Правописание суффиксов причастий. Окончания и суффиксы причастий


ТЕМА: « Действительные причастия прошедшего времени.

Гласные перед суффиксом –вш- в ДППВ».

ТИП УРОКА: открытие новых знаний.

Оборудование, демонстрационный материал.

1.Задание для мотивации к учебной деятельности.

Давай подружимся, причастие!

Не будем нагнетать несчастия.

Тебя мы будем правильно писать,

Преобразовывать и в языке употреблять .

2. Задания для актуализации знаний.

1. Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз. (М. Ю. Лермонтов.)

2. Трепещ…щие от страха, скач…щие кони, постро…вшие дом, леч…щий врач,

та…вший снег.

3. Эталон. Алгоритм «Правописание гласных в суффиксах действительных причастий».

1. Определить время причастия

настоящее прошедшее

2. Определить спряжение 2. Определить гласную

глагола, от которого перед –ть инфинитива

образовано причастие глагола, от которого образовано

причастие

I спр. II спр.

-а-

-я-

-е- + -вш-

-и-

-ущ- (-ющ-) -ащ- (-ящ-)

4. Задания для первичного закрепления.

1. Объяснить написание гласных перед суффиксом –вш- в ДППВ.

Рассеявшие сомнения обрушившийся град

построившие здание растаявший снег

раскаявшийся грешник расклеивший листовки

обессилевший в пути беспокоившиеся о близких

услышавший первым закончившие работу

выполнившие условия растаявший снег

обрушившийся град

2. Вставить в глаголы, стоящие в неопределённой форме, пропущенные суффиксы. Образовать действительные причастия прошедшего времени. Выделить суффиксы глаголов и причастий.

ла…ть – кле…ть - шар…ть -

ка…ться – вер…ть - глад…ть -

ма…ться – мер…ть – вид…ть

наде…ться – вес…ть - ненавидеть -

ре…ть - спор…ть - завис…ть -

5. Задание для самостоятельной работы.

Вставить пропущенные буквы. Графически обозначить орфограмму «Гласные перед суффиксом –вш- в действительных причастиях прошедшего времени».

Посе…вшие злобу, забот…вшиеся о детях, затрат…вшие средства, измер…вший глубину, замет…вший недоброе, выраз…вший сочувствие, познаком…вшийся с коллегами, застав…вший отступить, ре…вший над поляной, подготов…вшийся к экзаменам, вид…вший своими глазами, услыш…вший о случившемся.

6. Эталон для самопроверки задания самостоятельной работы.

заботившиеся о детях (от гл. заботиться)

затратившие средства (от гл. затратить)

измеривший глубину (от гл. измерить)

заметивший недоброе от гл. заметить)

выразивший сочувствие (от гл. выразить)

познакомившийся с коллегами (от гл. познакомиться)

заставивший отступить (от гл. заставить)

реявший над поляной (от гл. реять)

подготовившийся к экзаменам (от гл. подготовиться)

видевший своими глазами (от гл. видеть)

услышавший о случившемся (от гл. услышать)

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: 1) создать условия для мотивации к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока: продолжить знакомство учащихся с

правописанием суффиксов причастий.

Организация учебного процесса на этапе 1.

1.Чтение стихотворения.

2. Диалог с учениками:

Как вы думаете, мы уже твёрдо подружились с правописанием всех причастиями? (Нет)

Какие причастия учились писать на прошлом уроке?

(Действительные причастия настоящего времени)

Нужно нам узнать о правописании других причастий? (Да)

Попробуем это сегодня вместе сделать? (Да)

Надеюсь, что и на этом уроке вы успешно откроете новые знания

в правописании причастий.

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового

материала: правописание гласных в суффиксах действительных причастий

настоящего времени;

2) актуализировать мыслительные операции: сравнение, сопоставление, анализ,

обобщение;

3) организовать актуализацию изученного способа действия: алгоритма определения

условий написания гласных в суффиксах ДПНВ;

4) организовать и зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности,

демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний в правописании гласных

перед суффиксом –вш- в действительных причастиях прошедшего времени.

Организация учебного процесса на этапе 2.

1.Запись под диктовку отрывка из стихотворения М.Ю.Лермонтова. (Один ученик выполняет эту работу на доске). Задания по анализу текста: - какую поэтическую картину вы представили? - каково отношение автора к описываемому? - дайте толкование лексического значения слов: «жнива», «нива», «чета»; - выполните пунктуационный разбор предложения - какую орфографическую задачу вы решали в ДПНВ? - какой способ действия нужно применить для решения этой задачи?
(Алгоритм «Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени»).

2. Повторение данного алгоритма, пошаговое проговаривание его частей. (На доске последовательно открывается графическое оформление этого алгоритма в общем алгоритме «Правописание гласных в суффиксах действительных причастий».

3. Решение орфографической задачи с применением алгоритма. (Один ученик работает на доске).

4. Индивидуальное задание с затруднением:

Графически обозначьте орфограмму «Гласные в суффиксах ДПНВ».

5. Проверка выполнения задания с применением алгоритма. (Должны остаться словосочетания: «построившие дом» и «таявший снег»).

III . Выявление места и причины затруднения.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и

в громкой речи место и причина затруднения в написании гласной перед –вш-;

2) согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе 3.

Почему у вас остались словосочетания с причастиями,

в которых вы не смогли обозначить орфограмму?

(Это ДППВ, а мы не знаем, какой способ действия применить, чтобы написать гласные перед суффиксом -вш-).

В чём причина затруднения, ведь у нас есть алгоритм?

(Это алгоритм «Правописание гласных в суффиксах ДПНВ», нам нужен алгоритм для ДППВ).

Какова же цель нашего урока?

Цель: 1. Открыть алгоритм «Правописание гласной буквы перед суффиксом –вш- ДППВ».

2. Учиться правильно писать гласные буквы перед суффиксом –вш- ДППВ.

Назовите тему урока.

Тема: Действительные причастия прошедшего времени. Гласные перед суффиксом –вш-

в ДППВ.

IV . Построение выхода из затруднения.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для определения способа

выхода из затруднения;

2) построить план достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4.

Каким образом предлагаете решить цели урока?

(Возможная подсказка: вспомните способ наших действий при изучении ДПНВ).

Какой план составим?

(1. Рассмотрим образование ДППВ.

2. Попробуем сделать вывод об условиях написания гласной перед суффиксом –вш-.

3. Выведем алгоритм нового способа действия).

V . Реализация построенного проекта.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для реализации проекта,

направленного на открытие новых знаний: алгоритма «Правописание

гласных перед суффиксом –вш- в ДППВ»;

2) зафиксировать новый способ действия во внешней речи и знаково;

3) организовать уточнение общего характера нового знания

Организация учебного процесса на этапе 5.

1. Наблюдение над особенностями образования ДППВ, анализ и сравнение примеров из задания с затруднением, выводы.

Выпишите из оставшихся словосочетаний ДППВ, определите способ образования, сделайте вывод в виде схемы.

(Один ученик выполняет работу на доске).

Постро…вшие – построить (сов.вид)

Та…вший – таять (несов.вид)

Вывод №1 . ДППВ образуются от основы инфинитива глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффикса –вш-.(Запись схемой).

Все ли случаи образования ДППВ мы рассмотрели?

(Нет, т.к. ДППВ могут иметь суффикс –ш-).

Приведите примеры, покажите способ их образования,

сделайте вывод.

Выросший – вырасти (сов. вид)

Нёсший – нести (несов.в.)

Вывод №2 . ДППВ образуются от основы инфинитива совершенного и несовершенного вида при помощи суффикса –ш-. (Запись схемой).

Сравните оба случая образования. Какой еще вывод

мы должны сделать?

(О том, когда присоединяется суффикс –вш- и когда суффикс-ш-.

Вывод №3 . Если основа инфинитива глагола оканчивается на гласные буквы, то причастие образуется при помощи суффикса –вш-;

если же основа инфинитива оканчивается на согласные буквы, то причастие образуется при помощи суффикса –ш-.

2. Сравнение вывода учащихся с материалами учебника на стр.312.

3. Дальнейшая работа по решению проекта.

Какой пункт плана достижения цели урока мы выполнили? А

решена ли сама цель?

Попробуйте сделать вывод о написании гласных перед

суффиксом –вш-.

Вывод №4. Перед суффиксом –вш- в ДППВ пишется та же гласная, что и перед суффиксом –ть в инфинитиве глагола, от которого образована причастие.

4. Сравнение вывода учащихся с формулировкой орфограммы «Гласная перед суффиксом –-вш- в действительных причастиях прошедшего времени» в учебнике на стр.315.

5. Составление алгоритма нового способа действия:

1. Найти инфинитив, от которого образовано ДППВ.

2. Выделить гласную перед суффиксом –ть.

3. Написать эту гласную перед суффиксом –вш- в ДППВ.

(Введение алгоритма «Правописание гласных перед суффиксом –вш- в ДППВ» в общий алгоритм «Правописание гласных в суффиксах действительных причастиях»).

6. Фиксация построенного способа действия в речи.

Каким образом мы действовали, решая первую цель урока и

выходя из затруднения при выполнении задания? Какие новые

знания открыли?

(Рассмотрели образование ДППВ. Сделали вывод об условиях присоединения к основе инфинитива суффиксов –вш- и –ш-, о сохранении гласной перед суффиксом –вш-. Вывели новый алгоритм, включили его в общий алгоритм «Правописание гласных в суффиксах действительных причастий»)

VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: 1) зафиксировать открытое учебное содержание во внешней речи;

2) организовать выполнение типовых заданий на применение нового алгоритма.

Организация учебного процесса на этапе 6.

Напомните вторую цель урока.

Чем же мы сейчас займемся?

(Будем тренироваться, чтобы научиться правильно писать гласные перед суффиксом –вш- в ДППВ с использованием нового способа действия, т.е. нового алгоритма).

Думаю, что вы с этим хорошо справитесь.

1. Объяснить написание гласных перед суффиксом –вш- в ДППВ по (Работа по раздаточным карточкам).

2. Вставить в глаголы, стоящие в неопределённой форме, пропущенные суффиксы. Образовать действительные причастия прошедшего времени. Выделить суффиксы глаголов и причастий.(Е.С.Барова, М.Р.Богданова. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. Стр.6, задание №3).

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый

способ действия и применения нового учебного содержания;

2) организовать самопроверку выполненного задания путем сопоставления

с эталоном;

3) организовать при необходимости коррекцию допущенных ошибок;

4) создать условия для ситуации успеха каждого ученика.

Организация учебного процесса на этапе 7.

1.Карточка №1. Самопроверка по эталону. Самооценка: «+» - если верно; «?» - если есть ошибки.

Где возникло затруднение и почему?

VIII . Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 1) тренировать навык использования нового содержания с ранее изученными

темами: правописание гласных в суффиксах ДПНВ, пунктуация в предложениях

с причастными оборотами;

2) тренировать навык применения алгоритма «Правописание суффиксов

действительных причастий».

Организация учебного процесса на этапе 8.

1.Выборочно-распределительный диктант : в 1 столбик выписать действительные причастия, гласные в суффиксах которых зависят от спряжения глагола, во 2 – от гласной основы инфинитива, от которого образованы причастия. Обозначить орфограммы в суффиксах причастий.

Любящий брат, зависящий от погоды, обидевшийся на брата, закончившаяся

игра, слышавший песню, ненавидящий ложь, грохочущий вдали, поверивший в удачу.

2. «Третий лишний». Доказать свой выбор.

1) увидевший , исполнивший, расклеивший;

2) посеявший, ненавидевший, растаявший ;

3) хлещущий, пишущий , дышащий ;

4) повеял, выскочивши й, высмеявший;

5) борются , треплющий, слышащий.

3. Игра «Верни на место». Определить правильное расположение причастного оборота, выполнить пунктуационный разбор; обозначить орфограммы в суффиксах причастий (Работа по карточкам):

IX .Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать оценивание детьми собственной деятельности на уроке;

3) организовать фиксацию неразрешенных затруднений как направление будущей

учебной деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9.

1.Диалог с учащимися.

В чем состояло затруднение на уроке при открытии новых знаний?

Какие цели мы ставили перед собой? Достигли ли их?

Каким способом мы открывали новые знания?

Что же сегодня «открыли»?

Попробуйте оценить уровень новых знаний и свою деятельность

на уроке, отметив это в карточке.

2.Обсуждение и запись домашнего задания.

1) стр.312, 315 (выучить теорет. материал)

2) Упр.580.


1) Машинист впервые в своей жизни вел электровоз недавно оконч…вший курсы.

2) На мокром снегу было много свежих медвежьих следов рассып…вшемся под ногами стеклянной крупой.

3) Высоко и неподвижно сияло знойное небо как бы расплав…вшееся в небе.

Игра «Верни на место». Определить правильное расположение причастного оборота, выполнить пунктуационный разбор; обозначить орфограммы в суффиксах причастий (Работа по карточкам):

1) Машинист впервые в своей жизни вел электровоз недавно оконч…вший курсы.

2) На мокром снегу было много свежих медвежьих следов рассып…вшемся под ногами стеклянной крупой.

3) Высоко и неподвижно сияло знойное небо как бы расплав…вшееся в небе.

Игра «Верни на место». Определить правильное расположение причастного оборота, выполнить пунктуационный разбор; обозначить орфограммы в суффиксах причастий (Работа по карточкам):

1) Машинист впервые в своей жизни вел электровоз недавно оконч…вший курсы.

2) На мокром снегу было много свежих медвежьих следов рассып…вшемся под ногами стеклянной крупой.

3) Высоко и неподвижно сияло знойное небо как бы расплав…вшееся в небе.

Игра «Верни на место». Определить правильное расположение причастного оборота, выполнить пунктуационный разбор; обозначить орфограммы в суффиксах причастий (Работа по карточкам):

1) Машинист впервые в своей жизни вел электровоз недавно оконч…вший курсы.

2) На мокром снегу было много свежих медвежьих следов рассып…вшемся под ногами стеклянной крупой.

3) Высоко и неподвижно сияло знойное небо как бы расплав…вшееся в небе.

Игра «Верни на место». Определить правильное расположение причастного оборота, выполнить пунктуационный разбор; обозначить орфограммы в суффиксах причастий (Работа по карточкам):

1) Машинист впервые в своей жизни вел электровоз недавно оконч…вший курсы.

2) На мокром снегу было много свежих медвежьих следов рассып…вшемся под ногами стеклянной крупой.

3) Высоко и неподвижно сияло знойное небо как бы расплав…вшееся в небе.

Для правильного выбора суффикса причастия необходимо знать условия их написания!

1. Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ- зависит от СПРЯЖЕНИЯ исходного глагола.

2. Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени -ИМ-,-ЕМ- зависит от СПРЯЖЕНИЯ исходного глагола.

Исключение: ДВИЖИМЫЙ

3. Правописание гласной буквы перед суффиксом -ВШ- в действительных причастиях прошедшего времени подчиняется особому правилу.

Перед суффиксом -ВШ- действительных причастий прошедшего времени пишется та же гласная буква, что и перед ТЬ в начальной форме исходного глагола.

увидЕ ть – увидЕ вший, услышА ть - услышА вший.

Примечание: чтобы правильно написать гласную букву перед суффиксом -ВШ-, СПРЯЖЕНИЕ исходного глагола определять НЕ НАДО.

Правописание гласной буквы перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени зависит от того, на -АТЬ, -ЯТЬ или на - ИТЬ, -ЕТЬ оканчивается НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА исходного глагола.

Примечание:

Правописание гласных перед одной Н в кратких страдательных причастиях подчиняется тому же правилу, что и правописание гласной перед НН в полных страдательных причастиях:



услышА тъ - услышА нный - услышА на.

Алгоритм выполнения задания

1) Выясните, в какой части слова пропущена гласная буква:

· в окончании

· в суффиксе.

2) Если гласная буква пропущена в окончании, то по неопределённой форме установите спряжение глагола:

· в личных окончаниях глаголов первого спряжения пишутся гласные буквы Е, У, Ю (ЕдУ);

· в личных окончаниях глаголов второго спряжения пишутся гласные буквы И, А, Я (ослик ИА).

3) Если гласная буква пропущена в суффиксе, то проанализируйте характер орфограммы:

· пропущена гласная буква в суффиксах причастий -УЩ-, -ЮЩ- , -АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ-, -ЕМ- .

· пропущена гласная буква перед суффиксом причастий -ВШ- и -НН-.

4) Правописание суффиксов причастий -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ-, -ЕМ- зависит от пряжения исходного глагола:

· в причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишутся суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -ЕМ-;

· в причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишутся суффиксы -АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ-;

5) Правописание гласной буквы перед суффиксами причастий -ВШ- и -НН- зависит от того, на -АТЬ, -ЯТЬ или -ИТЬ, -ЕТЬ оканчивается начальная форма исходного глагола:

· если исходный глагол оканчивается в начальной форме на -АТЬ или -ЯТЬ, то гласная буква А, Я сохраняется перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени;

· если исходный глагол оканчивается в начальной форме на -ИТЬ или -ЕТЬ, то перед НН пишется только Е;

· перед суффиксом -ВШ- сохраняется та же гласная, что и перед окончанием -ТЬ в начальной форме .

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1.

постел..шь / провер..нный / развеянный / слыш..мый / выруч..нный

Ответ:___________________.

Задание № 2.

приемл..емый / тащ..шь / невидимый / выскоч..шь / значимый

Ответ:___________________.

Задание № 3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

выгор..шь / задерж..шься / дремл..шь / вер..шь / слыш..мый /

Ответ:___________________.

Задание 4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

задерж..шься / выгляд..шь / прос..шь / предвид..вший / выполн..шь

Ответ:___________________.

Задание 5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

завис..шь / задерж..шь / бор..шься / верт..шься / невид..мый

Ответ:___________________.

Задание № 6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И?

притерп..шься / откликн..шься / прилепл..нный /скач..шь / спор..щие

Ответ:___________________.

Задание № 7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И?

бор..шься / сфотографиру..шься / движ..мый / повал..нный / наде..шься

Ответ:___________________.

Задание № 8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

предъявля..шь / загон..шь / закле..вший / свер..шь / увид..шься

Ответ:___________________.

Задание № 9. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

терп..шь / проветр..шь / вылеч..шься / неотъемл..мый / муч..мый

Ответ:___________________.

Задание № 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

брод..шь / выуч..шь / выточ..шь / увид..шься / исчезн..шь

Ответ:___________________.

УЩ- (-ЮЩ-) - от глаголов I спряжения (бороться - борющийся)

АЩ- (-ЯЩ-) - от глаголов II спряжения (дышать - дышащий)

В суффиксах действительных причастий настоящего времени пишется та же буква, что и в личных окончаниях глаголов 3 лица мн. числа.

Запомните: причастия, образованные от глаголов:

  • зиждиться - зиждущийся;
  • брезжить - брезжущий.

Страдательные причастия настоящего времени

В страдательных причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишется О (Е), от глаголов II спряжения - И:
  • -ЕМ- (увлекаемый) - от глаголов I спряжения
  • -ОМ- (влекомый) - от глаголов I спряжения
  • -ИМ- (гонимый) - от глаголов II спряжения

Запомните: движимый - от глагола двигати, а не двигать.

Гласная перед суффиксами причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -ВШ-, -Ш-.

Перед суффиксами -ВШ-, -Ш- пишется та же гласная, что и перед -ТЬ в неопределенной форме: видЕТЬ - видЕВШий; строИТЬ - строИВШий.

Гласные в страдательных причастиях прошедшего времени перед -НН- (-Н-)

В страдательных причастиях прошедшего времени перед -Н-/-НН- пишется:

  • -А- или -Я-, если причастие образовано от глагола неопределенной формы на -АТЬ (написать - написанный), -ЯТЬ (расстрелять - расстрелянный);
  • -Е-, если причастие образовано от глагола неопределенной формы на -ИТЬ, -ЕТЬ (пилить - пиленый, вертеть - верченый).
  • -А- + -Н/-НН - от глагола на -АТЬ (нарисовать - нарисованный);
  • -Я- + -Н/-НН - от глагола на -ЯТЬ (засеять - засеянный);
  • -ЕНН--от глаголов на -ИТЬ, -ЕТЬ (навесить - навешенный, увидеть - увиденный.

Различайте:

  • выкачАнная (качать) из колодца вода - выкачЕнная из подвала бочка (выкатить);
  • навешАнное белье (навешать) - навешЕнная дверь (навесить);
  • замешАнный в авантюру (замешать) - замещЕнное тесто (замесить);
  • вывалЯнный в грязи (вывалять) - вывалЕнный мусор (вывалить).

Тест

1. В каких рядах во всех словах пишется А (Я)?

  • а) верт..щийся от нетерпения, терп..щий бедствие, ненавид..щими глазами
  • б) дыш..щие силой, кле..щие игрушки, вяж..щее ощущение
  • в) стро..щиеся дома, бор..щийся с обстоятельствами, ду..щий ветер
  • г) уме..щий мыслить, негре..щий плащ, спе..щие яблоки

2. В каких рядах во всех словах пишется У (Ю)?

  • а) сверл..щий отверстие, поднима..щийся со дна, выруча..щий всегда
  • б) успокаива..щее средство, корчу..щий корни деревьев, внемл..щий всему
  • в) обвива..щее ствол растение, мерещ..щиеся тени, выпрямля..щиеся ветки
  • г) сия..щие от радости, дремл..щий медведь, чин..щий сапоги

3. В каких рядах во всех словах пишется буква Е?

  • а) спешно требу..мый, редактиру..мый нами, везде практику..мый
  • б) давно не исследу..мые, успешно изобрета..мые, вид..мый издалека
  • в) легко восстанавлива..мый, хорошо слыш..мый, колебл..мый ветром
  • г) движ..мый чувством долга, успешно изобрета..мый, заранее приобрета..мый

4. Укажите «лишнее» слово.

  • а) бор..щийся
  • б) кле..щий
  • в) кол..щий
  • г) стел..щий

5. Укажите ошибки, допущенные при объяснении орфограмм.

  • а) стелящийся - в действительном причастии настоящего времени пишется суффикс -ЯЩ-, потому что оно образовано от глагола на -ИТЬ (стелить, II спр.)
  • б) лелеемый - в страдательном причастии настоящего времени пишется суффикс -ЕМ-, потому что оно образовано от глагола I спряжения (лелеять, на -ЯТЬ)
  • в) рассеявший - в действительном причастии прошедшего времени пишется перед суффиксом -ВШ-гласная Я, потому что в неопределенной форме глагола, от которого причастие образовано, перед -ТЬ пишется -Я (рассеять)
  • г) чистящий - в действительном причастии настоящего времени пишется суффикс -ЯЩ-, потому что оно образовано от глагола II спряжения (чистить, на -ИТЬ, не исключение)

6. В каком ряду во всех словах перед -Н- и -НН- пишутся А (Я)?

  • а) замасл..нный, брош..на, жар..ный
  • б) разве..нный, засе..нный, услыш..нный
  • в) окле..нный, развеш..нные (картины), расстрел..нный
  • г) развеш.. нная (крупа), подстрел..нная, проветр..нное (помещение)

7. В каком ряду перед -Н- и -НН- пишется Е?

  • а) некош..ная трава, отча..нный поступок, расстрел..нные (патроны)
  • б) ветр..ный (день), ветр..ная (мельница), услыш..на
  • в) спа..нный, смеш..нный, подслуш..нный
  • г) занавеш..нный, подкле..нный, скош..нный

Ключи к тестам

Действительные причастия настоящего времени пишутся со следующими суффиксами :

1) -ущ- (-ющ-) . Эти суффиксы имеют причастия, которые были образованы от глаголов 1-го спряжения: тающий (тают), смеющийся (смеются), малюющий (мелют), колышущийся (колышутся), клокочущий (клокочут).

2) -ащ- (-ящ-) . Эти суффиксы пишутся в причастиях, которые были образованы от глаголов 2-го спряжения: молящий (молят), жалящий (жалят), зависящий (зависят) и др.

Исключения составляют причастия зиждущийся и брезжащий , которые образованы от глаголов зиждиться и брезжить . А в причастии будущий суффикс -ющ- добавляется к основе, но упрощается, поэтому буква ю выпадает.

Действительные причастия прошедшего времени в суффиксах -вш- имеют ту же гласную, которую имеет глагол в форме прошедшего времени (или в инфинитиве - перед суффиксом -ть ), от которого образовано причастие : гладить - гладил - гладивший, надеяться - надеялся - надеявшийся, клеить - клеил - клеивший.

Примечание . Иногда от одной гласной в суффиксе зависит значение слова: обессилевший (обессилеть - потерять силы) и обессиливший (обессилить - лишить силы).

Суффиксы страдательных причастий.

В страдательных причастиях прошедшего времени пишутся следующие суффиксы:

1) Суффикс -нн- , если глагол, от которого образовано причастие, имеет в форме прошедшего времени перед суффиксом -л гласные а, е, я: разменял - разменянный, рисовал - рисованный, обидел - обиженный.

2) Суффикс -енн-, -ённ- пишутся в причастиях в тех случаях, когда глагол, от которого образовано причастие, в прошедшем времени ед.ч. м.р. имеет гласную -и- перед суффиксом -л: гладил - глаженный, выхолил - выхоленный, выездил - выезженный.

Причастие - особая морфологическая категория в русском языке. Одни лингвистические школы считают ее полноправной самостоятельной частью речи, другие - особенной формой глагола. Но несомненно одно: это очень большая группа слов с определенным набором орфограмм и нюансов написания и употребления. Затруднения обычно вызывает правописание суффиксов причастий. На что же следует обратить внимание, чтобы не допустить ошибки?

Что такое причастие?

Причастие обозначает признак того или иного предмета по совершаемому им или по отношению к нему действию: летящая птица (какая, что делающая?), сломанный стул (какой, что с ним делали?). В зависимости от значения причастия подразделяются на две категории.

  • Действительные причастия называют признак по действию, которое выполняет непосредственно сам предмет. Читающая студентка - студентка, которая сама читает. Подобные слова образуются с помощью специальных, только им свойственных суффиксов -УЩ/-ЮЩ, -АЩ/-ЯЩ, -ВШ, -Ш. ДумаЮЩий, берУЩий, кричАЩий, смотрЯЩий, писаВШий, несШий.
  • Страдательные причастия означают признак по такому действию, которое предмет производит не сам, а испытывает на себе его воздействие. Например, прочитанная энциклопедия - это энциклопедия, которую кто-то прочитал. Для образования таких причастий используются суффиксы -ОМ/-ЕМ, -ИМ, -ЕНН и -Т. ВедОМый, читаЕМый, ранИМый, удвоЕННый, разбиТый .

От глагола причастие приобрело возможность изменяться по временам, у него есть форма настоящего и прошедшего времени. Форма каждого времени образуется с помощью определенных суффиксов, свойственных действительным или страдательным причастиям.

Суффиксы действительных причастий в настоящем времени

Правильное написание действительных причастий - не самая сложная наука, особенно для тех, кто хорошо разбирается в спряжениях глагола. Все просто: от глаголов 1-го спряжения причастия образуются посредством морфем -УЩ-/-ЮЩ-, а от 2-го спряжения - -АЩ-/-ЯЩ-. Иными словами, проверка правописания безударного суффикса действительного причастия в настоящем времени сводится к определению спряжения исходного глагола, от которого слово образовалось.

КрасЯЩее вещество - пишем ЯЩ, потому что образовано от глагола красИТЬ второго спряжения. КолЮЩий предмет - нужно писать ЮЩ, потому что исходный глагол колОТЬ относится к первому спряжению.

Суффиксы действительных причастий в форме прошедшего времени

Это суффиксы ВШ и Ш. Их написание не вызывает затруднений, потому что суффиксы причастий прошедшего времени в данном случае отчетливо слышны в любом слове. Сложности возникают с гласным звуком перед этими морфемами, если он в слабой позиции. Знание грамматики подсказывает, что перед такими суффиксами причастий нужно писать ту же букву, которая имеется перед морфемой ТЬ в неопределенной форме исходного глагола. ЛаЯвший пес - пишем Я , потому что образовано от глагола лаЯть ; клеИвший мастер - соответственно, от слова клеИть .

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Суффиксы ЕМ и ОМ (встречается довольно редко) пишутся в словах, образованных от глаголов 1-го спряжения, а суффикс ИМ - от глаголов 2-го спряжения. УпотребляЕМый - от глагола употреблять 1 спряжения, ненавидИМый - от глагола ненавидеть 2-го спряжения. Иными словами, правописание суффиксов причастий настоящего времени тоже зависит от типа спряжения исходной части речи.

Стоит запомнить правописание слова движИМый . Оно образовано не от слова "двигать", а от древнерусского глагола "движити", поэтому и образуется с помощью суффикса ИМ.

Суффиксы причастий страдательных прошедшего времени

Пожалуй, самое сложное правило в теме "Причастие", потому что требует логического осмысления. Данные причастия образуются с помощью таких суффиксов, как НН (от глаголов, оканчивающихся на АТЬ или ЯТЬ) и ЕНН/ЁНН (от инфинитивов на ИТЬ). УслышаННый - от слова услышАТЬ , пожарЕННый - от глагола пожарИТЬ .

Иными словами, суффикс НН в причастиях можно выделять только в том случае, когда исходный глагол оканчивался на А-ТЬ или Я-ТЬ (суффиксы А и Я сохраняются). Если же глагол оканчивался на И-ТЬ, то при образовании причастия эти два суффикса меняются на морфему ЕНН.

Нужно запомнить, что суффикса ОНН у причастий не бывает. В суффиксах причастий после шипящих звуков в ударной позиции следует писать ЁНН (в отличие от прилагательных, у которых в суффиксах под ударением пишется О). ОбожжЁННый, удручЁННый, испечЁННый и так далее.

Сколько Н писать в суффиксе причастия?

Для ответа на этот вопрос нужно сделать небольшое пояснение. В русском языке есть еще одна морфологическая категория, которая называет признак какого-либо предмета по его действию, - это отглагольное прилагательное. Различить эти две части речи бывает очень непросто. "Вареная картошка" и "сваренная картошка" - выделенные слова относятся к разным морфологическим категориям и, следовательно, пишутся тоже по-разному. Как же их различить? Есть несколько способов.

  1. Если у слова нет приставки, это прилагательное, если есть любая приставка - это причастие. Вязаный - отглагольное прилагательное, связанный - причастие. Но следует иметь в виду, что специфичная приставка НЕ не влияет на частеречную принадлежность слов и не берется во внимание.
  2. Отглагольные прилагательные не могут иметь зависимых слов, в то время как у причастий они есть. Жареное мясо - прилагательное, жаренное в сковороде мясо - причастие.
  3. Причастия образуются от слов совершенного вида (отвечающих на вопрос "что сделать?"), а прилагательные - от слов несовершенного вида ("что делать?"). Пареный - от парить (что делать?), распаренный - от распарить (что сделать?).
  4. Если в слове есть суффикс -ОВА, -ЕВА или -ИРОВА, то это причастие. У прилагательных таких суффиксов не бывает. РискОВАнный, жЕВАнный, фиксИРОВАнный.

Когда мы определили часть речи, проверка правописания Н или НН уже не составляет труда. В причастиях пишем НН, в отглагольных прилагательных - Н.

Итак, правописание суффиксов причастий с одной или двумя Н хоть и кажется сложным, объясняется простым алгоритмом.

В причастиях может писаться только две Н, а слово является причастием, если:

  • имеет приставку (кроме НЕ );
  • имеет зависимое слово;
  • совершенного вида;
  • имеет суффикс -ОВА, -ЕВА или -ИРОВА.

На самом деле все просто!

Правило, как известно, не правило без исключения. Следует запомнить несколько отглагольных прилагательных, в которых все же пишется НН: неждаННый, негадаННый, невидаННый, неслыхаННый, даННый и некоторые другие редко употребляемые слова.

Краткие и полные причастия

Окончания и суффиксы причастий, точнее, их правописание, бывают тесно связаны в том случае, когда речь идет о краткой форме этой части речи. Напомним (а для тех, кто не знал, расскажем), что полными считаются формы слов, у которых несколько звуков в окончании, а краткими - у которых в этой морфеме один или ноль звуков. Гонимый - это полная форма, гоним, гонима - краткая.

Согласно правилу, в кратких страдательных причастиях может писаться только одна Н, удвоенную Н в таких формах писать нельзя.

Подведем итоги

Правописание суффиксов причастий можно разделит на две категории.

  • Суффиксы, написание которых определяется спряжением исходного глагола (-УЩ/-ЮЩ, -АЩ/-ЯЩ, -ОМ/-ЕМ, -ИМ).
  • Суффиксы, при написании которых нужно определить способ словообразования и отличить причастие от отглагольного прилагательного (-ЕНН и -НН).

Причастие - очень интересная часть речи (или форма глагола, как именуют ее некоторые учебники). Употребление таких слов свойственно только письменной речи, а значит, просто необходимо уметь правильно писать их. Орфограмм у причастия немало: это и удвоенная Н, и написание с частицей/приставкой НЕ, и правильный выбор окончания, и правильное согласование с определяемым словом. Но это уже темы для других статей!