Обряды посвящения. Колдовское самопосвящение

Тайные общества. Обряды инициации и посвящения Элиаде Мирча

Обряды посвящения

Обряды посвящения

Обычно, пока неофит лежит без сознания в юрте, семья зовет шамана, который затем будет играть роль наставника. В других случаях после «расчленения на куски» неофит отправляется на поиски учителя, чтобы узнать секреты ремесла. Знание носит характер посвящения и часто может быть получено в состоянии экстаза; другими словами, шаман-учитель наставляет своего ученика тем же способом, что демоны и духи. Так, Ксенофонтов рассказывает, что у якутских шаманов учитель берет с собой душу посвящаемого в долгое экстатическое путешествие. Они начинают с восхождения на гору. С высоты учитель показывает неофиту развилки дорог, откуда другие тропы поднимаются к гребням гор: здесь обитают болезни, мучающие людей. Затем учитель приводит ученика в дом. Они переодеваются в одежды шаманов и колдуют вместе. Учитель открывает, как распознавать и лечить болезни в разных частях тела. Всякий раз, как он называет часть тела, он плюет в рот ученику, который должен проглотить плевок, чтобы познать «пути болезней в Ад». В конце наставник ведет ученика в высший мир, к небесным духам. С этого момента шаман располагает «посвященным телом» и может заниматься своим ремеслом 48 .

Существуют и публичные обряды посвящения, особенно у бурят, гольдов, алтайцев, тунгусов и маньчжур. Бурятские обряды - из числа наиболее интересных. Главный обряд включает восхождение. В юрте устанавливают крупную березу, корнями в очаг и верхушкой в дымовое отверстие. Березу называют «удеши бурхан», «страж ворот», потому что она открывает шаману вход на Небо. Она остается в юрте и служит опознавательным знаком жилища шамана. В день посвящения кандидат влезает на вершину березы - по некоторым традициям, с ножом в руке - и, выходя из дымового отверстия, громко кричит, взывая к помощи богов. Затем шаман-учитель, которого называют «шаман-отец», посвящаемый и все присутствующие следуют к удаленному от дерева месту, где в предвидении церемонии было посажено множество берез. У одной из берез процессия останавливается: здесь приносят в жертву козла, и кандидат, голый по пояс, погружает голову в кровь так, чтобы она покрыла глаза и уши, в то время как другие шаманы бьют в барабан. «Шаман-отец» влезает на березу и делает девять зарубок на вершине. Кандидат, за которым следуют остальные шаманы, тоже поднимается наверх. Карабкаясь, все они впадают, или делают вид, что впадают, в экстаз. Как утверждает Потанин, кандидат должен влезть на девять берез, которые, как девять зарубок, символизируют девять небес 49 .

Как показал Уно Харва, посвящение бурятского шамана странным образом напоминает некоторые обряды таинства Митры. Так, омовение кандидата кровью козла походит на «тавроболиум», основной обряд таинств Митры, а его влезание на березу напоминает подъем по лестнице с семью ступенями, входящий в обряд таинств, которые символизируют семь планетарных Небес 50 . Влияние античного Ближнего Востока мы понемногу находим везде в Центральной Азии и в Сибири, а обряд посвящения бурятского шамана, весьма возможно, является одним из доказательств этого влияния. Но следует добавить, что символике Дерева Мира и ритуалу влезания на березу при посвящении в центральной и северной Азии предшествуют элементы культуры, пришедшие из Месопотамии и Ирана. Но если столь характерная для Азии и Сибири концепция семи, девяти и шестнадцати небес происходит от вавилонской идеи семи планетарных небес, то символика Дерева Мира как «Оси Земной» не является специфически вавилонской. Это почти универсальная символика, засвидетельствованная в пластах культуры, которые невозможно заподозрить в связях с Месопотамией.

В обряде посвящения бурятского шамана, чтобы получить посвящение, неофит отправляется на Небо. Подъем на Небо по дереву или столбу составляет основу ритуала шаманского камлания на Алтае 51 . Береза или столб отождествляются с Деревом или Столбом, воздвигнутым в Центре Мира и связывающим три космические зоны: Землю, Небо, Подземный Ад. Шаман также может прийти к Центру Мира, ударяя в свой бубен; ибо, как мы показали, только что рассказывая о сне самоедского шамана, корпус бубна сделан из ветки, оторванной от Космического Дерева. Слушая звук своего бубна, шаман парит в экстазе вокруг Дерева, то есть у Центра Мира 52 .

Все эти шаманские обряды, как и другие обычаи и верования, которых мы здесь не касаемся, связаны с идеями, развивавшимися вокруг мифа о Космическом Дереве: с одной стороны, с идеей Дерева, как Центра Мира - оно связывает три космические зоны, и, поднявшись по его стволу, можно перейти с Земли на Небо; с другой стороны, Космическое Дерево представляется как «модель мира» - символически оно представляет Вселенную целиком и, в первую очередь, все человечество. Во многих сибирских мифах души людей подвешены на ветках Дерева. Когда одной из них приходит время родиться, Бог посылает душу на Землю. Другие мифы рассказывают, что души всех шаманов собраны на одном Дереве: чем выше ветка, на которой подвешена душа, тем сильнее будет шаман. Наконец, существуют многочисленные верования, касающиеся мистических отношений между шаманами и их деревьями. Каждый шаман обладает деревом, возле которого он может укрыться в духе, если он был побежден в битве с другими шаманами. Если дерево срубить, шаман умирает.

Все это указывает, как нам кажется, на то, что шаманское дерево пользуется престижем Космического Дерева и, следовательно, может быть использовано шаманом как средство достичь Центра Мира, то есть самого сердца реальности, жизни и сакральности.

Вскарабкавшись на дерево, сибирский шаман попадает на Небо. Мы встречали аналогичные ритуалы, изучая некоторые обряды посвящения в Южной и Северной Америке. Добавим теперь, что влезание на деревья характерно и для шаманских посвящений у некоторых американских народностей. Посвящение арауканского колдуна включает ритуальный подъем на дерево или очищенный от веток ствол до площадки, где посвящаемый обращается с молитвой к Богу. Караибские колдуны достигают экстатического подъема на Небо, взобравшись на площадку, подвешенную к потолку хижины многочисленными веревками, скрученными вместе: раскручиваясь, веревки вращают площадку с возрастающей скоростью 53 .

Из книги Сатанинские ритуалы автора ЛаВей Антон Шандор

Сатанинские посвящения Сo времени основания Церкви Сатаны многие люди, желающие совершить торжественную церемонию в честь принятия ими Сатанинских принципов, заказывали обряд «посвящения», посредством которого они могли бы использовать установившуюся форму

Из книги Практический подход к буддизму автора Берзин Александр

Посвящения Участник: [переводчик] На Западе очень часто случается так, что вы принимаете посвящения и затем вы должны выполнять ритуалы, не имея этого понимания; и до принятия посвящения вам не объяснили, что этим пониманием необходимо обладать.Алекс: Да, к сожалению, это

Из книги Далай Лама о Дзогчене. Учения Пути великого совершенства, переданные на Западе Его Святейшеством Далай Ламой автора Гьяцо Тензин

Смысл посвящения Начиная разговор о посвящении, я хочу подчеркнуть, что необходимо иметь представление о его смысле. Что значит тибетское слово ванг (тиб. dbang), посвящение? Начнем с того, что наша изначальная природа, которую называют «природа будды», или татхагатагарбха,

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

СЛЕЗЫ ПОСВЯЩЕНИЯ Во время своих долгих странствий равви Зуся пришел в город, где жил отец юного Иакова Ицхака. Зайдя в Дом Учения, он повернулся к печке, чтобы помолиться, – такой у него был способ молиться – и целиком накрыл голову молитвенным одеянием. Но неожиданно он

Из книги Комментарии к жизни. Книга первая автора Джидду Кришнамурти

Из книги Я не виноват! автора Таунсенд Джон

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Тайные общества. Обряды инициации и посвящения автора Элиаде Мирча

Тайные общества Обряды инициации и посвящения Предисловие В этой небольшой книге собраны лекции из цикла «Хаскелловские чтения», прочитанные мной в Чикагском университете осенью 1956 года по общей теме «Образцы посвящения». Прежде чем отправить текст в издательство, я

Из книги Практика Калачакры автора Мулин Глен

Глава I. Обряды, связанные с достижением половой зрелости и племенные посвящения в первобытных религиях Предварительные замечания В этой небольшой книге мы хотели бы представить наиболее важные типы посвящения, попытаться расшифровать их глубинный смысл, который

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

Глава II. Обряды, связанные с достижением половой зрелости, и племенные посвящения в первобытных религиях (продолжение) Испытания в обряде посвящения: трещотки и обрезание В Австралии посвящения, связанные с возрастом половой зрелости, в качестве испытания включают не

Из книги Искушение каждой девушки автора Артерберн Стивен

Шаманские посвящения Обратимся теперь к шаманским посвящениям. Чтобы упростить изложение, мы используем термин «шаман» в его наиболее общем смысле. Мы рассматриваем шаманизм в собственном значении этого термина, то есть каким он развился преимущественно в северной и

Из книги Книга Урантии автора жители Небесные

Из книги автора

Чин посвящения в иподьякона По древнему уставу в круг обязанностей иподьякона входило: подготовка для умывания рук архиерея; контроль за тем, чтобы оглашенные вышли из храма перед началом Литургии верных; охрана Святых врат, чтобы никто из недостойных не вошел в

Из книги автора

Посвящения и благодарность

Из книги автора

5. ДУХ ПОСВЯЩЕНИЯ Вечный Сын безоговорочно присоединился к Всеобщему Отцу в провозглашении всему творению величественного воззвания: «Будьте совершенны, как совершенен ваш Отец в Хавоне». С тех пор этот призывный наказ служил побуждением для всех планов спасения и

Из книги автора

4. ПОСВЯЩЕНИЯ МИХАИЛОВ Существует семь групп посвященческих Сынов-Создателей. Такая классификация соответствует числу посвящений созданиям своих миров: начальный опыт дополняется пятью сферами расширения посвященческого опыта и завершается седьмым и последним этапом

С точки зрения стороннего наблюдателя, не погруженного в Традицию, посвящение есть религиозно-магический акт перехода человека из состояния с одним сакральным и социальным статусом в состояние другим таковым статусом. Вероятно, такая формулировка может стать самым общим определением понятия «посвящение», хотя она и отражает лишь «событийную» сторону феномена, не затрагивая самой сущности того, что происходит в ходе традиционных инициатических обрядов.

Так или иначе, этому определению удовлетворяют два основных типа посвящения, известные в любом традиционном сообществе:

1) возрастные инициации, связанные с переходом человека из одной возрастной категории в другую, и

2) специализированные (кастовые) инициации, определяющие вхождение человека в то или иное объединение сакрального характера (каста, «тайный союз» и т.д.) и/или получение им доступа к того или иного рода магическим силам и сакральным ценностям (например, обретение «шаманского зрения»).

Как показывает опыт изучения традиционной культуры, посвящения обоих типов строятся по одним и тем же принципам и законам, проходя нередко по одним и тем же обрядовым схемам. Что более важно, любое традиционное посвящение — будь то инициация мальчика, становящегося мужчиной и обретающего права и обязанности взрослого человека, или магическая инициация шамана — любое традиционное посвящение подразумевает одну и ту же внутреннюю суть, хотя и реализуемую, разумеется, на разных уровнях. Поэтому прежде, чем перейти к обсуждению целей и сути двух названных типов посвящений, рассмотрим самое значение инициации в сакральной Традиции.

Значение посвящения в Традиции

Одна из важнейших черт индоевропейской сакральной Традиции, ветвями которой являются частные дохристианские Традиции славян, германцев, кельтов и других индоевропейских народов, — ее изначально инициатический характер.

Это, прежде всего, означает, что различия между обособленными традиционными категориями индивидуумов являются сущностными и, говоря вообще, магическими. Ребенок и взрослый, землепашец, воин и маг, раб и свободный — все эти и другие категории лиц различаются не только — не столько! — своим социальным статусом, сколько внутренним качеством, своей внутренней природой и внутренней же сутью.

Соответственно, и границы между этими категориями или группами людей имеют характер сущностный, магический, — они непреодолимы обыденным, не-магическим путем. Инициация в Традиции и является тем доступным человеку инструментом — магическим инструментом! — который позволяет ему умереть по одну сторону от границы и возродиться по другую — в другом качестве, в другой категории лиц.

Ибо тот, кто приходит на землю из Иного Мира через материнское чрево, становится Свободным и Человеком, только пройдя через цепь возрастных и кастовых посвящений.

Цели посвящения: возрастные инициации

Действительно, согласно традиционным представлениям, только что родившийся ребенок не только не имеет пола, статуса и других признаков человека, но и вообще не является таковым. Так же, как и роженица, он сохраняет связь с Иным Миром, откуда только что явился. Как и роженица, он «нечист», подобно тому, как остается «нечистым» до завершения должных обрядов человек, совершивший убийство, т.е. «отправивший» кого-то обратно в Иной Мир. Эта связь родившегося с Иным Миром рвётся первым возрастным посвящением, совершаемым, как правило, в первые же дни жизни — наречением детского имени.

Значение первого, следующего сразу за рождением, имянаречения в Традиции огромно. Во-первых, как только что было сказано, наречение имени очищает родившегося, разрывает его связь с Миром Мертвых, где всё безымянно. А во-вторых, имянаречение символизирует: пришедший в Мир Живых будет человеком, ибо звери тоже умеют рожать детенышей, но не умеют давать им имена.

Вместе с детским именем родившийся получает и свой первый статус в сообществе людей — в мире — он становится дитём. Заметьте, русское слово дитя, дитё — среднего рода. Действительно, дети в традиционных обществах считались бесполыми и воспитывались женщинами семьи или рода все вместе, без разделения на мальчиков и девочек. Такое воспитание продолжалось, как правило, до семи лет.

Когда дети достигали возраста в 2-3 года, они вступали во второй инициатический цикл, длившийся примерно до 7 лет и содержащий у разных народов два-три, а иногда и больше частных посвящений. Эта цепь посвящений преследовала две цели: введение в пол и введение в род. На Руси, например, именно в этот период дети впервые одевали женскую юбку (сарафан) или мужские порты. С момента завершения инициации они — уже не бесполые дети, но ребёнки, мальчики и девочки, — воспитывались раздельно и начинали осваивать навыки и умения, необходимые, соответственно, мужчинам и женщинам.

Второй аспект данной инициации — введение в род в качестве младших его членов. Социальный статус ребенка в архаике соответствовал социальному статусу раба. Собственно говоря, русское слово ребенок, украинское паробок происходят от той же древней основы, что и слово раб; общее восточнославянское хлопец — это тот же холоп и т.д. Статус холопа/хлопца характеризуется отсутствием как прав, так и обязанностей — кроме права на долю в пище и обязанности беспрекословного подчинения старшим членам рода. Холоп и хлопец не имеют в традиционном обществе даже права отвечать за свои поступки — за преступления, совершенные ребенком или рабом, всегда расплачивается родитель или хозяин.

Наконец, третья, основная, инициация проводилась по достижении ребенком возраста 13-15 лет и представляла собой, фактически, превращение во взрослого человека и полноценного члена рода, наделенного самостоятельностью и полным (или почти полным) набором прав и обязанностей. Именно это посвящение наиболее полно следовало традиционному инициатическому «пути через Смерть», на котором ребенок терял свое детское имя и, возрождаясь в качестве взрослого, получал новое имя, которое и считалось единственно настоящим.

Об этом — самом важном изо всех возрастных — посвящении великолепный историк религий Мирча Элиаде пишет: «Посвящение вводит неофита одновременно и в человеческое общество, и в мир духовных ценностей. Он узнает правила поведения, производственные приемы и организацию взрослых, а также мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний и, что особенно важно, мистические отношения между племенем и Сверхъестественными Существами, в том виде, в котором они установились в начале мира…»1

Задача данного посвящения состоит еще и в своеобразном испытании подростка, магической и бытовой проверке того, насколько он готов и, говоря вообще, насколько он способен2 войти в мир, в сообщество взрослых людей. Я позволю себе привести еще одну цитату, на сей раз — из работы российского этнопсихолога Алексея Андреева: «[…] в отношении к детям, в их воспитании взрослые вынуждены быть предельно точны и требовательны. Иначе мир пойдет не туда. Именно этим вызваны ужасающие нас строгости и жестокость при инициациях. Крошечная ошибка при воспитании со временем поведет к накоплению чужих качеств, и вместо человека ты приведешь в этот мир нечто страшное, имя которому — чужой!..»3

При необходимости, достигнув возраста 18-21 года, члены сообщества могли проходить и другие, дополнительные инициатические обряды, хотя большая часть такого рода посвящений скорее должна быть отнесена уже к инициациям специализированным или кастовым. Любопытно, что подобная последовательность возрастных посвящений сохранилась (пусть, отчасти, формально) в структуре возрастной лестницы средневекового феодального сословия, имевшей приблизительно следующий вид:

до 7 лет — воспитание женщинами;

с 7 до 14 лет — служба пажом;

с 14 примерно до 18-19 лет — служба оруженосцем;

в 18-20 лет — рыцарское посвящение.

Цели посвящения: специализированные (кастовые) инициации

Если система возрастных посвящений, достаточно хорошо изученная на историческом и этнографическом материале, в целом достаточно стандартна для любого традиционного общества, будь то древние славяне или современные «первобытные» народы Африки или Австралии, то инициации специализированные отличаются гораздо большим разнообразием. Поэтому здесь рассмотрим лишь краткую и довольно условную классификацию специализированных (кастовых) инициаций по их целям, не утруждая читателя излишним углублением в конкретику.

1. Посвящения касты Магов и Жрецов (вед. брахманы, слав. рахманы, волхвы). Система инициаций, цель которых — обретение инициируемым способности прямого общения с богами и использования естественных магических способностей человека и мировых магических энергий. Одна из первых инициаций данной системы — введение в шаманскую реальность, где доступны путешествия в Нижний и Верхний Миры. В связи с этим именно в специализированных посвящениях данной касты наиболее явно звучит символика Смерти; более того, некоторые из них подразумевают физическое прохождение через состояние умирания.

Характерный пример — инициации современных сибирских, алтайских и т.д. шаманов.

2. Посвящения касты Воинов (вед. кшатрии). Воины — вторая каста традиционного сообщества, также обладающая собственной системой специализированных инициаций. Две основные цели инициаций — отработка жесточайшего нравственного контроля над собственным поведением и раскрытие дополнительных («сверхъестественных») возможностей человеческого организма, включая овладение определенными специфическими технологиями боевой магии.

Характерный пример — инициации скандинавских берсерков, в результате которых воин обретал «сверхъестественные» быстроту и мощь, нечувствительность к боли и другие специфические качества: «Они шли без кольчуг и иных доспехов, они кусали кpая своих щитов и были сильны, как медведь или боpов. Они убивали людей, но ни огонь, ни железо не могли пpичинить вpеда им.» (Сага об Инглингах)

3. Посвящения касты свободных людей, имеющих дело с материальными ценностями (вед. вайшья). Традиционная каста вайшья (землевладельцы и земледельцы, ремесленники, купцы и т.д.) также имеет собственную систему обрядов, близких к инициациям и связанных, как правило, с приобщением к тому или иному субсословию или объединению производителей. Такими обрядами сопровождается превращение служки в подмастерье, подмастерья — в Мастера и т.д.

Характерный пример — средневековые цеховые посвящения.

4. Прочие посвящения и околоинициатические обряды, связанные с основными изменениями в жизни человека. К этой группе должны быть отнесены, например, такие имеющие инициатический характер ритуалы, как свадебные обряды, обряды принятия в род и т.д.

Характерный пример — традиционные русские свадьбы, в которых четко прослеживается архаическая инициатическая символика умирания невесты в качестве девушки и возрождения ее уже в качестве замужней женщины.

Технология посвящения: Перерождение-в-Смерти

Теперь, обозначив и место инициации в Традиции, и цели основных типов традиционных посвящений, обратимся к собственно технологии проведения посвящения.

Как уже говорилось выше, необходимость инициаций вытекает, помимо прочего, из представления о невозможности прямого, обыденного преодоления границ, разделяющих разные категории (касты, возрастные группы, субкасты разных уровней посвящения и т.д.). Отсюда основной принцип традиционной инициации — прохождение через Смерть — через то Место, где нет никаких границ.

Как и любой традиционный религиозно-магический обряд, посвящение есть проигрывание заново Священной Истории, отраженной в традиционной мифологии, повторение действий, совершенных некогда Богами, т.е., в конечном итоге, — imitatio Dei, подражание Богу. Словами Мирчи Элиаде, «[…] те, кто практикуют посвящения, рассматривают их как действия Божественных или Сверхъестественных Существ. Таким образом, церемония посвящения — это «подражание Божеству»; праздник посвящения позволяет вернуться в изначальное священное Время, и неофиты вместе с уже посвященными ощущают присутствие Богов и мистических предков. Посвящение — это повторение священной истории Мира и племени, как во Время мистического Начала…»4

Во всех традиционных мифологиях мы можем обнаружить сюжеты, связанные с Умирающим и Воскресающим Богом; это и есть тот миф, который «отыгрывается» в ходе инициации. Подражая действиям Богов, инициируемый, согласно магическим законам, проходит — на своем, разумеется, уровне — те же превращения, которые претерпевает сам Бог в мифологической Истории. Более того, как инициаторы принимают на себя роли соответствующих Богов или Предков и, фактически, становятся на время ритуала Их воплощениями, так и инициируемый неофит в ходе посвящения мистически сливается с Умирающим и Воскресающим Богом. Так нордический шаман в ходе инициации открывает в себе самом Одина — Бога, распявшего себя на Древе Жизни ради обретения Знания Рун… 5

Технология посвящения: структура обряда

Общая структура инициатических обрядов довольно неплохо изучена современными этнографами и этнопсихологами — по крайней мере, в том, что касается инициаций возрастных. Оставляя в стороне инициации кастовые и специализированные, проиллюстрируем здесь саму структуру инициатических обрядов на примере возрастных посвящений у славян, для чего процитируем посвященную этому вопросу работу В.Г.Балушок6:

«Всякая инициация, как известно, структурно делится на три фазы:

1) выделение индивида из коллектива;

2) пограничный период;

3) реинкорпорация в коллектив.

На первой фазе инициации юношей доставляли на место, где они должны были проходить посвятительные ритуалы. Это событие на материалах восточнославянских волшебных сказок подробно рассмотрел В.Я.Пропп. Он определяет, что лагерь, где совершается посвящение, находится в лесу. […] Проведение инициации за пределами своей территории, особенно в лесу, является характерной чертой этого обряда у многих народов.

Инициация, как известно, предполагает определенную мифологическую интерпретацию пространства, в частности, выход за пределы своей территории приравнивался к смерти, а нахождение в таком священном лесу воспринималось как пребывание на «том» свете. Отсюда большая роль, которая отводилась в восточнославянской инициации божествам потустороннего мира.

Отражением одного из таких божеств в сказке является Яга. По мнению немецкой исследовательницы Р.Бекер, специально изучавшей данный вопрос, образ Яги восходит к древнеславянской языческой богине Мокоши. Среди ее функций были определение судьбы человека и владычество над миром мертвых. В реальной жизни молодых людей по прибытии в лагерь инициации встречали, по-видимому, жрицы этой богини.

В большинстве «инициационных» сказок Яга (иногда ведьма) выступает одним из главных действующих лиц, проводящих инициацию. […] Это позволяет интерпретировать сказочную Ягу (ведьму) и как жрицу Мокоши в обряде инициации. Но женщины-жрицы проводили только начальный этап инициации, в частности, встречали инициируемых в лесу. В дальнейшем их роль переходит к жрецам-мужчинам, так же как и роль женской богини — к мужскому божеству.

В лесном лагере посвящаемые переживали ритуальную смерть. Это главная черта второй, так называемой лиминальной (от лат. limen — порог) фазы инициации. Из материалов восточнославянских сказок видно, что имело место не просто символическое умерщвление инициируемого, но и проглатывание чудовищем. Для лиминальной фазы были характерны также физические испытания посвящаемых — нанесение им болезненных ударов, ран, голодание, всяческое их унижение. […] Об этом свидетельствует анализ не только сказочного материала, но и позднейших этнографических данных. Так, во время инициаций в молодежных объединениях украинцев, поляков, чехов, словаков, существовавших вплоть до рубежа XIX-XX вв., молодых парней подвергали всяческому осмеянию и издевательству. Их били, брили деревянной бритвой, причиняя боль, поднимали вверх за волосы, заставляли залезать на столб и кукарекать, «плавать» в пыли, бросали в воду, мазали сажей и нечистотами лицо, пришивали к одежде тряпки и т.п. Инициируемые не должны были смеяться, говорить, есть и пить.

[…] Во время инициаций в украинских парубоцких громадах, у ремесленников, среди нищих и особенно у казаков испытывались сила, ловкость и выносливость посвящаемых. Несомненно, таким испытаниям физических качеств инициируемых придавалось большое значение в архаическую эпоху. Пребывание в лесном лагере обязательно включало также обучение инициируемых традициям, обрядам, мифам племени, различным магическим приемам влияния на окружающий мир, что нашло отражение в фольклорном материале…»

Еще раз о значении инициации в сакральной Традиции

Кратко описав основные черты традиционных посвящений, вернемся, прежде, чем закончить эту статью, еще раз к вопросу о значении инициаций в Традиции. Вернемся — но уже на другом уровне.

Если подойти к традиционным инициатическим технологиям с точки зрения психологии, несложно увидеть, что одной из непременных их частей является своего рода психологическое «очищение» инициируемого, освобождение от психологических зажимов и разного рода комплексов, накопленных за предыдущий отрезок жизни, — то, что в самой Традиции именуется иногда освобождением от наузов или шкур Дракона7. Действительно, находясь в пограничной («лиминальной») фазе инициации, человек представляет собой tabula rasa, «чистую табличку». Такое Освобождение, необходимое для заполнения «таблички» новым содержимым, и есть психологическая суть инициации.

Чтобы лучше понять, прочувствовать этот вывод, стоит сравнить человека традиционного с человеком современным, лишенным инициатической практики и вынужденным, соответственно, постоянно тащить за собой весь груз своих комплексов и «грехов», накапливающихся в течение жизни. Несложно увидеть то, что отличает современного человека, живущего вне Традиции, — он несвободен…

Далее, мы знаем, что инициатические практики представляют собой стержень обрядовой жизни традиционного сообщества — рода, племени, этноса. В ходе инициаций всё сообщество прикасается с Священному Времени Начала-всех-Начал, к Священной Истории, к самому бытию Богов. Сливаясь с Богами во время совершения инициации, вместе с Ними переживая извечно повторяющиеся Смерть и Возрождение, члены традиционного сообщества переживают и Их Бессмертие.

Так что же такое инициация? Едва ли будет преувеличением сказать, что инициация — это Свобода и Бессмертие человека Традиции…

Посвящение в Традиции не является ни «наградой», или «привилегией», ни результатом прохождения какого-либо пути, но — самим актом традиционного Пути. Так же, как мы говорим, что движение — это способ существования материи, мы должны признать, что Посвящение есть способ существования человека в Традиции и, более того, — способ существования самого традиционного сообщества…

Платов А. «Традиционные посвящения»

Список литературы:

1 М.Элиаде. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.-СПб., 1999.

2 Один из результатов утраты Западной цивилизацией инициатической Традиции — быстрый рост числа маньяков, террористов и других подобных «;людей»;, которые в традиционном обществе попросту не прошли бы основной возрастной инициации в 13-15 лет.

3 А.Андреев. Русские Боги в Зазеркалье. Баба-Яга//Мифы и магия индоевропейцев, вып.3-4, 1997.

4 М.Элиаде. Цит. соч.

5 Собственно говоря, в этом и кроется принципиальное отличие Северной, инициатической, Традиции от контр-инициатической Южной. Мы, северяне, — дети Богов, и Боги наши всегда с нами, всегда в нас, в то время как южане сами определяют себя как рабов Божиих…

6 В.Г.Балушок. Инициации древних славян//Этнографическое обозрение, №4, 1993.

7 А.В.Платов. Девять шкур Дракона//Мифы и магия индоевропейцев, вып. 6, 1997.

Мир меняется, а человек остается существом социальным. Умение сосуществовать в определенной структуре означает быть в ней своим. Практически у всех народов на земле издревле существовал ритуал инициации. Он шел рука об руку с идеологией эпохи и по сути являлся техникой посвящения в новую элитарную социальную группу.

Из неофита в принцы

Для соития с женщиной юноша проходит испытания, после чего получает первый сексуальный опыт, меняющий представление о противоположном поле и делающий возможность создавать полноценные взаимоотношения.

В свою очередь, потеря невинности для девушки тоже может символизировать "малую" смерть. Теперь женщине доступны новые ощущения и понимание своего тела.

Традиционные технологии

Процесс посвящения имеет одинаковую схему во всех традициях. Это три этапа: личность изгоняется из общества (изоляция); лиминальная или пограничная стадия (инициация); посвящение в новый коллектив.

Изоляция

Пройти инициацию означает пройти все этапы по порядку. Перед событием человек выдерживает испытание одиночеством. С этим же этапом связывают изоляцию в тюрьме или сумасшедшем доме, когда человек, меняющийся личностно, приобретает новые качества для мощнейшего рывка в дальнейшей жизни. Если речь идет о подростке в современном обществе, то ребенок часто разрушает старые дружеские связи, отдаляется от родителей. Ему это больше неинтересно. Новые прочные взаимоотношения пока зародиться не могут, поскольку свои ценности еще непонятны.

Очищение или трансформация

Основной смысл процесса - это вернуть "иному" миру его часть. Человек рождается на свет "нечистым", несвободным. Первым этапом, отсекающим его от мира мертвых, является наречение именем. Далее это посвящение во взрослое состояние, опять же через смерть и очищение.

Помимо этого, перерождение помогает освободиться от балластных чужеродных качеств, которые были привиты в результате нечуткого воспитания. Инициация - это словно уточнение маршрута своего пути по стрелке компаса.

При переходе в новое качество, например из подмастерья в мастера, смерть означает преодоление своеобразной стены, препятствия, которое невозможно преодолеть обычными способами. Прежняя личность сделала все, чтобы оказаться возле этого раздела, и теперь она может умереть, тогда трансформированная персона родится на той стороне и продолжит свой путь духовного развития.

Непреодолимой традиционными способами преградой является разница между мирянином и воином, служкой и чародеем, невестой и женой, оруженосцем и рыцарем, свободным человеком и владыкой.

Возрождение

С психологической точки зрения, моральная смерть - это этап, избавляющий личность от детских страхов и комплексов. Ведь с этим грузом невозможно двигаться дальше по взрослой жизни, где намного больше ответственности. Если не пройти ритуал, то двигаться дальше будет очень сложно.

Личность освобождается от прошлого, опорожняется, становится пустой, поэтому порой следующий этап - наполнение новыми ценностями - это длительное время. Так растет герой в схемах инициации, сказочных сюжетах. Сохранив свою персону и трансформировав личность, человек начинает создавать новые прочные и интересные взаимоотношения, интегрироваться в новую среду обитания.

Ритуальные сюжеты

У каждого народа свои герои, символы, наполняющие обряд инициации. Знакомясь с этносом в сказаниях и легендах, с этой точки зрения, интерес представляют сюжеты, где главный герой умирает и воскресает. В мировом наследии огромное количество мифов и легенд, где бог или полубог проходит через это перевоплощение, как феникс. Исходя из целей ритуала, выбирают сюжет и стилизируют его к контексту. Можно написать свой сценарий или совместить несколько.

История проигрывается в измененное состояние сознания, чтобы выйти в запредельное пространство, где нет границ. Достигается это посредством особой музыки, танцев, продуктов. На лиминальной стадии человек совершает рывок, личность трансформируется, получая новые качества.

Код смерти

Смерть - это и есть место, где отменены все ограничения. В средиземных легендах умерщвление изображают как чудовище, проглотившее героя, в русском эпосе - смерть приравнивается к уходу из дома в чужие земли. Прощание с жизнью может быть выражено через избиение, нанесение увечий, физическое насилие или сильное эмоциональное унижение. В Скандинавском и восточном эпосе смерть характеризуется сражением и убийством дракона.

На Кубани и в других традиционных казачьих культурах юноши проходили через этап посвящения. В это время им нельзя было есть, пить, разговаривать. Их унижали морально, например, заставляя кукарекать, сидя на шесте, или измазывали нечистотами. Через такое же моральное давление проходил процесс инициации для девушек на выданье. Их могли сечь плеткой, выгонять из дому, выкидывали в воду на виду у всех. Постыдные унижения окончатся как только девица станет женой.

Герои русских и украинских сказок тоже проходят Иванушке приходится врать, терять лицо и ублажать Бабу-ягу всеми способами. Баба-яга и есть главная женская богиня народного эпоса, а жители леса - ее жрецы. Выбравшись из козней ведьмы, Иванушка получает новые способности, которые в сказке зашифрованы в виде волшебных предметов.

Персонажи, олицетворяющие смерть в сказах, имеют черты покойника: у яги - это костяная нога.

Самой большой страх для человека - а для духа - забвение. Личность, которая прошла ритуал инициации и соприкоснулась с ней, обретает самый ценный ресурс - это опыт возрождения, а значит - бессмертия. Инициация - это преодоление самого большого страха и обретение настоящей свободы.

Материал из Tainoved_Wiki

Умение работать с колдовскими практиками основано напосвящении в колдовскую традицию. Без него все ритуалы, обряды и заговоры колдуна будут малоэффективны или не будут работать в принципе. Колдовство основано на понятии колдовской силы, апосвящение является основой для работы с ней. Про колдовскую силу и виды посвящения в колдовскую традицию читаем здесь. Обряды и практика посвящения учителем ученика - дело индивидуальное. В этой же статье будут рассмотрены варианты самопосвящения и самостоятельное получение колдовской силы.

Следует сразу предупредить, что самопосвящение - процесс достаточно сложный и непредсказуемый. Сам ритуал в нём может выступать только как знаковый предварительный или заключительный обряд самоидентификации в колдовской традиции. Вы отрекаетесь от помощи других эгрегоров и служения им. Также вы принимаете на себя магическую парадигму выбранной колдовской традиции и связанные с ней ограничения и ответственность. Для начала вам необходимо выбрать традицию, или эгрегор, с которым вы чувствуете сродство, и определиться с Богом, Богиней или пантеоном Богов. Даже если вы не планируете завязать свои практики на божественные эгрегоры, их персонификации могут служить хорошей символьной системой.

1). Посвящение в языческую традицию.

Классическое колдовство базируется на получении силы от дохристианских языческих Богов, Стихий и Сил Природы. Желающий приобщиться к традиции должен сначала изучить всю доступную ему экзотерическую информацию о пантеоне языческих богов, проводить время в размышлениях о их природе и ждать знака. Также обряд языческого посвящения подразумевает выбор колдовского имени. В принципе, посвящение - это то же самое, что и христианское крещение. Вы получаете новое имя и вместе с ним силу традиции. Вы создаёте новую личность, посвящённую в традицию, и имя должно быть послано свыше. Рассчитывать, что это произойдёт во время ритуала, не стоит, если только вы абсолютно точно не уверены в этом. Следовательно, имя нужно выбрать заранее. При этом не нужно применять рациональный подход. Имя должно звучать в душе, а не быть отражением ваших амбиций. Если имя пришло к вам во время размышлений и медитации при подготовке к обряду, то это может служить знаком того, что вы готовы к посвящению. Приведённые ниже обряды самопосвящения - это только примеры. Их можно взять за основу, но ритуал вы должны разработать самостоятельно. Если вы не сможете понять, как его надо проводить, и не сможете разработать свои воззвания, значит, посвящение вам ничего не даст, а останется бессмысленным набором фраз и жестов.

а). Ритуал 1.

Проводится на природе при растущей луне. Время суток выбираете вы. Прибыв на место, требуется привести в нужное состояние тело и сознание. В этом вам помогут практики релаксациии остановки внутреннего диалога. Затем чертим на земле колдовской круг, символически отделяющий место проведения вашего обряда от материального мира. Сначала нужно воззвать к Богам. Используйте имена ваших Богов.

  • "Богиня, нежная мать,
  • Я прихожу к тебе с сердцем, зажженным любовью,
  • Горящим твоей мудростью,
  • Я призываю тебя в свой круг сегодня,
  • Внемли мне в свете луны (или солнца),
  • Яви мне свой лик во сне или видении,
  • И выслушай мою просьбу,
  • Могучая мать всех нас, живых и мертвых,
  • Сойди ко мне, прошу тебя,
  • Добро пожаловать в мой круг,
  • О почтенная Богиня!
  • Бог со многими именами, повелитель изменчивой внешности,
  • Царь диких мест,
  • Услышь мою мольбу
  • И приди, кружась в танце,
  • По зеленной траве,
  • Сквозь пустыни
  • И привнеси свой дух великой радости
  • В мои празднования и ритуалы,
  • Мой Бог многоликий, Бог всего хорошего,
  • Я прошу тебя привнести мудрость в мои нужды и дела,
  • Переполнить мою чашу, чтобы я мог/ла почитать тебя вновь."
  • Затем призываем Стихии.
  • "Здравствуй Воздух,
  • Здравствуй Земля,
  • Здравствуй Огонь,
  • И здравствуй Вода.
  • В круг мой магический я вас зову,
  • И о защите сильнейшей прошу.
  • Все, что задумано вы поддержите,
  • В быль желанье мое обратите."
  • После этих воззваний нужно прочувствовать высшее присутствие и настроиться на него. После этого требуется очень хорошо ощутить цель своего обряда и начать приносить колдовской обет.
  • "О, Мать Богиня, о, Отец Бог,
  • Откройте все тайны,
  • но что-то оставьте тайной до времени.
  • В этом месте силы
  • я открываю себя Вашей власти.
  • В этом месте и в это время я изменюсь
  • И впредь буду идти по пути колдовства.
  • Я посвящаю себя вам,
  • Мать Богиня и Отец Бог."
  • На этом этапе вы должны почувствуете благосклонность Богов к вашему обету. Если её нет, то продолжать не стоит.
  • "Я вдыхаю вашу энергию в себя,
  • Она смешивается со мной,
  • успокаивает и проникает в мой мозг.
  • Теперь я могу видеть божество в природе,
  • Природу в божестве,
  • Божественность в себе и везде.
  • О, Великая Богиня,
  • О, Великий Бог,
  • Сделайте меня одним целым с вами!"

Дальше идёт сам текст колдовского обета. Лучше, если он будет написан заранее на отдельном листе бумаги или пергамента. Также на этом этапе следует совершить ритуальный знак принесения обета. Это может быть ритуальная жертва, помазание или небольшое ритуальное членовредительство, символизирующее серьёзность вашего намерения и нерушимость клятвы.

  • “Я (колдовское имя) в день сей духовно связываю себя с магической жизнью. Я отказываюсь от эгоистичной жизни и посвящаю себя преданному служению Божественному источнику, творящему в безмолвии, единство за пределами его понимания.
  • Я удержу в тайне практическое и теоретическое знание от неспособных воспринять, так как правда для человека, не воспринимающего ее, равносильна лжи.
  • Я не объявлю себя большим, чем то, что я есть – ученик магической жизни, света, любви и свободы. Не будучи посвященным, я не посвящу кого-либо.
  • Я буду совершать магическое действо в месте, удаленном от внешнего мира. Я не выкажу своей магической силы и не предъявлю ее тем, кому не надо ее принимать. Я не изготовлю символа или талисмана тем, кто действительно не нуждается в них. Пред теми, кто знает о магии лишь немного, я покажу только простую общедоступную технику, удерживая более глубокую мудрость и методику для тех, кто будет готов учиться им.
  • Я обещаю и присягаю, что по воле Природы, начиная с этого, я посвящу себя Великому Делу – очистить и возвысить свою духовность, чтобы с помощью Богов и Стихий смог я служить человечеству, постепенно возвышаясь до высшего Божественного разума, и я не употреблю во зло данную мне величайшую силу.
  • Я клянусь никогда не совершать магических действ, не совершая заклинания имен Богов и Стихий, связанных с ними. Я не употреблю свое знание магии во зло и ради только самого себя. Если же я нарушу клятву, я заклинаю ангела мести направить совершенное зло против меня.
  • Я обещаю обращаться со всеми людьми одинаково, вне зависимости от их расы, религии или пола. Я не стану злословить, лгать, распускать слухи.
  • Обещаю следовать магической жизни – работаю я один или же с помощниками.
  • Если мне доведется встретить человека, говорящего о магическом знании, я проверю его прежде, чем признать. Я не раскрою перед ним ничего из полученной мудрости, кроме того, что я могу дать любому, прежде чем не буду убежден в истинности его знания.
  • Этими словами даю я обет в присутствии Стихий, Бога, Богини и великого ангела мести. По собственной воле, призывая их в свидетели, говорю: если я нарушу свой магический обет, пусть я утрачу магическую силу до тех пор, пока они не сочтут нужным вернуть ее мне – да помогут они мне и моей душе! Да будет так!”

б). Ритуал 2. Призывание Свидетеля.

Состоит из трёх этапов, но, в принципе, хватит и одного на выбор. Тройное посвящение считается более действенным. Совершается в понедельник, и, если посвящаемый выбирает тройное посвящение, заканчивается в среду. Остальные рекомендации такие же, как и в прошлом примере.

Посвящение в бане.

Ученик идет в 12 часов ночи в баню один или с учителем, взяв в руки голик (ободранный веник). Читает громким голосом вызов, обливается водой, сует голик в горящую петь после чего идет домой и в эту ночь ни с кем не разговаривает.

"Вызываю сюда Свидетеля моего учения для моего таланта. Обмою себя водой от трех разных ручьев, сломаю семь печатей недели: понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы и субботы и седьмого дня- воскресенья. Возьму мудрость змеи, легкость лисицы, быстроту стрелы от молнии, росы с куполов церквей, знания Соломона, царя Давида. Меч в руке моей поразит врага. Оденусь я щитами надежными, укроюсь я пологом невидимым. Облачусь я в доспехи в пути моем. Свидетель, здесь ли ты? Клянусь быть сильней врагов моих и проворней их. Сжигаю я голик этот и с ним отступление мое от учения. Я открою книгу и сломаю семь ее печатей и победю я льва Иудина корня Давидова. Вижу сатану, падающего с неба молнией. Молитва та – ученье мое. Аминь."

Посвящение на перекрёстке.

"Вызываю Свидетеля на четырех дорогах – пеших и езжих, - где пыль от ног стоит, где носили покойников, где дети бежали, где старики ходили, куда относили порчи и беду и где я теперь стою. Призываю тебя в подтверждению своему решению – все познать. И не отступлюсь, пока не узнаю все. И если я обману, ты, Свидетель, прах мой принесешь сюда. Аминь."

Посвящение на кладбище.

Вечером, так же в понедельник, будущий колдун(или колдунья) идет к воротам кладбища и у ворот читает вызов, после чего возвращается, ни с кем по пути не разговаривая.

  • "При тех, кто в этом месте спит, почивает,
  • глаз не открывает,
  • вызываю к себе Свидетеля.
  • Пришла(пришел) не боюсь, уйду не оглянусь.
  • Покойникам – саван, а мне учение.
  • Как сталь крепка, так и я буду крепка(крепок) в своем учении.
  • Аминь."

Пусть вас не смущает использование слова "Аминь". Возникнув задолго до появления христианского обряда, оно несёт в себе значение "начало и конец". Если вам удобно, можете использовать формулу "Да будет так!" или "Быть посему!", или "Слово моё твёрдо!". Хотя слово "Аминь" всё же предпочтительней и из-за сложившегося эгрегора, и из-за его фонетики, представляющей правильный набор звуков для обозначения закрытия речевой формулы.

2). Посвящение в черномагическую традицию.

Такое посвящение обычно основывается на принципе отказа от христианского эгрегора и принятия его противоположности - эгрегора дьявольского. Такое самопосвящение принято называть "продажей души", и рассматривать возможность принятия его следует очень осторожно, так как эта традиция, несмотря на декларируемую "абсолютную свободу", накладывает на своих адептов много ограничений и требует постоянного служения под страхом жёсткого наказания.

Ритуал посвящения проводят в ночь полнолуния на перекрёстке. Перед этим девять дней следует носить освящённый крестик под левой пяткой и перед сном читать задом наперёд основные христианские молитвы. Также можно жечь перевёрнутые церковные или чёрные свечи. На перекрёстке нужно очертить вокруг себя круг, встать на левую ногу и произнести слова отречения от Церкви:

  • "Отрекаюсь от тебя, распятый иисус назаретянин, от девы марии матери твоей, от ангелов и места посреди рая небесного, от всех святых и твоей церкви от ныне и во веки веков!
  • Айа Айа Варакла Дезербет Ксул Абраксас
  • Айа Намош.
  • Люцифер
  • БаалЗебуб
  • Астарот
  • Ексат".

Далее нужно своими словами, используя имена дьявольской иерархии тех богов, которых вы хотите взять в покровители, попросить тёмные силы дать вам Наставника для обучения колдовству. Имеет смысл принести в жертву чёрного петуха. Можно также составить текст клятвы, которую вы хотите принести, и зачитать её. Дальше стоит просить о колдовском имени и знаке.

По окончании ритуала и до следующей полночи нельзя ни с кем разговаривать.

3). Посвящение в белую магию.

Традиции белой магии основаны на использовании силы христианского божественного пантеона: Святой Троицы, Архангелов, Ангелов и Святых. Если вы хотите работать в этой традиции, то следует сначала окреститься, если вы не были крещены или крещены в младенчестве.

Традиции христианской магии очень разнообразны и, зачастую, внутренне противоречивы. Как правило, беломагическая парадигма включает в себя дьявольские силы, являющиеся гегемоном в человеческом мире, которые, в свою очередь, подвластны Божественной Силе.

Обряд самопосвящения представляет собой молитвенную практику с обязательным предварительным постом и обрядом церковного очищения и включает в себя воззвание, подобное этому:

  • "Я - раб-исполнитель.
  • Я - верный Служитель Высочайшего!
  • Заклинаю Божьим твоим именем,
  • утренней звездой, созданной тобой,
  • воле которого покорны сорок духов зла
  • и все силы добра.
  • Среди них есть князь князей
  • и царь всех царей
  • из долины теней, из страны смертей.
  • И сидит он на троне вечности,
  • на голове у него венец,
  • на руках семь золотых колец -
  • с понедельника до воскресенья.
  • На груди князя тьмы ключи Соломона висят,
  • огненной геенной ключи горят.
  • Под ногами князя книга лежит,
  • сам Сатана эту книгу сторожит,
  • запечатана она семью замками,
  • и закрыта царя Соломона ключами
  • вся Господня неделя.
  • Подойду я к князю поближе,
  • наклонюсь к ногам его пониже,
  • книгу из-под ног его забираю,
  • именем твоим ключи с князя снимаю.
  • Обойдя легион духов зла,
  • двери мудрости отпираю,
  • Теургией Твоей в мастера себя посвящаю.
  • Я, раба Божья (имя). Святую Троицу знаю,
  • а имена дьявольской троицы в знаках книги читаю.
  • Господи, Всемогущий Бог,
  • создавший все из ничего,
  • даруй мне познать через ключи Соломона
  • всю мудрость его.
  • Ты, давший нам вечную жизнь через смерть свою,
  • дай благословение на чудеса исцеления.
  • Даруй мне познать Тайну,
  • неподвластную уму человеческому,
  • чудо рождения и тайны смерти-забвения
  • именем тайной Троицы
  • и именем той, чьим молоком ты. Предвечный, был
  • вскормлен
  • во благо и благие цели.
  • Хочу употребить твой ценный дар.
  • О, духи и полу духи, Андрагины и Ангелы.
  • Тернер! Тетраграмматон! Явитесь мне!!!
  • Гексаграмму начерчу углем,
  • Пентаграмму - огнем.
  • Теургию яви, Тетраграмматон.
  • Тетраграмматон, действуй!
  • Сила царства, будь под моей левой ногой,
  • сила таинства, будь под правой рукой.
  • Да пройду я, непоколебима,
  • между колонн, на которых стоит храм!
  • Да не померкнет блеск мудрости!
  • Да свершится мое заклятье!
  • Упади светом ночной звезды, легион страха!
  • Да наполнюсь я тайной силою, как сосуд!
  • Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя."

В такой религиозной перспективе посвящение тождественно введению неофита в мифическую историю племени. Другими словами, кандидат узнает «деяния» Сверхъестественных Существ, которые во «Времена Снов» создали условия существования современного человека и все социальные, культурные и религиозные установления племени. Знать эту традиционную доктрину, в общем, означает представлять себе все приключения Предков и других Сверхъестественных Существ во времена, когда они жили на Земле. В Австралии эти приключения сводятся к длинным прогулкам, во время которых Существа «Времени Снов» совершают ряд поступков, а новички при посвящении должны повторить эти мистические маршруты. Таким образом, они воспроизводят события тех давних времен, которые для австралийцев составляют своего рода космогонию, хотя речь идет о завершении и совершенствовании «произведения», а не о его создании. Мифические Предки не создают мир, они его преобразуют, придавая ему современную форму. Равным образом они не создают человека, они его цивилизуют. Множество раз земное существование Высших Существ завершалось их трагической смертью или уходом на Небо или под Землю. Так что их жизнь полна драматизма, которого не было в мифах о Высших Существах Юго-восточной Австралии. Таким образом, неофиты получают связь с мифической историей, полной драматизма, и понемногу узнают о творчестве Высших Существ. Доктрина, передаваемая при посвящении новым поколениям, все более сводится к подвигам Предков, то есть к ряду волнующих событий, происходивших во «Времена Снов». Теперь быть посвященным - это узнать в первую очередь то, что происходило в древности, а не просто кто такие Боги и как они создали Мир и человека. Священное тайное знание зависит сейчас от Мифических Предков, а не от Богов. Мифические Предки пережили исходную драму, в результате чего был создан Мир и Человек в его теперешней форме - и, следовательно, именно они обладают этим знанием и могут его передать. В современной терминологии это звучит так - священное знание более не связано с онтологией, но лишь с мистической историей.

Глава III. Обряды, связанные с достижением возраста половой зрелости в тайных культах

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению некоторых тем посвящения и показать связь между обрядами взросления и обрядами вступления в тайные общества, остановимся ненадолго на посвящении девушек. Эти обряды менее изучены, чем посвящения мальчиков, и, следовательно, о них мало известно. Правда, женские обряды посвящения, связанные с возрастом половой зрелости, особенно их тайные аспекты, всегда были труднодоступны для этнологов. Поэтому большинство наблюдателей приводят только их внешние описания. Мы располагаем весьма скудным документальным материалом о религиозном обучении девушек во время их посвящения и о некоторых тайных обрядах, через которые они должны пройти. И все же, несмотря на это, можно составить приблизительное представление о структуре и морфологии этих посвящений.

С самого начала следует заметить, что: 1) посвящения, связанные с взрослением девушек, менее распространены, чем аналогичные обряды для мальчиков, хотя их можно отнести к очень древним культурам (Австралия, Огненная Земля и т. д.) ; 2) эти ритуалы значительно меньше разработаны, чем у мальчиков; 3) наконец, посвящение молодых девушек проходит индивидуально. Эта последняя черта имела важные последствия. Несомненно, она была связана с тем, что женские посвящения начинаются с первой менструации. Этот физиологический симптом - знак половой зрелости - вместе с тем является и знаком изоляции девушки от ее привычного мира. Ее немедленно изолируют, отделяют от общины, это напоминает разлучение мальчика с матерью. Разница состоит в том, что у девочек изоляция следует немедленно после первой менструации, то есть она индивидуальна, в то время как у мальчиков посвящение коллективно. Индивидуальный характер изоляции, происходящей по мере появления соответствующих признаков, объясняет сравнительно небольшое число обрядов посвящения. Однако не следует забывать, что продолжительность изоляции в разных культурах варьируется от трех дней (Австралия и Индия) до двадцати месяцев (Новая Ирландия) или даже до нескольких лет (Камбоджа). Таким образом, в конце концов девушки составляют группу; и тогда их посвящение празднуется коллективно под руководством престарелых родителей (как в Индии) или старух (Африка). Наставницы посвящают девушек в тайны секса, обучают их обычаям племени и части религиозных традиций, к которым допускаются женщины. Фактически, речь идет об общем образовании, но главное в нем - религиозные знания и все, что касается женской сакральности. Девушку ритуально готовят принять свой особый образ жизни, приводят к пониманию своей созидательной роли и ответственности перед обществом и Космосом, ответственности, которая у первобытных народов всегда религиозна по природе.

Как мы сказали, обряды женского посвящения в том виде, в каком они сегодня известны, менее драматичны, чем у мальчиков. Их важным этапом является изоляция. Она происходит в лесу, как у Суахили, или в специальной хижине, как у большинства племен Северной Америки, в Бразилии, на Новых Гебридах, на Маршальских островах, а также у Ведда и некоторых народов Африки . Говоря об обрядах посвящения мальчиков, мы указывали на сложную символику леса и хижины: смерть и пребывание в материнской утробе. В обрядовой изоляции девушек усилена символика темно-

ты, их прячут в темном углу жилища, и у многих народов они не должны видеть солнце: это табу объясняется мистической связью между Луной и женщинами. В других местах они запрещают кому бы то ни было дотрагиваться до себя. Специфическое табу Южной Америки - не контактировать с землей, поэтому девушки спят в гамаках . Почти везде существуют пищевые запреты, а у некоторых народов девушки носят специальные одежды .

Финальная часть обряда не менее значительна, чем первая - изоляция. У некоторых племен северного берега Австралии девушку, у которой началась менструация, на три дня изолируют в хижине, где она подвергается различным пищевым табу. Затем к ней приходят женщины, раскрашивают ее охрой и богато украшают. «Кульминационный момент начинается на заре, когда все женщины племени сопровождают ее к ручью или лагуне . После ритуального омовения девушку ведут в главное поселение под приветственные крики соплеменников, и с этого момента община считает ее женщиной» . Берндт замечает, что до появления Миссии на земле Арнхем обряд там был более сложным и сопровождался песнями. Современные этнологи подчас имеют дело с обычаями, находящимися на грани исчезновения. Однако в интересующем нас случае основное в обряде сохранилось - процессия, направляющаяся вместе с девушкой к реке, приветственные крики в момент ее выхода из изоляции - это характерные черты женского посвящения. В некоторых регионах изоляция завершается общим танцем - обычай, особенно характерный для земледельческих районов . Здесь девушек, проходящих посвящение, «выставляют напоказ» и устраивают для них праздник , а затем все вместе обходят дома и получают подарки . Есть и другие внешние признаки, указывающие на то, что девушка прошла посвящение, - татуировка , чернение зубов, но, по наблюдениям некоторых этнологов, последние обычаи являются нововведениями, появившимися под влиянием тотемических культур .