Деятельность человека многообразие человеческой деятельности. Основные виды деятельности человека — классификация с определениями

В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира,

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность подразделяется на:

А) материально-производственную;

Б) социально-преобразовательную.

В духовную деятельность включают:

А) познавательную деятельность;

Б) ценностно-прогностическую деятельность;

В) прогностическую деятельность.

В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.

Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.



Россия на пути к рыночной экономике. Переход к рыночной модели экономического развития в России был начат правительством России в октябре 1991 г. Тогда же была подготовлена и первая программа радикальных экономических реформ. Основными ее направлениями были: переход к свободному ценообразованию, разгосударствление и приватизация государственных предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг. С помощью этих мер авторы программы рассчитывали, с одной стороны, ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, а с другой стороны, создать в России новый класс - класс собственников. Результаты экономических реформ противоречивы. Самой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться правительству в начале реформ, стала проблема освоения населением новой системы ценностей и формирование у граждан качеств, необходимых для успешного ведения своего дела в условиях рынка: инициативности и ответственности. Кроме того, переход к свободному ценообразованию, так называемая либерализация цен, привел фактически к конфискации денежных средств у населения, резкому снижению уровня жизни. Государство отказалось от проведения патерналистской социальной политики, оказывая поддержку лишь тем слоям населения, которые были не в состоянии позаботиться о себе сами: сиротам, инвалидам, пенсионерам. Однако несмотря на многочисленные заявления и предпринимаемые усилия, до сих пор не удается обеспечить этим категориям граждан минимальный жизненный уровень. Лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь эффективности при реализации программы разгосударствления и приватизации. Под разгосударствлением понимается процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности, а в конечном итоге - многоукладной экономики. Под приватизацией понимается процесс передачи государственной собственности в частные руки. Приватизация может быть осуществлена в различных формах: а) бесплатной раздачи гражданам части государственной собственности; б) аренды с последующим выкупом; в) преобразования государственных предприятий в акционерные общества; г) выкупа предприятий на конкурентной основе. Если на первом этапе приватизации преобладали первые три формы, то в последнее время началась активная продажа предприятий на аукционах. Однако цель приватизации - создание широкого слоя частных собственников в стране - пока не достигнута. Положительным итогом проводимых реформ можно считать формирование в стране рыночной инфраструктуры, т. е. сети коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аукционов, без которой нормальное функционирование рыночной экономики невозможно. Идет разработка правовой базы, регулирующей экономические процессы в стране. Решен и ряд стратегических задач: остановлена инфляция, достигнута относительная финансовая стабилизация, которая дала возможность провести деноминацию рубля.

Деятельность и общение.

Деятельность - это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре любой деятельности является ее субъект, т. е. осуществляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.

Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Государство и экономика.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX - начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929-1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица.

Кризис 1929-1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие положения экономической теории. В частности, до середины 30-х гг. XX в. среди них господствовало мнение о том, что безработица является по своей сути всего лишь отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком высокой заработной платой. А поскольку немногие работодатели могут нанимать людей, обеспечивая им высокие заработки, то результатом является безработица. Но, считали ученые, свободный рынок со временем решит эту проблему. Однако в период мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг. этого не произошло.

В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.

Взгляды Дж. Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.

Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирова ния экономической жизни.

1. Правовые методы

Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

2. Финансово экономические методы

К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина - это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой - защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). 3. Экономическое программирование

Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным - экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.

Деятельность как способ человеческого бытия

Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность. В обществознании деятельность представляет собой сложную и многоплановую категорию, которая включает в себя многие стороны взаимодействия человечества с миром.

Деятельность - это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя.

Человеческая деятельность - это деятельность конкретных индивидов, которая протекает или в условиях открытой коллективности - среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром - перед гончарным кругом или за письменным столом. В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она осуществляется, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей.

Деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.

Для человека общество составляет не только внешнюю среду, к которой он вынужден приспосабливаться, чтобы не оказаться неадаптированным и выжить, совершенно так же, как животное вынуждено приспосабливаться к внешней природной средой. Главное заключается в том, что в обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, а в том, что сами эти общественные условия несут в себе мотивы, и цели его деятельности, средства и способы, словом, общество производит деятельность образующих его индивидов

2. Особенности человеческой деятельности

В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной. Для человека, как и для животного, свойственно приспособительное поведение. Так, на ранних ступенях своего развития человечество приспосабливалось к климатическим, географическим условиям своего существования, В те далекие времена изменение русла реки, или, наоборот, затопление реками полей, могли существенно изменить жизнь того или иного народа, характер и виды его хозяйственной деятельности.

Человечеству потребовалось много времени и усилий для того, чтобы покорить природу и подчинить ее своим целям и нуждам. Люди научились строить сложные ирригационные системы, каналы, дамбы, шлюзы. Природная стихия стала подвластна человеку. Поэтому человек, в отличие от животных, не только приспосабливается к природе, но и посредством своей деятельности ее преобразует.

Следующие отличие человека от животных заключается в том, что люди не имеют врожденной программы деятельности, не могут передавать ее своим потомкам генетическим путем. Нюх не приводит человека к продуктам питания, механический навык не побуждает строить гнезда. Немецкий просветитель Гердер назвал человека самым беспомощным и неприспособленным к жизни из всех живых существ. Многие из первых человеческих популяций погибали, выживали лишь те, которым удавалось выработать новый небиологический способ организации своего бытия. Условием выживания стала необходимость постоянного изменения способов, поведения, форм деятельности, установок психики.

Человек самостоятельно и прижизненно должен был выработать программы своей деятельности, отобрать оптимальные варианты и передать своим потомкам. Каким образом он мог это сделать? Через объективированные (т. е. отделенные от своих творцов) продукты своей деятельности. Мысли людей, их идеи, знания и опыт приобретают объективное бытие в вещах и предметах материальной культуры и в таких образованиях, как язык, мифология, религия. Значит; человек создает предметный мир как результат опредмечивания своих способностей.

В то же время каждый входящий в этот мир человек и каждое входящее в историю поколение людей используют накопленные знания и способности ее творцов. Они осваивают их, приобщаясь тем самым к опыту своих предков и становясь культурными существами.

Следовательно, между человеком и природой вырастает целый ряд опосредствующих звеньев, целый мир новых отношений, которого нет в мире природы. Так, благодаря человеческой деятельности, биологическое существование становилось одновременно социальным. В отличие от животных, которые живут в естественной (природной) среде, люди живут в среде социальной, являющейся результатом их сознательной трудовой деятельности. Между людьми устанавливается целый ряд связей и отношений: социальных, экономических, политических, правовых и т. д. В биологическом мире таких связей нет. Таким образом, человек, являясь существом производящим, осуществляющим свою деятельность, творит новую реальность. Этой новой реальностью является мир человеческой культуры и общественных отношений.

3. Структура деятельности

Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных тем; что она предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

Субъект - тот, кто осуществляет действия, обладает активностью, направленной на объект. Субъектом деятельности может быть отдельный индивид, группа людей, организация или государственный орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или на самого себя.

Объект - то, что противостоит субъекту, то, к чему устремлена практическая и познавательная деятельность человека. Объектом деятельности может быть природа в целом или ее отдельные аспекты, а также различные сферы человеческой жизнедеятельности.

В широком смысле слова под содержанием человеческой деятельности понимается процесс взаимодействия между субъектом и объектом.

Иначе говоря, человек целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Условием человеческой деятельности является целеполагание, т. е. наличие заданной человеком цели и активность, осуществляемая в соответствии с этой целью.

Цель - субъективный образ желаемого результата, «то, ради чего» (Аристотель) предпринимаются определенные действия.

Целенаправленность деятельности становится возможной благодаря тому, что человек обладает сознанием. Сознание, органически вплетаясь в деятельный процесс, не просто составляет его необходимое условие, а является внутренней составной частью самого процесса. Поэтому «в конце процесса труда получается результат, который раньше был в представлении человека» (Маркс), т. е. идеально. Таким образом, деятельность людей включает в себя две противоположные формы: идеальное и материальное преобразование объекта.

Идеальное: преобразование объекта осуществляется в сознании человека. Именно сознание, как идеальная форма человеческой деятельности, придает целенаправленный характер материальному процессу. Сознательная цель, поставленная человеком, определяет способ и характер его действий.

Цель, которую ставит перед собой человек или группа людей, должна соответствовать реальным возможностям ее реализации. Все, что используется ради достижения цели, называется средствами деятельности.

Так, например, труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Орудийность человеческого труда является его специфически человеческой особенностью. Только люди способны опосредовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов тела. Средства труда - это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека: Причем, орудийность человеческой деятельности не сводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий труда, а означает их систематическое изготовление, совершенствование, хранение и многократное использование.

Помимо цели и средств действие предполагает результат. Так, в результате учебной деятельности школьник умеет читать, писать, решать задачи, абстрактно мыслить. В результате деятельности рабочего машиностроительного завода появляются новые машины и детали к ним. Наука является результатом деятельности ученых, их исследований, экспериментов и умозаключений. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

4. Мотивы деятельности

Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и принятие решения не может проходить без познания выработанных ценностей и алгоритмов (принципов) деятельности.

Мотив - побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов и представляющая собой образ желаемого человеком блага.

Таким образом, под мотивом понимается осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Он играет важную роль в оценке действий и поступков, так как от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности.

Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достичь, основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в их выборе люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей, и как следствие - аналогичную социальную реальность.

5. Виды деятельности

Можно выделить различные классификации видов человеческой деятельности.

В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд.

Так, например, известный философ и историк культуры Хейзинг все виды человеческой деятельности рассматривает как проявление игры. Игра, как особый тип взаимодействия, многими исследователями рассматривается, как процесс, в ходе которого имитируются реальные действия, т. е. она является неким прообразом реальных действий, в ходе которых развиваются умения, навыки, способности человека. Так, например, в процессе игры ребенок осваивает различные социальные роли, приобретает навык поведения в социальной среде и т. д. (воспитательное значение игры отмечал еще Аристотель, который считал, что учить следует развлекая).

В более узком смысле слова под игрой понимается вид деятельности, который осуществляется не для практических целей, а служит для развлечений. Процесс игры доставляет радость, поддерживает хорошее настроение в любом возрасте.

Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовлений орудий труда. Только люди способны опосредствовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов тела. Средства труда - это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека. Причем орудийность человеческой деятельности не сводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий труда, а означает их систематическое изготовление и хранение, а также многократное использование. В отличие от этого орудийная активность приматов носит одномоментный характер, не предполагает регулярного их использования. На протяжении всей своей истории человек совершенствовал и развивал средства своей деятельности. Это был путь от каменного топора до современных суперкомпьютеров.

Чаще деятельность человека разделяют на два основных типа: практическую и духовную. Первая направлена на преобразование объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность - это непосредственное преобразование окружающей природы и социума (включая и самого человека). Принято разделять практическую деятельность на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Современные философы в основном отказываются от признания преимуществ и особой ценности какой-то одной из форм деятельности человека. Они указывают на важность, равнозначность и единство материального и духовного миров.

Духовная деятельность человека очень разнообразна и многогранна. Обычно к духовной деятельности относят духовно-практическую деятельность (отражение действительности в художественной форме, в мифах, религиозных учениях) и духовно-теоретическую деятельность (отражение действительности в науках, законах природы и общества), в нее же входит ценностное осмысление окружающего мира, которое выражается в идеологии и мировоззрении.

6. Сознательное и бессознательное в поведении людей

В своем поведении человек руководствуется не только сознательными, но и бессознательными мотивами. Существование сознания является очевидным, менее очевидно наличие бессознательного. Бессознательное - это совокупность психических процессов, состояний, не представленных в сознании и самосознании. Главное отличие сознательного и бессознательного заключается в том, что в сознании четко разделяются внешний мир и его отражение в образах, а в бессознательном реальность и ее переживание человеком сливаются. О существовании бессознательного различным ученым и философам было известно давно, но главная заслуга в привлечении широкого внимания и интереса к этому феномену принадлежит австрийскому ученому, врачу-психиатру З. Фрейду, который выдвинул проблему бессознательного в центр своих исследований.

При этом надо отметить; что многие концепции и выводы Фрейда не разделяются другими учеными.

Современная наука выделяет следующие основные уровни бессознательного:

Усвоение отдельным человеком поведения и привычек, типичных для той социальной группы, к которой он принадлежит, например, индивиды усваивают через подражание основные черты поведения, структуру быта своей этнической группы. При этом они не осознают, как происходит такое усвоение, и сознательно не контролируют его.

Неосознаваемые стереотипы автоматизированного поведения, Например, человеку, вышедшему из дома, вдруг кажется, что он не запер дверь, но он просто не осознавал, как это делал, потому что эту операцию он выполнял постоянно, много раз, а сознание было занято другими, более важными в данный момент делами.

Неосознаваемое восприятие, когда на поведение человека воздействуют такие раздражители, которые лежат за порогом его сознания и о которых он не может дать себе отчет. Человек в этом случае способен переработать информацию, находящуюся за пределами его сознания (например, проблема так называемого 25-го кадра).

С физиологической точки зрения бессознательные процессы весьма целесообразны. Они выполняют охранительнуй функцию, освобождая мозг от постоянного напряжения. О полном объеме хранящейся в памяти информации мы даже не подозреваем. Бессознательное выполняет функцию автоматизации человеческих действий. Если бы все элементы человеческой жизнедеятельности одновременно потребовали бы осознанности и контроля, то человек не мог бы ни думать, ни действовать.

В то же время бессознательное может выполнять и деструктивную, разрушительную функцию. Прорываясь в наше сознание, оно может захлестнуть и парализовать рациональные психические структуры социального бытия личности, вызвать необдуманные действия больших масс людей в огромных масштабах, что особенно вероятно и очень опасно в периоды крупных социальных преобразований.

7. Способность человека к творчеству

Творческие способности человека проявляются на основе его познавательных способностей. Но если познание субъекта есть отражение объективной действительности, т. е. движение от объекта к субъекту, то творчество, по преимуществу, есть движение от субъекта к объекту.

Творчество - это познавательно-деятельная способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности.

Творчество изучается различными науками: психологией, философией, кибернетикой, информатикой и др. Специальной наукой, изучающей творческую деятельность, является эвристика. Ее назначение - создавать модели творческого процесса решения задач в условиях неопределенности. Название науки происходит от греческого слова «эврика» - «я нашел». Приемы, усиливающие творческие возможности, называются эвристическими.

Творческие способности человек может проявлять в различных видах деятельности: производственно-технической, научной, художественной, изобретательской, политической, воспитательно-педагогической. Наиболее ярко творчество проявляется в искусстве, науке и технике.

Выявлены общие черты творческого процесса или этапы творчества:

осознание проблемы, формулировка задачи;

сбор и изучение информации;

переключение на другие задачи или занятия: проблема уходит в подсознание;

озарение: проблема решается с неожиданной стороны; решение обнаруживается там, где поначалу его не пытались искать;

проверка: она может быть логической или экспериментальной;

оценка новизны найденного решения,

В творческом процессе значительную роль играет интуиция, Судя по воспоминаниям ученых, художников, для творчества важно сочетание логически обработанных знаний и интуитивных догадок. Творческое озарение - это результат работы ума, долгих поисков и освоения уже известного, сравнений, обобщений, рассуждений всего того, что составляет основу логического мышления.

Активизировать творчество можно путем специальной организации творческой работы. В 30-е гг. XX в. возник метод группового решения проблемы - мозговой штурм. Несколько человек, специалистов одной, смежных или различных областей, собираются для решения какой-либо задачи.

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

1. Человеческая деятельность, ее многообразие.

2. Россия на пути к рыночной экономике.

В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.

В структуре любой деятельно сти принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом – тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того резуль mama, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить

свои потребности. Эти потребно сти могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, уп рощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно – о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие – аналогичную социальную реальность.

Различают деятельность прак тическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность подразделяется на:

а) материально-производствен ную;

б) социально-преобразовательную.

В духовную деятельность включают:

а) познавательную деятельность;

б) ценностно-прогностическую деятельность;

в) прогностическую деятельность.

В зависимости от полученных результатов деятельность может

быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.

Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества – это история деятельности людей.

Переход к рыночной модели экономического развития в России был начат правительством России в октябре 1991 г. Тогда же была подготовлена и первая программа радикальных экономических реформ. Основными ее направлениями были: переход к свободному ценообразованию, разгосударствление и приватизация государственных предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг. С помощью этих мер авторы программы рассчитывали, с одной стороны, ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, а с другой стороны, создать в России новый класс – класс собственников.

Результаты экономических реформ противоречивы. Самой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться правительству в начале реформ, стала проблема

освоения населением новой системы ценностей и формирование у граждан качеств, необходимых для успешного ведения своего дела в условиях рынка: инициативности и ответственности.

Кроме того, переход к свободному ценообразованию, так называемая либерализация цен, привел фактически к конфискации денежных средств у населения, резкому снижению уровня жизни. Государство отказалось от проведения патерналистской социальной политики, оказывая поддержку лишь тем слоям населения, которые были не в состоянии позаботиться о себе сами: сиротам, инвалидам, пенсионерам. Однако несмотря на многочисленные заявления и предпринимаемые усилия, до сих пор не удается обеспечить этим категориям граждан минимальный жизненный уровень.

Лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь эффективности при реализации программы разгосударствления и приватизации, Под разгосударствлением понимается процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности, а в конечном итоге – многоукладной экономики. Под приватизацией понимается процесс передачи государственной собственности в частные руки.

Приватизация может быть осуществлена в различных формах:

а) бесплатной раздачи гражданам части государственной собствен-

ности; б) аренды с последующим выкупом; в) преобразования государственных предприятий в акционерные общества; г) выкупа предприятий на конкурентной основе. Если на первом этапе приватизации преобладали первые три формы, то в последнее время началась активная продажа предприятий на аукционах. Однако цель приватизации – создание широкого слоя частных собственников в стране – пока не достигнута.

Положительным итогом проводимых реформ можно считать формирование в стране рыночной инфраструктуры, т. е. сети коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аукционов, без которой нормальное функционирование рыночной экономики невозможно. Идет разработка правовой базы, регулирующей экономические процессы в стране. Решен и ряд стратегических задач:

остановлена инфляция, достигнута относительная финансовая стабилизация, которая дала возможность провести деноминацию рубля.


Билет № 4


Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под которой в общественных науках понимается форма активности, направленная на преобразование окружающего мира. В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данн ая деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для ее достижения. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект. Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые людьми в той или иной мере, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о какомлибо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность. Основной единицей деятельности является действие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Действие включает в себя и постановку цели (акт сознания), и внешне выраженный акт поведения. Конкретный способ (способы) выполнения действий называется операцией. Характер операций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта человека - операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков). Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Разновидностями практической деятельности являются материальнопроизводственная (преобразование природы) и социальнопроизводственная (преобразование общества). Содержание духовной деятельности связано с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная, ценностноориентировочная и прогностическая деятельность. Иная классификация выделяет деятельность трудовую, образовательную, досуговую. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата человеку приходится в процессе деятельности прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения: 1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми); 2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами); 3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»); 4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей). Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не она сама. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением. Важнейшей разновидностью практической деятельности является материальнопроизводственная деятельность людей (или трудовая деятельность) - одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятельности (в узком смысле этого слова) выделяют: 1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.; 2) предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей; 3) средства и орудия труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда; 4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства. Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры: 1) производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени; 2) эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой; 3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах). О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника. Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы: 1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма); 2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации); 3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (требований трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины). Под духовной деятельностью понимают творческий процесс производства и воспроизводства духовных ценностей (идей, знаний, представлений и т. д.), а также их сохранение, распределение, распространение и потребление. В связи с этим духовную деятельность можно условно разделить на духовнотеоретическую (производство духовных ценностей) и духовнопрактическую (сохранение, распределение, распространение и освоение созданных духовных ценностей). Специализированными видами духовной деятельности являются наука, искусство, религия, образование. Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.

Человеческая деятельность есть форма бытия и способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.

Cтруктуру человеческой деятельности можно представить следующим образом:

Потребность - это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.

Мотив (от слова - приводить в движение) - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, которой обусловлен выбор действий и поступков. Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является желание индивида удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности.

Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие — аналогичную социальную реальность.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.

Средства - совокупность элементов, необходимых для достижения цели. Средства должны соответствовать цели.

Любая деятельность состоит из отдельных действий. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат.

Результат - это осуществлённая цель деятельности. Когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Итогом деятельности будет получение того результата, к которому стремится субъект.

Объектом называется то, на что направлена деятельность; субъектом - тот, кто осуществляет данную деятельность; цель деятельности человек определяет сам, прежде чем начнёт действовать.

Существуют различные классификации видов деятельности.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей (познавательная деятельность, прогностическая деятельность). Все виды деятельности связаны между собой.

В социологии принято выделять трудовую, общественно-политическую, художественно-творческую, научную деятельность и т.д. В педагогике выделяют трудовую, учебную, игровую деятельность, в психологии - сенсорную, мнемическую, мыслительную и др.

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность подразделяется:

  1. материально-производственную;
  2. социально-преобразовательную.

В духовную деятельность включают:

  1. познавательную деятельность;
  2. ценностно-прогностическую деятельность;
  3. прогностическую деятельность.

В зависимости от полученных результатов деятельность бывает как разрушительная, так и созидательная.

Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества — это история деятельности людей.