16, был введен в состав Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая в сентябре 2012 года. Весной 2015-го в доке начались работы по сооружению корабля проекта 001А. 26 апреля 2017 года, проведя в доке около двух лет, он был спущен на воду. Название корабля пока неизвестно, по некоторым данным, он называется «Шаньдун».

Новый китайский авианосец, практически точное воспроизведение «Ляонина», должен войти в состав флота к 2020-2021 годам. Состав его авиагруппы вчерне известен: ее основу составят истребители типа J-15 (китайская копия советской палубной машины Су-33), а в перспективе - палубные версии двухместного истребителя J-16, включая специализированный самолет радиоэлектронной борьбы.J-16D. Китай также разрабатывает палубный «летающий радар», известно о существовании экспериментальной машины с индексом JZY-01.

Уже при спуске нового корабля на воду внимательные наблюдатели обратили внимание на металлоконструкции рядом с построечным доком. Некоторые специалисты полагают, что это может говорить о скором начале работ по третьему кораблю. Каким он будет - мы пока не знаем, но кое-что можно предположить уже сейчас.

Анализируя известные данные о китайской военно-морской программе, можно прийти к выводу о том, что в настоящее время китайские авианосцы рассматриваются командованием ВМС НОАК как средство обеспечения боевой устойчивости соединений ВМФ. Ударная мощь флота при этом обеспечивается крылатыми ракетами боевых кораблей, включая ракетные крейсеры проекта 055. Учитывая, что в ближайшей перспективе Китай ставит задачу обеспечить операции своего флота в основном в прибрежной зоне и прилегающих морях, эта система, предполагающая взаимодействие палубной авиации, надводных кораблей, подводных лодок и береговой авиации и ракетных комплексов, может оказаться весьма устойчивой к внешнему воздействию.

Каков потенциал этих сил в сравнении, например, с ВМС США, основным потенциальным противником китайского флота? Прямое численное сопоставление невозможно. Для США палубная авиация сегодня является основой ударной мощи флота, а для Китая она и сейчас, и в перспективе будет частью распределенной системы, выполняющей скорее обеспечивающую роль. Прямое сравнение численности авианосцев и их палубных самолетов непродуктивно, но можно сказать, что два-три авианосца, которые Китай сможет использовать к середине 2020-х годов, в случае конфликта обеспечат присутствие в воздухе 50-70 истребителей, действующих совместно с береговой авиацией. Пекин активно работает над инфраструктурой для собственной авиации на спорных островах в Южно-Китайском море, что означает существенный рост боевого потенциала флота в целом: раньше китайский флот и дальние бомбардировщики-ракетоносцы в принципе не могли рассчитывать на истребительное прикрытие на расстоянии более нескольких сотен километров от континентального побережья.

Отчасти это напоминает ситуацию, складывавшуюся в СССР в конце 1980-х годов, накануне ввода в строй «Кузнецова» и последующих кораблей, к сожалению, так и не вошедших в состав советского флота. Разница в пользу Китая заключается в том, что СССР был вынужден делить свой военно-морской потенциал в океанской зоне между двумя изолированными театрами, на каждом из которых США и их союзники обладали существенным превосходством. Китай таких проблем с изолированностью своих флотов друг от друга не испытывает, и расстояния, на которые ВМС НОАК приходится перебрасывать силы, куда меньше.

Как может в этих условиях закончиться потенциальный конфликт КНР и США - сказать трудно. Вероятно, в ближайшие 10-15 лет мы станем свидетелями новой морской гонки, напоминающей дредноутную гонку 1900-1910-х годов. Тогда это соревнование завершилось Первой мировой войной.

Китай разбил бутылку шампанского о корпус своего второго авианосца. В то время как новый, безымянный авианосец выглядит как копия авианосца советского производства Ляонин, Китай вобрал в себя уроки, извлеченные из старых судов при строительстве своего нового корабля. Новый авианосец, который был заложен в 2013 года, должен вступить в строй в 2020 году.

До сих пор мало что известно о новом авианосце в Китае, который известен только как Тип 001a. Пройдут годы ходовых испытаний и практики, чтобы он стал полностью функционирующим авианосцем.

Первый авианосец собственного производства в Китае был построен в Даляне, Китай, бывшем российском городе Дальний.

До сих пор у Китая был только один только оперативный авианосец, Ляонин. Как и большая часть военной техники Китая, Ляонин является переделкой старой модели советского производства.

Ляонин пришвартовался в порту Далянь, провинция Ляонин, в 2012 году.

Советский стиль авианосцев, которыми пользуются Россия и Китай до сих пор, имеет иную цель, чем плоскопалубные авианосцы США. Вместо того, чтобы по-настоящему быть глобальным ударным авианосцем, эти корабли имеют больше смысла для береговой обороны.

Палубный самолет J-15 «Летающая Акула» на палубе Ляонина.

Ляонин запускает самолеты с трамплина палубы, потому что у него нет катапульты, которые используются на американских авианосцах.

Два самолета J-15 «Летающая Акула» на трамплине платформы Ляонин.

Это означает, что самолеты J-15 «Летающая Акула», которые взлетают с Ляонина или нового авианосца Тип 001a, не могут нести столько же топлива и столько бомб, как палубные самолеты США. Это значительно ограничивает их возможности и эффективность в бою.

С авианосца Китая Ляонин запускают ракету «Леопард»

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов», который в какой-то степени является основой конструкции авианосцев Ляонин и Тип 001А, является единственным российским авианосцем. Корабли имеют одинаковый размер и скорость.

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов».

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» недавно участвовал в боевых действиях в Средиземном море в 2016 году для поддержания сирийского правительства. Везде российский авианосец сопровождает буксир в случае его поломок, как это было в 2012 году.

Южный сосед Китая – Индия имеет два небольших авианосца.

Авианосец «Викрамадитья» Индии, построенный для него на российской военной судоверфи.

За последние несколько лет, Ляонин использовался как учебное судно.

Японский вертолетоносец класса Хьюга перед авианосцем класса Нимиц.

Восточный сосед Китая — Япония имеет «вертолетный эсминцы», который предназначен для перевозки вертолетов и самолетов короткого или вертикального взлета.

Но недавно Япония запустила крупный вертолетоносец класса Идзумо. Скоро эти перевозчики будут поддерживать самолеты морского варианта Ф-35Б, которые обеспечат беспрецедентное доминирование в воздухе и на море.

Но США является бесспорным мировым лидеров в авианосцах. Авианосец Авраам Линкольн, один из кораблей ВМС США из 10 авианосцев класса «Нимиц», который несет больше самолетов, чем Ляонин или Тип 001a, с катапультами, позволяющими запускать более тяжелые самолеты.

Американские авианосцы в отличие от российских, китайских и индийских имеют атомную энергоустановку, поэтому они могут плавать вокруг земного шара без дозаправок от танкеров или портов.

Но сообщается, что Китай имеет планы по строительству авианосцев с катапультами и с атомными энергоустановками, что, возможно, позволит быть более конкурентоспособным с американскими авианосцами.

Авианосец Китая Ляонин по сравнению с авианосцем США «Мидуэй».

Авианосец ВМС США «Авраам Линкольн» вместе с кораблями из Австралии, Чили, Японии, Канады и Кореи во время учений 2000 года.

Кроме того, в настоящее время в США разрабатывается новый класс авианосцев с негабаритной ядерной силовой установкой для поддержки оружия будущего, такого, как рейлганы и лазеры.

Авианосец класса Нимиц и класса Форд.

Другие страны могут похвастаться меньшим количеством типов самолетов, и только в США действует палубный ДРЛО.

Таблица, показывающая в каких странах больше всего авианосцев и относительные размеры авианосцев со всего мира.

Авианосец ВМС США Джеральд р. Форд изображенный на этом рисунке немного больше, чем авианосец Нимиц, которые сейчас находятся на службе в ВМС США.

В настоящее время США имеют больше авианосцев, чем остальной мир вместе взятый.

Китайская Народная Республика удивляет мировую общественность своими разработками и амбициями с каждым годом все больше и больше. Не стал исключением и флот. Еще пару десятилетий назад не могло быть и речи о мощных военно-морских силах Поднебесья. Однако события последних лет показывают, что страна имеет далеко идущие планы и на сегодняшний момент выполняет все свои задачи согласно установленному графику. Так, Китай вошел в число стран, имеющих на вооружении авианосцы – корабли, выполняющие атакующие функции. Такое положение вещей в корне не устраивает США, однако пока они вынуждены лишь наблюдать за развитием восточной страны в сфере кораблестроения.

На сегодняшний день на вооружении ВМС КНР находится 1 тяжелый авианосец, второй проходит финальные испытания, а третий расположен на судостроительном заводе и должен быть спущен на воду к 2020 году. И пусть в данный момент эти судна далеки до мощнейших американских кораблей, но за последние годы был сделан очень большой рывок в оснащении флота, что вызывает уважение. В данной статье изучим подробнее предпосылки появления авианосных кораблей, текущие китайские разработки и планы на будущее.

Покупка Авианосца в качестве лома

Стоит отметить, что Китай давно наблюдает за развитием кораблестроения в мире. Так, он купил свой первый авианосец еще в 1985 году.

Авианосец «Маджестик»

Британский «Маджестик» – начало строительства авианосцев этого типа уходит в далекий 1943 год, более 30 лет прослужил Королевскому флоту Австралии. В 1982 году он был списан, а спустя 3 года КНР выкупила судно в качестве металлолома. Однако никто не спешил разбирать корабль. В течение долгих лет его изучали и разбирали по пластам, дотошно фиксируя все технологические разработки. И пусть это был очень старый несовременный авианосец – основы конструкции можно было изучать сколь угодно долго.

Все вооружение и электрика на «Маджестике» были сняты перед продажей. При этом катапульта и оставались на судне. Это позволило инженерам-проектировщикам разобрать механизмы по элементам и наглядно увидеть принцип работы.

Австралийский корабль был разрезан лишь в 2002 году, когда в Китай пришел новый авианосец – «Варяг».

История строительства ТАКР «Варяг» – будущего авианосца Китая

Советские власти только в 80-е годы решили начать строительство . Было запланировано несколько идентичных кораблей, которые должны были встать на вооружение страны. Первое судно было спущено на воду 4 декабря 1985 года. Это был будущий ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В этот же день на судостроительном заводе города Николаева (Украинская ССР) заложили новый авианосец – точную копию предшественника. Согласно планам Советского руководства, он должен был служить на . Названный «Рига», корабль спустили на воду в 1988 году, после чего работы были продолжены. Через 2 года название было изменено на «Варяг». Развал Союза остановил строительство. Консервация «Варяга» произошла в тот момент, когда он был сделан на 67%.

“Воряг” модель корабля

Тяжелое финансовое положение страны – Украины, не позволило продолжать финансировать охрану военного объекта. А потому уже в 1993 году авианосец был разграблен.

Не понимая, что делать дальше с гигантским судном, Украина объявила тендер по продаже «Варяга». На завод приезжала делегация из России во главе с председателем правительства Черномырдиным. Однако в этот же период в самой России строился атомный ракетный крейсер «Петр Первый». В те годы страна находилась также в непростых условиях. Материальное обеспечение военно-морского флота, как, впрочем, и других военных объектов, было ограниченным, а значит, руководство могло позволить себе выделение бюджета на строительство только одного корабля. Ельцин сделал выбор в пользу «Петра Первого».

“Воряг” модель корабля

В 1998 году покупкой заинтересовалась туристическая компания Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada, юридический адрес которой находился в Китае. Фирма планировала устроить на корабле плавучий развлекательный центр. Сделка была заключена. Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» был продан за смешные деньги – 20 миллионов долларов. Еще 7 миллионов долларов было потрачено на простой корабля до момента его отправки и на его подготовку к дальнему путешествию.

Первый китайский авианосец «Ляонин»

США уже тогда засомневались в правдивости истории с плавучим казино. А потому, они настойчиво рекомендовали Турции не пропускать корабль через свои воды.

Спустя 2 года после покупки, в 2000 году «Варяг» решили переправить в Китай. Предстоял длинный и сложный путь через три океана. Не стоит забывать, что судно было не на ходу – у него не было ни руля, ни двигателей, а потому его буксировали. Путешествие имело множество преград, самой большой из них оказался проход через пролив Босфор. Турция не пропускала авианосец, для согласования и сбора необходимых документов потребовалось целых 17 месяцев. Сумев договориться, корабль в Эгейском море попал в шторм, в результате которого порвались буксировочные концы – тросы. Следующие передвижения были длительными, но уже без серьезных проблем. «Варяг» пересек Средиземное море, вышел в Атлантику, полностью обогнув Африку, попал в Индийский океан и поплыл в Тихий океан. Всего авианосец проплыл на буксире 15 тысяч миль.

“Ляонин” модель

Через некоторое время после того, как корабль пришвартовали в Китае, мир узнал, что туристическая компания оказалась подставной. Реальными покупателями были морские силы Народно-освободительной армии КНР. США не ошиблись.

Первые три года судно просто изучали, лишь в 2005 году китайцы приступили к ремонту. Его внешний вид был удручающим, многие элементы пришлось заменить, однако корпус и внутренняя конструкция оставались в приемлемом состоянии. В 2011 году китайский авианосец впервые самостоятельно вышел в море на испытания. 25 сентября 2012 года, получив новое имя – «Ляонин», в честь провинции Китая, корабль официально заступил на службу.

“Ляонин” модель

На вооружении у него находится:

  • 26 истребителей J-15, являющиеся китайским аналогом российских Су-33;
  • 6 китайских вертолетов Z-18J с системой радиообнаружения и наведения;
  • 6 китайских противолодочных вертолетов Z-18F;
  • 2 многоцелевых вертолета Z-9S – лицензированная копия французского Aérospatiale Dauphin, сделанного в Китае.

Таким образом, можно сказать, что историческая справедливость «восторжествовала». Авианосец в советские годы строили для службы в Тихом океане, что собственно и произошло.

Новый китайский авианосец «Шаньдун» проекта 001А

В 2013 году в Китае был заложен первый авианосец собственного производства. Он спроектирован по подобию имеющегося в наличии «Ляонин». Первоначальное название проекта было тип 001А. Сегодня в средствах массовой информации появилось официально неподтвержденное название корабля – «Шаньдун».

Авианосец проекта 001А «Шаньдун»

26 апреля 2017 года судно спустили на воду. В данный момент работы продолжаются. Уже в феврале 2018 года проводятся первые ходовые испытания в море. По прогнозам «Шаньдун» сможет войти в состав военно-морского флота Китая в 2020 году.

Некоторые элементы судна модернизированы в сравнении с «Ляонин» – установлен улучшенный радар, к тому же он вмещает увеличенное количество топлива и боеприпасов. А это значит, что появляется возможность нахождения на борту большего числа авиации – 36 истребителей J-15.

Длина судна составляет 315 метров, ширина 75 метров. Максимальная скорость хода достигает 31 узла. Паротурбинная двигательная установка остается без изменений относительно «Ляонина», который имеет советские корни.

Будущие и перспективные китайские авианосцы

Сколько авианосцев еще планирует построить Китай? Будут ли на них использованы новейшие технические разработки или это будут очередные копии советского образца? Естественно, такая информация строго засекречена. Однако экспертам удалось выяснить, что к 2030 году ВМС Китая хочет обладать четырьмя авианесущими кораблями. Учитывая события последний лет, эти планы не кажутся фантастическими.

Более того, сразу после спуска на воду авианосца типа 001А, в сухом доке началось строительство нового корабля, который выступит в качестве третьего плавучего острова для китайской авиации. Согласно неофициальным источникам, данное судно будет обладать большим размером. Его водоизмещение составит 80 тысяч тонн – строящийся «Шаньдун» имеет 70 тысяч тонн при полной загрузке. Ожидается, что данный корабль, в отличие от двух предшествующих авианосцев, не будет иметь трамплин для взлета самолетов. Он будет оснащен паровыми . Это позволит использовать другие виды самолетов. По прогнозам судно спустят на воду уже в 2021 году.

На сегодняшний день авианосцы Китая, конечно, не в состоянии конкурировать с главным военно-морским гигантом – Соединенными Штатами Америки. Тем не менее их расширяющийся военно-морской флот значительно укрепил страну на политической арене. И в случае появления угрозы со стороны потенциального противника у Китая появилась возможность дать достойный отпор.

Вертолетоносцы ВМС Китая

Непростые отношения складываются у Китая с одним из соседей – Японией. Уровень оснащения японских современных авианосцев, несущих в качестве вооружения вертолеты, вынуждают Китай развивать и этот тип кораблей.

Вертолетоносец Type 075

Так, судостроительная компания Hudong Zhonghua Shipbuilding Company, расположенная в Шанхае, осуществила закладку одного из самих крупных в мире с функциями десантирования. В официальных документах он упоминается как Тип 075. Длина судна составляет 250 метров, водоизмещение находится в пределах 40 тысяч тонн. В качестве сравнения, водоизмещение французского «Мистраль» составляет 21,3 тысячи тонн, а американского «Уосп» – 40,5 тысяч тонн.

Корабль сможет принять на борт около 30 вертолетов различных модификаций. Его зоной ответственности будет патрулирование в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. В то же время он будет представлять собой десантный корабль, то есть сможет подтапливаться для того, чтобы была возможность загрузки и разгрузки военной техники с берега и на берег.

Спуск на воду строящегося судна запланирован на 2019 год. На проведение испытаний потребуется еще около года, после чего вертолетоносец встанет на вооружение ВМФ КНР.

Вертолетоносец Type 071 – «Циньчэньшань»

С 2007 года на вооружение ВМС Китая стал поступать еще один тип десантных вертолетоносцев – «Циньчэньшань». На данный момент в строю находится 4 из 6 запланированных кораблей. Водоизмещение каждого составляет 19 тысяч тонн. На борту находится 4 китайских многоцелевых вертолета Z-8, являющихся лицензионной копией французских Sud-Aviation SA.321 Super-Frelon. Кроме того, на корабле расположено 4 десантных корабля на воздушной подушке. Имеется возможность для размещения до 1000 солдат.

Type 071 “Циньчэньшань”

Судно одновременно может выполнять несколько задач:

  • Принимать вертолеты;
  • Осуществлять десантирование;
  • Выполнять функции плавучего госпиталя;
  • Являться центром командования в случае возникновения такой необходимости.

Авианосцами называют огромные суда, на палубу которых могут садиться самолеты и вертолеты. Они как нельзя лучше иллюстрируют боевую мощь государства. Далеко не каждая страна может похвастаться наличием в своем вооружении авианосца. Авианосец «Ляонин» стал первым судном такого класса, которое пополнило ряды военно-морского флота Китая. Прежде чем это произошло, судну пришлось пережить немало интересных событий. Оно создавалось в Советском Союзе, достраивалось на Украине и в результате попало в Китай. Давайте разберемся, как все это произошло и чем вообще может похвастаться китайский авианосец с советскими корнями.

Строительство

В декабре 1985 года на черноморском судостроительном заводе было знаменательное событие - спуск на воду головного крейсера проекта 11435. Освободившаяся платформа для строительства, которая в корабельной практике называется стапелем, пустовала недолго - вскоре на ней заложили новый ТАКР (тяжеловесный авианесущий крейсер). Сначала судну дали имя «Рига». Оно, в отличие от головного крейсера проекта, было рассчитано на применение в тихоокеанских водах. Главное отличие судна от головного корабля состояло в более современном радиолокационном комплексе.

Спуск на воду

В ноябре 1988 года «Ригу» спустили на воду. Строительство должно было завершиться на плаву. Летом 1990 года будущий авианосец переименовали в «Варяг». На первых порах строительство судна шло стремительно, с четким соблюдением графика. Но к концу 1991 года, когда СССР начал распадаться, строительство остановилось. На тот момент корабль был готов на 68 %. В конечном итоге в 1992 году его законсервировали. От финансирования отказалась как Россия, так и Украина. Корабль даже не смогли уберечь - в 1993 году, когда охрану распустили из-за отсутствия финансирования, судно начали разворовывать.

Новый хозяин

Чтобы от крейсера была хоть какая-то польза, его решили продать как металлолом. В 1997-м объявили международный тендер на приобретение корабля. Туристическая фирма, зарегистрированная в португальской колонии Макао, предложила за судно самую большую цену - 20 миллионов долларов. В результате весной 1998-го недостроенный авианесущий крейсер стал принадлежать ей. Компания утверждала, что в огромном корпусе авианосца она построит помпезный торговый центр. Немного позже оказалось, что компания была подставной. Сегодня уже никто не скрывает, что фактически корабль приобрели военно-морские силы Китая.

Доставка к покупателю

Чтобы судно было доставлено на место назначения, понадобилось много времени и ресурсов. Корабль не успели оснастить двигателями и системами управления, а значит, его нужно было буксировать. Территорию завода недостроенный авианосец покинул летом 2000 года. Стоило ему попасть в Черное море, как возникли проблемы с турецкими властями. В результате он простоял на месте практически до зимы 2001 года. Отправившись в путь и дойдя до Эгейского моря, крейсер из-за сильного шторма оторвался от буксира.

Когда сцепку с горем пополам восстановили, судно отправилось вокруг Африки, через Гибралтар. Затем оно через Индийский океан и Сингапур вышло в Южно-Корейское море. И лишь в марте 2002 года бывший «Варяг» был доставлен в китайский порт Далянь. Его путь к месту назначения составил 15 тысяч миль.

Дальнейшая судьба

Корабль продавали в качестве металлолома, поэтому к нему не прилагалось строительной документации. Первые несколько лет китайские инженеры изучали корабль. И только в 2005 году началась достройка авианосца. По предварительным данным, он должен был использоваться для обучения молодых пилотов.

Достройка

Советское судно было выполнено очень качественно, так как строилось для себя. Конечно, за время простоя оно покрылось коррозией, но главные части (корпус, котлы, винты и обшивка) сохранились вполне неплохо. Все, что можно было украсть с корабля (кабели, электроприборы и т. д.), было украдено с него еще во время простоя в Николаеве.

Чтобы восстановить нормальное состояние судна, китайцам пришлось проделать недюжинную работу. Они не имели в своем распоряжении какой-либо документации, поэтому электрическую систему корабля пришлось разрабатывать с нуля. А снарядить крейсер существующим в расположении китайских военных вооружением было трудно из-за того, что он строился под другое, отечественное вооружение.

Изрядно потрудившись, китайцы все-таки смогли построить свой первый авианосец. Летом 2011 года состоялись первые испытания его ходовых характеристик. Судно едва ли не целый год находилось в плавании и лишь изредка заходило в порт Далянь для устранения недоработок.

В сентябре 2012 года на авианосец «Ляонин » погрузли боекомплект, и он отправился на испытания вооружения. Спустя несколько недель крейсер официально вошел в ряды военно-морского флота Китая. Первый китайский авианосец «Ляонин» был назван в честь одной их местных провинций. Больше про учебный статус корабля никто уже не вспоминал. Сейчас, судя по всему, он является полноценной боевой единицей.

Интересно отметить, что крейсер служит в тех же водах, для которых он и создавался, только под флагом другого государства. Переходим к рассмотрению технических характеристик, которыми может похвастаться данный корабль.

Вооружение

На судно не было установлено массированного вооружения, под которое его готовили советские конструкторы. Он был вооружен минимальным количеством оружия, достаточным для самообороны. Подобная практика была реализована на ряде американских авианосцев. По предположению отечественных инженеров, шахты, предназначенные под основной ударный комплекс, были переоборудованы китайцами под хранилище для топлива и боеприпасов авиагруппы.

Во время достройки авианосец «Ляонин » был оборудован зенитными установками местного производства. Надо признать, что они по своему составу и возможностям значительно отстают от установок, предполагаемых по советскому проекту. Что касается авиагруппы, то для своего первого авианесущего крейсера китайцы даже создали специальную модификацию истребителя J-11, которую назвали J-15. Стоит отметить, что данный самолет является едва ли не копией истребителя Су-27 советского производства.

Помимо самолетов, на палубе будут служить также вертолеты Z-9 и Z-18. А для радиолокационного дозора на дальних дистанциях КНР закупила у РФ вертолеты Ка-31. В общей сложности авиагруппа крейсера представлена 24 истребителями, 6 противолодочными вертолетами, 4 вертолетами ДРЛО и 2 поисково-спасательными вертолетами.

Связь и прочее оборудование

При строительстве «Варяга» предполагалось, что на него будет установлен РЛК (радиолокационный комплекс) «Форум», вместо «Марс-Пассата», которым оборудовался головной корабль серии. Поэтому места крепления антенных постов «Марс-Пассата» были при строительстве «Варяга» заделаны. А во время достройки судна в Китае на эти же места были установлены решетки антенн китайского РЛК 348. Занимательный факт: авианосец «Ляонин» больше похож на головной корабль серии 11435, чем на недостроенный «Варяг». Судно также было оборудовано вращающейся антенной китайской радиолокационной станции под названием «Морской орел».

С точки зрения авиационно-технической части, первый авианосец Китая - «Ляонин» - сохранил особенности, которыми обладала советская разработка. Речь идет о трех стартовых позициях, оборудованных газоотбойными щитами и убираемыми задержками, трамплине вместо катапульт, оптической системе посадки и четырех аэрофинишерах тросового типа, оснащенных гидравлическими тормозными машинами.

В корме судна, у левой части кромки, находится пост руководителя визуальной посадки открытого типа. Подобные посты в своих авианосцах используют американцы. В советских авианесущих крейсерах пост выполняется в виде закрытой остекленной рубки, в которой комфортнее работать на Севере и Дальнем Востоке.

Все остальные характеристики, которыми обладает авианосец «Ляонин» (двигатели , системы управления и прочее) не разглашаются. Известно лишь, что тысячному экипажу очень комфортно жить на палубе судна. В этом плане оно обошло другие корабли ВМФ Китая.

Авианосец «Варяг»/«Ляонин»: служба

В 1991 году в СССР началось формирование экипажа для строящегося на тот момент крейсера «Варяг», однако в 1993 году его расформировали.

В 2012 году, когда «Ляонин» поступил на вооружении Китая, на нем начали проводить тренировки пилотов морской специализации, в том числе на истребителе J-15. 5 ноября этого же года на авианосец впервые осуществили посадку самолета с зацепом троса. В конце 2013 года одно из судов, идущих в «Ляонинском» эскорте, чуть ли не столкнулось с американским кораблем USS Cowpens в Южно-Китайском море. В сложившемся недоразумении представители двух стран обменялись взаимными обвинениями.

В ноябре 2014 года крейсер посетил министр обороны Америки - Чак Хейгел. Приехав в Китай с официальным визитом, он не мог не взглянуть на первый китайский авианосец. Ему провели двухчасовую экскурсию по судну. Хейгел в целом положительно отозвался об авианесущем крейсере, однако сказал, что Китаю еще есть чему поучиться на этом поприще. Что, в общем-то, неудивительно: должны пройти десятилетия, чтобы можно было всерьез рассматривать «Ляонин» против авианосцев США. Америка уже давно освоила строительство подобной техники и постоянно развивается в этом направлении.

Осенью 2015 года в СМИ появилась информация о том, что крейсер пришвартовался в порту Тартус (Сирия). Однако, по мнению экспертов, данная новость вымышлена. Дело в том, что пройти через Тихий и Индийский океаны незамеченным вряд ли удастся такому габаритному кораблю, как «Ляонин» (авианосец). Где сейчас находится судно, неизвестно. Оно периодически покидает порт с целью испытаний.

Заключение

Сегодня мы подробно рассмотрели авианосец «Ляонин» (Китай). История данного судна была весьма необычной. Оно строилось в трех странах, и лишь последняя из них смогла завершить это дело. А еще «Ляонин» является единственным авианосцем, проданным за столь незначительную цену.

На вооружении ВМФ КНР стоит два авианосца: «Ляонин» и «Проект 001А», который получит своё официальное название только к 2020-му году.

История этого авианосца крайне запутана и даже несколько драматична. В 1985 году в ныне украинском городе Николаеве на Черноморском судостроительном заводе началось создание нового авианосца для Тихоокеанского флота ВМФ СССР. Название судна несколько раз менялось, но, в конечном счёте, авианосец официально стал «Варягом». По своей конструкции новый корабль практически полностью совпадал с построенным ранее авианосцем «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Однако в конце 1991 года государство СССР прекратило своё существование. Строительство авианосца «Варяг» на тот момент был закончено всего на 68%. Черноморский завод отныне принадлежал исключительно украинской стороне. Но из-за недостатка финансирования новые владельцы корабля не только не закончили постройку авианосца, но и не обеспечили ему должную охрану. С судна было украдено всё, что можно было вынести. Поэтому в 1997 году было объявлено о продаже корабля на металлом. Аукцион выиграла туристическая компания из Макао. Согласно официальному заявлению, покупатели планировали сделать из корпуса боевого корабля казино на воде. До этого китайские компании уже дважды покупали ветхие советские авианосцы для их переоборудования в плавучие развлекательные заведения. Тогда ещё никто не знал, что за подставной фирмой из Макао скрывалось руководство ВМС КНР, желавшее включить в состав китайского флота бывший советский авианосец.

Транспортировка «Варяга» заняла очень много времени, к китайским берегам корабль был пришвартован лишь весной 2002 года. Несмотря на то, что с 1991 года авианосец медленно разрушался, и в нём не хватало части оборудования, обшивка и внутренние механизмы оставались крепкими и надёжными.

Поскольку к судну не прилагалось никакой технической документации, китайские специалисты несколько лет изучали корабль. Только в августе 2011 китайской стороне удалось закончить строительство «Варяга», который с этого момента назывался «Ляонин». А в 2012 году списанный в утиль 15 лет назад авианосец получил вторую жизнь и стал полноценной боевой единицей китайского флота.

А вот второй авианосец, стоящий на вооружении КНР, китайская сторона построила самостоятельно. Создание этого судна долгое время держалось в секрете. До общественности только изредка доходили отдельные слухи, но в 2015 году китайские власти официально объявили о строительстве нового боевого корабля. На этапе проектирования будущего судна были использованы чертежи «Ляонина». Поэтому, по иронии судьбы, и этот новейший китайский авианосец напоминает советское боевое судно.

Конечно, новый корабль будет иметь некоторые усовершенствованные детали. Например, большее водоизмещение, более длинные взлётные полосы, электромагнитную катапульту, электронику последнего поколения и многое другое.

Одновременно в Китае была закончена разработка модели новейших палубных истребителей, которыми будут укомплектованы оба авианосца.

В апреле 2017 года авианосец был спущен на воду, но пока он будет проходить дополнительные испытания. По всей вероятности, новой боевой единицей «Проект 001А» станет только в конце 2019 года. Министерство обороны предложило жителям Китая самим выбрать название для судна. Для этого даже было открыто интернет-голосование. Китайцы предпочли назвать свой боевой корабль в честь рака-богомола или ротоногого рака, населяющего моря Дальнего Востока.