Тег страны мавритания. Школьная энциклопедия

Современное население Мавритании (около 4,3 млн человек) этнически неоднородно: три четверти составляют так называемые мавры - арабы и берберы, занятые преимущественно скотоводством, на юге преобладают негро-африканские народы - тукулер, фульбе, волоф и другие, ведущие в основном оседлый образ жизни. Ислам провозглашен государственной религией. Мавритания, в отличие от некоторых других стран Северной и Западной Африки, не переживала расцвета средневековой цивилизации, но сохранившиеся от той эпохи городские поселения Шингетти, Тишит, Валата свидетельствуют о былом их процветании, тонком искусстве декора фасада зданий. В библиотеке Шингетти хранятся 2 тыс. рукописей арабских ученых. Разнообразны музыкальное, певческое, танцевальное искусства народов Мавритании. Столица и крупнейший город страны - Нуакшот, построенный лишь 30–40 лет назад. Второй по размерам и значению город - порт Нуадибу.

В IV - середине XI вв. южная часть территории Мавритании входила в состав средневековых государств Западной Африки (Гана, Текрур и др.); в северной части существовали государственные образования берберов-санхаджа. В середине XI-XII вв. Мавритания в составе государства Альморавидов, в XIII-XIV вв. южная часть территории Мавритании в составе средневекового государства Мали. Проникновение европейцев с XV в. завершилось превращением Мавритании во французскую колонию (1920 г.). С 1946 года Мавритания - «заморская территория», с 1958 года - самоопределяющаяся республика в составе Французского сообщества. 28 ноября 1960 года Мавритания провозглашена независимой республикой.

Климат, флора и фауна

Климат тропический пустынный, среднемесячные температуры колеблются от 16–20 °C в январе до 30–32 °C в июле. Осадков на большей части страны выпадает менее 100 мм в год, лишь на юге - в сахельской зоне - 200-400 мм.

Соответствующий характер имеет и растительность Мавритании: редкие кустарники и отдельные деревья на юге, а на остальной территории небогатая зелень появляется лишь на короткое время после дождей.

Из крупных животных в Мавритании встречаются антилопы орикс и аддакс, горные козлы, среди небольших хищников - шакал, лисица фенек. Много змей и ящериц, а также насекомых и пауков.

История

Берберы из Северной Африки расселились на территории современной Мавритании в 200 до н.э. Продвигаясь в южном направлении в поисках пастбищ, они часто облагали данью местных негроидов-земледельцев, а тех, кто сопротивлялся, оттесняли к р.Сенегал. Появление в поздний период Римской империи в этом районе верблюдов из Северной Африки положило начало караванной торговле между побережьем Средиземного моря и бассейном р.Нигер, которая приносила барыши берберской группе племен санхаджа. Захватив важный пункт караванной торговли Аудагост в восточной Мавритании на пути к расположенным севернее соляным копям Сиджильмасы, берберы вступили в конфликт с империей Гана, которая в тот период расширяла свои пределы в северном направлении. Государство Гана было основано в 3 в. н.э., и часть его территории приходилась на современные районы Аукар, Ход-эль-Гарби и Ход-эш-Шарки юго-восточной Мавритании. В 990 Гана захватила Аудагост, вынудив племена лемтуна и годдала, входившие в состав разгромленных санхаджа, в целях самозащиты объединиться в конфедерацию. В 10–11 вв. некоторые вожди санхаджа приняли ислам и вскоре превратились в сторонников суннитского направления. Потомки исламизированной берберской знати Альморавиды распространили свои религиозные убеждения среди простых берберов, создали религиозно-политическое движение и в 1076 захватили столицу Ганы. Хотя противоборство среди победителей вновь привело к расколу берберских племен, Гане был нанесен удар, от которого она так и не оправилась. В значительно сузившихся границах она просуществовала до 1240.

В 11–12 вв. берберы ощутили последствия арабских завоеваний в Северной Африке. В 15–17 вв. после нескольких столетий относительно мирного проникновения на территорию Мавритании бедуины племени хасан покорили местных берберов и, смешавшись с ними, положили начало этнической группе мавров (арабо-берберов). Хотя часть берберов, например предки туарегов, не желая попасть под власть арабов, отступили в пустыню, для большинства арабский язык стал родным, а ислам – новой религией. Многие черные африканцы, занимавшиеся оседлым земледелием в южных районах страны, на протяжении 11–16 вв. были покорены берберами и превратились в подданных новых арабских эмиратов Трарза, Бракна и Тагант.

Португальцы, появившиеся у побережья Атлантического океана в 15 в., в 1461 основали торговый форт на о.Арген. В разное время на протяжении 17–18 вв. их сменяли голландские, английские и, наконец, французские торговцы. Европейские купцы стремились установить контроль над торговлей гуммиарабиком из зоны Сахеля.

В начале 19 в. обосновавшиеся в Сенегале французские торговцы неоднократно вступали в конфликт с арабскими эмирами, которые старались контролировать и облагать налогами торговлю гуммиарабиком. В 1855–1858 губернатор Сенегала Луи Федерб возглавил французскую кампанию, направленную против эмирата Трарза. В 19 в. французские офицеры, двигаясь из Сенегала на север, исследовали внутренние районы пустыни. В начале 1900-х годов отряд французов под командованием Ксавье Копполани вторгся в эти районы с целью защиты интересов французских торговцев и стал управлять ими как частью французской колонии Сенегал. В 1904 эти территории были выведены из состава Сенегала и в 1920 включены в состав Французской Западной Африки. Тем не менее до 1957 их столицей по-прежнему оставался Сен-Луи в Сенегале. Французы с немалым трудом управляли кочевым населением, среди которого не прекращались межплеменные распри, а также соперничество между арабами и берберами. Административные трудности усиливала и напряженность в отношениях между кочевым и оседлым населением. Даже после окончания Второй мировой войны некоторые районы продолжали оставаться под управлением военной администрации.

В 1946 Мавритании было предоставлено право на формирование территориальной ассамблеи и на представительство в парламенте Франции. Стали возникать первые политические организации, которые еще не были массовыми. В 1958 Мавритания вошла в состав Французского сообщества под названием Исламская Республика Мавритания, а 28 ноября 1960 стала независимым государством. Первым премьер-министром, а затем и президентом Мавритании стал Моктар ульд Дадда. Опираясь первоначально на традиционные элиты и Францию, он по примеру радикального режима Гвинеи создал массовую политическую партию и в конечном счете сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Моктар ульд Дадда вывел Мавританию из зоны франка и провозгласил арабский язык государственным, что сразу же вызвало сопротивление со стороны южан, которые опасались господства мавров, составлявших большинство населения.

В 1976 г. было достигнуто соглашение о передаче колониального владения Испании – Западной Сахары (бывшей Испанской Сахары) – под временное административное управление Марокко и Мавритании. Однако за этим последовала непопулярная среди мавританцев война с Фронтом ПОЛИСАРИО, национально-освободительным движением Западной Сахары, которому оказывал помощь Алжир.

В июле 1978 года в результате бескровного военного переворота армия свергла Моктара ульд Дадду. Сразу после этого было приостановлено действие конституции, распущены правительство, парламент, общественные организации, а власть перешла к Военному комитету национального возрождения (ВКНВ). Его руководитель подполковник Мустафа ульд Мухаммед Салек занял пост президента страны. ПОЛИСАРИО объявил о прекращении войны с Мавританией, однако руководство Марокко настаивало на том, чтобы мавританцы продолжали борьбу за свою часть территории Западной Сахары.

Следующие несколько лет ознаменовались частой сменой лидеров военного режима. По-прежнему оставались напряженными взаимоотношения между негроидным населением и маврами. Постоянным источником внутриполитической нестабильности служили попытки отдельных членов Военного комитета совершить новый военный переворот, а также расхождения с Марокко по вопросу о Западной Сахаре.

На короткий срок в 1979 г. Мустафа ульд Мухаммед Салек установил режим личной власти и воссоздал под новым названием Военный комитет национального возрождения, который продолжал возглавлять и после ухода в отставку. Вскоре он был смещен подполковником Мухаммедом Лули, который, в свою очередь, вынужден был в 1980 г. отказаться от власти в пользу подполковника Мухаммеда Хуны ульд Хейдаллы. Последний, будучи премьер-министром, в июле 1979 г. заявил об окончательном отказе Мавритании от притязаний на территорию Западной Сахары. В 1981 г. Мухаммед Хуна ульд Хейдалла отказался от намерения сформировать гражданское правительство и принять новую конституцию.

В 1984 г. в результате бескровного переворота власть в стране захватил подполковник Маауйя ульд Сиди Ахмед Тайя, который при Мухаммеде Хуне ульд Хейдалле несколько раз занимал пост премьер-министра. В целом Маауйя ульд Сиди Ахмед Тайя сумел восстановить внутреннюю стабильность, приступить к экономическим реформам и предпринять шаги, направленные на демократизацию политической системы.

Беспорядки на почве межэтнических противоречий продолжались в Мавритании до конца 1980-х годов, а пограничный спор с Сенегалом спровоцировал в 1989 г. волну нападений на чернокожих мавританцев и сенегальских граждан и высылку последних из страны. Разногласия по вопросу демаркации мавританско-сенегальской границы и репатриация беженцев привели к временному прекращению дипломатических и свертыванию экономических отношений, которые были восстановлены в 1992 году.

На проведенном в 1991 г. национальном референдуме была принята новая конституция, предусматривающая введение многопартийной системы. Победа Маауйя ульд Сиди Ахмеда Тайя на президентских выборах 1992 года была омрачена беспорядками и обвинениями в фальсификации результатов голосования. Проправительственная Республиканская социал-демократическая партия (РСДП) завоевала подавляющее большинство депутатских мандатов на выборах в Национальное собрание в 1992 и 1996 гг., а также на выборах в Сенат в 1992, 1994 и 1996 годах.

Основными событиями после принятия новой конституции стали бойкоты выборов оппозиционными партиями, утверждавшими, что правящая партия имеет односторонние преимущества в избирательных кампаниях, аресты членов оппозиционных группировок и столкновения на почве межэтнических конфликтов. Несмотря на пестрый этнический состав правительства Мавритании и формальное осуществление им некоторых демократических реформ, предусмотренных новой конституцией, международные наблюдатели за соблюдением прав человека в 1990-е годы продолжали отмечать нарушения прав чернокожего меньшинства населения и членов оппозиционных организаций.

Экономика

Мавритания - развивающаяся страна с относительно низким уровнем жизни по сравнению с другими странами региона.

В колониальный период основным занятием населения было разведение верблюдов, рыболовство и натуральное сельское хозяйство. В 1960-х годах в стране были найдены залежи железной руды, и с тех пор горнодобывающая промышленность стала основой экономики Мавритании.

Сельское хозяйство Мавританиии сдерживается засушливым климатом. В оазисах выращиваются финики, зерновые культуры. В 1970-х годах регион Сахель настигала засуха, затронувшая более половины стран региона и 200 миллионов человек. В Мавритании в результате засухи погибли зерновые, начался голод. Второй удар засухи пришелся на 1982-1984 годы. Вскоре была пострена оросительная система, позволившая несколько преодолеть последствия засухи. Орошается 49 тыс га земли.

Считают, что в Мавритании проживает около 1,2 млн. человек. Почему «считают»? Да потому, что свыше 4% всего мавританского населения составляют кочевники. А подсчитать, сколько их кочует по огромной территории, в том числе по Сахаре, весьма сложно.

Часть страны, расположенную севернее 17-й параллели, жители зачастую называют «страной белых людей», а южную часть - «страной черных людей». Это определение отражает исторически сложившуюся картину расселения рас в Мавритании - белой и черной (негроидной). Представители первой составляют в стране 76% населения, второй - 24%.

Кто же они, белые мавританцы? Прежде всего это так называемые мавры – потомки берберов и арабов. Они представляют самую крупную в стране этническую группу. Ученые относят их к средиземноморскому типу европеоидной расы. Мавры (или, как их часто называют, берберо-арабы или просто арабы) – высокие, стройые люди, с узким лицом и прямым с горбинкой носом, со смуглой кожей, с вьющимися волосами. Солнце, ветер и песок опалили лица и руки мавров, сделали кожу похожей на иссушенный веками пергамент. Мужчины одеваются в бубу - длинное платье синего, иногда белого цвета, часто носят чалму, отпускают усы и бороду. Женщины в большинстве носят темную, часто черную одежду, прячут лицо от взглядов посторонних.

Говорят мавры на диалекте арабского языка «хас-сания», в котором наряду с чисто арабскими словами используются слова берберского происхождения. Исповедуют они ислам. Большинство мавров занимаются скотоводством и непрестанно кочуют вместе со своими стадами. Основное жилище кочевников - палатка, а верблюды зачастую выполняют роль передвигающихся домов. На спинах верблюдов размещаются все члены семьи кочевника, домашний скарб и хозяйственная утварь. Правда, скарб этот, как правило, невелик. Нередко он состоит всего лишь из валяных из овечьей или верблюжьей шерсти подстилок и покрывал да самой необходимой посуды.

Родоплеменная община пока еще играет большую роль в жизни мавританских кочевников. И хотя товарно-денежные отношения, безусловно, проникли в нее, устои натурального хозяйства здесь очень сильны. Кочевник живет за счет своего скота, который дает ему шерсть, шкуры, мясо, молоко и т. п.- иными словами, одевает его, кормит и поит.

Принадлежность к той или иной общине накладывает на жизнь кочевников соответствующий отпечаток, вносит характерное своеобразие в жизненный уклад ее членов. Влияет на их уклад и племенная принадлежность. Утверждают, что у мавров сохраняется свыше десятка племен. Среди них - регибаты, имрагены и др.

Небольшое племя имрагенов располагается на океанском побережье вблизи Нуадибу. В отличие от кочевых народов, живущих в палатках, имрагены для жилья сооружают из веток деревьев островерхие хижины, крытые травой. Хорошие пловцы и ныряльщики, они являются единственным в стране народом, занимающимся только рыболовством. Выловленная и высушенная на солнце рыба долго хранится и служит имрагенам основным питанием. Ее охотно покупают другие кочевники.

Мавритания на карте Африки
(все картинки кликабельны)

Географическое положение

Мавритания - государство в Западной Африке . Соседствует с Западной Сахарой , Алжиром , Мали и Сенегалом ; западное побережье страны омывается водами Атлантики, протяженность береговой линии - 754 км. Рельеф представлен главным образом песчаными и каменистыми равнинами Западной Сахары; на крайнем юго-западе пустыня сменяется саванной. Площадь страны - более 1 млн км².

Климат тропический пустынный, с резкими перепадами суточных температур. Зимой ночью бывают заморозки, а днем температура может подниматься до +30-40 °C и выше. Осадков выпадает ничтожно мало - не более 100 мм в год. В периоды засухи из Сахары приходят пыльные бури. Жители страны постоянно сталкиваются с проблемой дефицита пресной воды.

Флора и фауна

Растительность преимущественно пустынная и полупустынная.

Животный мир представлен антилопами, горными козлами, песчаными лисицами и шакалами. В большом количестве встречаются пресмыкающиеся и членистоногие.

Государственное устройство

Карта Мавритании

По государственному устройству Мавритания - республика, разделенная на двенадцать областей и один автономный столичный округ. Во главе государства и правительства находится президент. Местная валюта - мавританская угия. Столица - город Нуакшот.

Население

Численность населения - 3,5 млн человек, из них 80% - мавры (потомки арабов и берберов), 20% - чернокожие представители народов фульбе. Государственный язык - арабский, широкое хождение имеет и французский. Почти 99% населения - мусульмане-сунниты.

Экономика

Мавритания - аграрное государство. В сельскохозяйственной сфере преобладает пастбищное скотоводство. В немногочисленных оазисах для потребления внутри страны возделывают зерновые. Значительную долю ВВП составляет добыча железной руды, поставляемая на экспорт. На побережье развиты рыболовство и промысел морепродуктов (львиная доля продукции идет на экспорт).

Колонизация территорий современной Мавритании европейцами началось в XV в., когда испанцы и французы воздвигли первые торговые города-крепости и начали вывозить из этих земель золото и чернокожих рабов. К началу 20-х гг. XX в. Мавритания вошла в состав Французской Западной Африки. Независимость страна получила в 1960 г.

Достопримечательности

Узнать об истории и культуре кочевых народов можно в Национальном музее в центре Нуакшот.

Мавритания славится своими коврами. В столице действует Ковровый Центр, куда на выставку-продажу свозятся самые достойные изделия ручной работы со всех уголков страны.

Вывоз за рубеж ковров ручной работы, сотканных в местных мастерских, возможен лишь с наличием при себе чека либо счета продавца.

Мавритания фото

Приехал вчера в Сенегал. До этого примерно неделю путешествовал по Мавритании. Вот что могу по ней сказать.
Вкратце - полноценная арабская страна с африканским укладом жизни.


Страна небольшая, практически вся находится в пустыне, смотреть практически нечего.

Редко где встречаются барханы. В основном то и пустыня не особо примечательная.

На северо-востоке в районе Зуерата есть даже некоторые горы, где руду добывают. Но все равно, нетуристическая страна.

Основная достопримечательность (думаю, что Болашенко тут меня на 100% поддержит) - это самый длинный поезд в мире! Идущий в вышеупомянутый Зуерат. Редкая африканская железная дорога, построенная уже после обретения независимости. Поезд фееричен, я, конечно же, напишу про него подробный пост.

Рыбный порт во втором городе страны и по совместительству - крупном порту Нуадибу. Чрезвычайно колоритное место. Второе по интересности в стране.

Мавритания - страна очень бедная и отсталая. В большинстве аспектов, практически типичная Африка.

Страна очень грязная. Мусор валяется повсеместно. Урн очень мало, они тут никому не нужны. Часто прямо среди этого люди чем-то торгуют.

Обычная городская улица в Нуакшотте. Асфальт на ПЧ ещё есть, но вместо тротуаров занесённые песком обочины, по которым из-за обилия песка трудно ходить. Мусор повсеместен.

Проблема в том, что в Мавритании везде сплошная пустыня и в городах, фактически, тоже она. Никакого благоустройства нет. В стране есть небольшие оазисы, но кроме грязных пальм там особо ничего не растёт.

То есть вот песок тут просто везде! И кроме того, нет ни парков ни скверов - когда мы хотели отдохнуть и пить чай, ходили в пятизвёздочные отели и кушали там в холле (возьмите этот метод на заметку!)

Там, где тротуары есть, уже такие моменты дикостью не воспринимаются. Ведь главное, что есть ТРОТУАР, по нему можно идти!

Ну и насчёт этого тоже не парьтесь.

Во втором городе страны - Нуадибу в целом поприличнее обстановка, чем в столице (если это можно так назвать). Но виды тоже депрессивные - пустыня сразу за околицей начинается.

Попадая на рынки или просто гуляя по замусоренным окраинам, практически не сомневаешься в том, на каком континенте находишься.

Но страна не полностью чёрная. Население - примерно 60% арабов и 40% негров. Очень много совсем темнокожих.

Нет, это не исламские террористы! А закрывают лицо они так, чтобы защищать его от песчаных бурь. Туарегские платки.

Раньше негры были рабами у арабов, но теперь свобода, равенство, братство

Но, всё-таки, это страна арабская, в первую очередь, и, что главное, религиозная. Так и называется "Исламская Республика Мавритания" (сокращённо РИМ:)). Ну почти как Иран. Религиозность проявляется тут во всём: местные постоянно в общении интересуются твоей конфессиональной принадлежностью, а точнее, не муслим ли ты. В Мавритании быстро выучиваешь время всех намазов, так как их делают все вокруг тебя. Если едешь в маршрутке, она останавливается, и все выходят молиться.

Тётки все закутанные. Фоткать их, по идее, нельзя, но если очень хочется, то.. Кстати, некоторые из них сами начинают со мной разговаривать. Эти девочки хотели даже со мной сфотографироваться, но потом мама на них цикнула и они ретировались.

Афротётки часто носят вот так на голове всякий багаж.

Национальная мавританская одежда, вот такие балахоны. В них тут каждый второй ходит. В том числе и официальные лица.

Безумное количество детей. За неимением детских площадок играют чем попало на улицах.

Очень популярны старые шины.

Можно только порадоваться за наших детей, что им не приходится вот так играть в помойках. . Спасибо товарищу....(вставьте свой вариант) за наше счастливое детство!

Удивлялся с грустью тому, какие в Марокко убогие детсткие площадки, и как их мало. Но что Марокко. В Мавритании вообще детских площадок практически нет. Дети играют со всяким мусором, с шинами, камнями, и что под руку попадётся. Неистощаема ребячья фантазия, как известно.

Мавритания - страна по-африкански бедная. Живут здесь все более чем просто.

Вот типичный дом - голые стены, никакой мебели - спят на матрасах не первой свежести, набор посуды минимален.

Душ, да и вообще водопроводная вода в Мавритании - роскошь. А как ещё быть в пустынной стране. От того и всё грязное - на стирку чего-то кроме одежды физически не хватает воды.

Вот в этот дом воду привозит раз в несколько дней ослик, она хранится в специальном резервуаре. Вода грязноватая, только мыться ей можно.

Стандартный мавританский душ по совместительству с туалетом. Скажите спасибо, что запахи пока жж не научился передавать.

Но каким бы не было скромным убранство дома, зомбоящик в нём будет практически обязательно. Я это правило помню ещё по амазонскому Перу.

Дороги в стране, в целом, неплохие. Асфальт уложен, более-менее сносно. Есть где-то даже и разметка.

Вот этот асфальт на трассе "Арат-Зуерат" положили, явно, только-только. Раньше здесь была грунтовка.

Однако дорожные указатели и километровые столбы отсутствуют как класс! Только примерно можно представлять, где находишься.

Вдоль всех трасс стоит неимоверная куча полицейских постов. На каждом из них полицейские останавливают все машины и переписывают данные. Впрочем, для иностранцев полицейские безвредны. Переписывают данные и всё. Часто хотят просто копии паспорта, рекомендуется сделать побольше этих копий перед отправлением в Мавританию. Так процесс прохода постов ускорится.

А так, они вполне дружелюбны. Кормят, поят, ловят машины. Меня несколько раз полицейские угощали местным пловом. А потом находили машину до нужного места.

Полицейские посты до отчаяния просты и примитивны. Будочка размером 3 на 3 метра. Внутри ничего кроме стола, стула и тетрадки в которую записываются все проезжающие. Света, конечно же, нет (с ним проблем не меньше, чем с водой), вечером и ночью всё записывается с фонариком. Спят полицейские обычно здесь же, тут у них те же грязные матрасы. Иногда есть газовый баллон для готовки чая или плова. Вокруг летают полчища мух.

В общем, что ни говори, крайне незавидная перспектива быть полицейским в Мавритании. И это ещё сейчас зима, жары нет. И тем радостнее, что мавританские полицейские не становятся от такого образа жизни злостными мудаками, вымещающими все свои беды на гражданах, а остаются приятными и отзывчивыми людьми.

Нетуристичность страны идёт ей в этом аспекте очень на пользу. В том же соседнем Марокко тебя и достают вопросами и приставаниями чаще, и обмануть чаще хотят. Здесь же ничего этого нет.

Магазинчики в большинстве своём более чем примитивные. Если место позволяет, спят продавцы также прямо в них. Подавляющее большинство продуктов импортируется из соседних стран: Марокко, Алжир, Тунис. Есть и Испания с Францией.

Те магазины, что для солидности арендуют побольше площади, создают видимость изобилия ассортимента "советским" способом, столь популярным на Кубе - выставляя на витринах один и тот же товар в ряд.

Единственный на всю страну Ашан. Зашли в разгар рабочего дня - абсолютно пустой. Непривычно маврам в супермаркетах затариваться, рынки то куда понятнее и дешевле. Спросил, можно ли расплатиться картой, сказали, что вроде "да, сейчас достанем прибор". В итоге они так и не нашли его.

Есть в Нуакшотте и Нуадибу крутые виллы! Цветочки, благоустройство.. А вокруг прямо у стен пыльная грунтовка и помойка.

Удивительно, но в стране есть ветряки! Интересно, они используются реально по назначению?

Мавритания - страна домашних животных. Козы, ослы, верблюды, куры. Изредка совсем коровы. На ослах возится абсолютно всё.

Иногда они сами друг с другом взаимодействуют без посреднических услуг человека.

Тусовка верблюдов на окраине Нуакшотта. Все одногорбые.

В Зуерате.

Почему бы и нет?

Ослиный паркинг. Прямо хоть плату вводи. А чего не?

Столько коз я раньше ни в одной стране не видел. Ну как-то больше бараны популярны везде. Даже больше скажу: вообще нигде коз, кроме единичных экземпляров в России не видел. Или не помню. А тут только козы, баранов нет.

За неимением лугов и вообще какой-либо травы в пустынной местности, козы пасутся обычно на помойках. Или в лучшем случае обгладывают деревья.

Мавританский вождь! Напомнил Батьку

Еда проста и примитивна. В едальнях вы можете поесть курицу с гарнирами за 2-3 доллара, ну или где-то, вроде рыба ещё есть. У жителей популярен кус-кус - блюдо из какой-то муки. Он, кстати, и в Марокко распространён. Едят все из одной большой тарелки, причём обязательно руками.

В предпоследний день нашёл рядом со впиской крутое кафе, где за примерно 2 евро можно поесть курицы с таким обилием разных гарниров, что вдвоём непросто съесть.

Кафе выглядит так: еда на полу, сидим на подушках. Популярно у местных, которые едят тут кус-кус, да, руками.

Рядом мавританский макдак.

Мавры постоянно пьют чай. Но русскому человеку пить его сложно. И сейчас объясню почему. Не, чай очень вкусный! Но.. пока вы его дождётесь, с ума успеете сойти. Мавры долго кипятят чай в маленьком чайничке, потом разливают по стаканам, потом переливают из стакана в стакан, потом часть выливают, потом ещё ставят чайник, потом добавляют мяту, сахар, ещё напёрстничествуют со стаканами, и, вуаля! Минут через 15 вам дают стакачик ёмкостью 100 г, заполненный наполовину!!! Вы его выпиваете залпом, вам, может нальют ещё 50 г чая, а следующую партию ждать ещё 15-20 минут..

Меня эта процедура постоянно вымораживала. Я старался по возможности готовить много чая в термосе сам и заваривать пакетиками:)

Так что если подытожить: главная достопримечательность в стране (ну кроме поезда, конечно) это люди. Добрые, открытые, непосредственные. Впрочем, Мавритания - точно не та страна, в которую хочется ещё приезжать. Не потому что что-то в ней не так, а потом что одного раза для неё вполне достаточно. Да и посещаема она во-многом лишь потому, что через неё лежит путь из Европы в Африку, и в силу геополитических особенностей континента, никак её не объехать.


Столица: Нуакшотт
Площадь: 1.030.000 км 2
Население: 3.360.000 чел.
Валюта: угия (MRO)
Язык: арабский
Движение: правостороннее
Телефонный код: +222
Виза для РФ: требуется

Страна, промежуточная по климату, населению и образу жизни между Северной и Западной Африкой, а также самая бедная из арабских стран. После закрытия для путешественников алжирской и ливийской Сахары через Мавританию стал проходить единственный наземный путь в Западную Африку. Туристов и путешественников в Мавритании немало, но это в основном транзитники, которые задерживаются максимум на неделю. Однако, Мавритания интересна не только как транзитная страна. Для исследований пустыни Мавритания подходит лучше любой другой страны Сахары, и традиционный быт арабов сохранился тут лучше, чем в цивильных странах севера.

История

В старинные времена Мавритания была куда более богатым и цивильным местом, чем сейчас. Тогда пустыня была меньше и на большей части страны можно было заниматься сельским хозяйством. Около тысячи лет назад в южной Мавритании находился центр крупного негритянского государства Гана. На севере тогда кочевали берберы и туареги. Позже страну захватило арабское кочевое племя Бени-Хасан из Йемена . Долгое время Мавритания была объединена с Марокко . В исторических книжках, кстати, Мавританией называется современное Марокко, а маврами - все арабы вообще. Французы из-за малонаселенности Мавритании решили не выделять ее в отдельную колонию, а объединить с Сенегалом . После независимости мавританцы стали спешно отстраивать новую столицу (старая - Сен-Луи - осталась в Сенегале) и установили военную диктатуру, которая продолжается по сей день. В 1975 году Мавритания оккупировала часть Западной Сахары с городом Дахла, но проиграла войну за нее с фронтом «Полисарио» (а территория в результате досталась марокканцам). В 2005 году в стране произошел очередной военный переворот, но на повседневную жизнь сей никак не повлиял.

Природа и климат

В отличие от остальных стран Сахары, где пустыня - это малонаселенная окраина, в Мавритании в пустыне находится экономический центр страны. Пустыня занимает около 70 % площади, в ней находятся крупнейшие города - Нуакшотт и Нуадибу. Южная граница пустыни проходит примерно по «Дороге надежды». Прибрежная часть пустыни покрыта редкой травой. Оазисы сосредоточены в гористом районе Адрар, который находится вокруг города Атар. Еще невысокие горы имеются под Немой и вдоль трассы Аюн - Ниоро. Скалы в пустыне часто приобретают очень необычные формы. Юго-восточная часть страны - это Сахель, полупустынная саванна с редкими колючими деревцами. Юго-запад, близ реки Сенегал - плодородная равнина. Диких животных почти не осталось, самый крупный хищник - фенек (пустынная лиса), даже антилопу или газель встретить - большое счастье. Последнее стадо слонов вроде еще тусуется близ Аюна. Ядовитых гадов тоже мало, зато очень много ящериц (особенно на юге). Из птиц самая распространенная - ворон, он очень любит гнезиться в пустыне близ человеческих жилищ, а питается на свалках. На юге страны встречаются баобабы. Погода в сахельской части летом холоднее, чем в пустыне, в остальные сезоны жарче. Пустынный климат переносится легче из-за прохладных ночей. Температуры жаркого сезона: +45 днем, +35 ночью. Ночью в пустыне иногда понижается до +15. Самый жаркий месяц на севере - июнь, на юге - апрель. Дожди на юге бывают в июле-августе, но редки, а на севере могут пойти когда угодно, а могут вовсе не пойти. Атлантический океан недружелюбен, берег в основном скалистый, пляжей мало, а у побережья постоянно дует сильный ветер.

Население

Народы

Мавританец в плаще «бубу»

Мавры - народ весьма интересный. От прочих людей мавра всегда легко отличить по уникальному мужскому костюму. Сей состоит из рубахи, штанов до колен и огромного плаща-халата «бубу», который доходит до щиколоток и имеет нереально гигантские прорези для рукавов. Эта одежда бывает трех цветов - белого, голубого и индиго - и покрыта интересной вышивкой. Мавры часто закрывают лицо специальной черной тряпкой, но для них, в отличие от туарегов, это не ритуал. В традиционной одежде ходит большинство мужского населения. Женская одежда менее интересна. Общество у мавров кастовое. Народ делится на «чистых арабов» - самые светлые - тех, у кого есть берберская кровь - таких большинство, и черных рабов и вольноотпущенников (да, в Мавритании еще есть рабство).

Негры в Мавритании бывают двух видов - харатины и суданцы. Харатины - это рабы или вольноотпущенники, они говорят по-арабски и носят мавританскую одежду. Таких несколько сот тысяч. Суданцев еще больше, они составляют половину в деревнях к югу от «Дороги надежды», а район вдоль реки Сенегал - полностью суданский. Суданцы - это те же самые негры, что в Мали и Сенегале, принадлежат к народам волоф, фульбе, тукулер, сонинке и прочим. Одежду носят современную. Кроме одежды, харатинов можно отличить от суданцев по разрезу глаз и форме черепа, харатины вообще несколько похожи на белых.

Мавры по жизни занимаются кочевым скотоводством. Стоянка выглядит так: несколько шатров стоят посреди пустыни и образуют круг, в центре которого - непременный джип. Суданцы - в основном земледельцы.

Кроме сих, в Мавритании кочует одно племя туарегов, но их сложно отличить от мавров.

Менталитет

Национальный характер мавров специфичен. Они очень жадные и просят денег буквально за все. Могут, например, попросить денег за ведро грязной воды, чтобы помыться. В каждой лавке за любой товар, даже самый дешевый, с иностранца просят втридорога. Торгуются весьма неохотно. Самое грустное - что до мавра не может дойти мысль о безденежности иностранца. Все иностранцы - богачи по определению, а если кто-то говорит, что денег мало или нет - значит, лукавит, и определенной настойчивостью можно у него деньги выудить. Такой подход есть везде, кроме наиболее глухих деревень и городков, где еще осталось традиционное арабское гостеприимство. Но есть и положительная особенность в характере мавров - из всех арабов они считаются самыми спокойными и хладнокровными. Здесь на улицах города никогда не увидишь разборок и драк, бандитизм весьма невелик, вообще преступности почти нет, если только не считать лавочников грабителями.

Языки

Мавры говорят на языке хасания, который обычно считается диалектом арабского, но, как говорят знающие люди, довольно сильно отличается от других диалектов. В отличие от всех остальных арабских стран, где официальный язык - арабский классический, в Мавритании государственный язык - это именно хасания. Французский - самый популярный из европейских языков, но по-французски в Мавритании говорят хуже, чем во всех соседних странах и эффективным средством общения французский язык может стать только в Нуакшотте. Официального статуса французский не имеет. Английский малополезен. Суданцы говорят на своих языках, но арабский понимают почти все.

Религия

Мавритания - исламское государство с достаточно строгим соблюдением шариата. Спиртное продавать запрещено по всей стране, а гомосексуализм официально карается смертной казнью. Как и все арабы, мавританцы любят болтать о религии и доказывать белым преимущества ислама. Но вот фундаменталистских движений в этой стране не было никогда. Мавританские негры - тоже мусульмане, но к религии относятся менее тщательно. Храмов других религий в Мавритании замечено не было.

Мавритания - страна довольно занятная. Здесь отлично сохранилась традиционная культура, а для лазаний по пустыне Мавритания - самая удобная страна Сахары. Во-первых, это единственная страна Сахары, где нет законодательных ограничений на передвижение иностранцев по пустыне. Во-вторых, здесь есть разные святые места, до которых фиг доберешься каким угодно способом, типа Бир-Могрейна или Рашида, или всего северо-востока. Лучше всего тем, кто с машиной, но хардкорщикам, рассекающим по зимникам Крайнего Севера, тоже понравится. Только надо запастись временем и деньгами, потому что страна недешевая и неторопливая. К тому же, в Мавритании почти нет людей, что многим понравится. По пустыне можно ехать сотни километров, не встречая населенных пунктов. Между Нуакшоттом и Нуадибу на 500 км - всего один рабочий поселок, да и тот в стороне от трассы. Городов в полном смысле в Мавритании всего четыре - Нуакшотт, Нуадибу, Россо, Каэди - а остальные - скорее большие деревни, пыльные и гадкие. Все четыре города тоже совершенно скучны, а вот чтобы добраться до исторических мест, придется попотеть. Российские путешественники до исторических городов Мавритании добираются крайне редко. Нацпарк в стране один - Аргенский Берег, там почти нет зверей, зато много птиц. Еще одна достопримечательность - знаменитый Поезд.

Здоровье и безопасность

Самая опасная болезнь в Мавритании - дизентерия. Качество воды из колодцев совершенно гадкое, там живут амебы и другие звери. Даже на вкус вода противна (хотя ее тоже продают за деньги). В этой стране действительно надо закупать бутылированную воду и таскать ее с собой, а то быстро что-нибудь подхватите. В Нуакшотте водопроводную воду тоже пить нельзя. Другие болезни особо не встречаются. Малярии почти нет, желтой лихорадки нет. Диких зверей бояться не надо. Преступности мало - в основном мелкие кражи. Самоходством по пустыне не надо заниматься, не имея воды.

Полицейских постов по стране очень много. Менты довольно вредные, но не опасные. С цивильных туристов просят «кадо» (взятку), а автостопщиков не трогают. Особенно вредные менты находятся в области Нема, они прогоняют с постов и проверяют документы, а некоторые требуют регистрацию (ее бесплатно делают в Неме). Говорят, раньше по всей стране менты были такие, но после переворота новое правительство возжелало развивать туризм и в других областях они проверками не занимаются. Закрытых территорий в стране нет.

В 2007 г. в Мавритании внезапно появились террористы - не местные, а понаехавшие из Алжира. Они убили нескольких французских туристов близ посёлка Алег, из-за чего даже отменили ралли Париж - Дакар. Но здесь, в отличие от Алжира, Йемена и востока Мали, бандитизм представлен только единичными случаями, в целом страна спокойная.

Еда

Еда в Мавритании дешевая и вкусная. Кроме обычных для Африки кускуса, риса и макарон с мясом, есть уникальные вещи, например, мясной фарш, который кладут в пирожки и сэндвичи. В Нуакшотте много ливанских забегаловок, где можно взять шаверму и кофту. Супы тоже бывают. Если едете на юг, то учтите, что в Мали дешевая еда гораздо хуже. Магазинная еда дешевле, чем в Мали. Во всей французской Африке Мавритания - единственная страна, где пьют чая больше, чем кофе. Кофе бывает только в Нуакшотте, его делают на марокканский манер и стоит он дорого - 250 угия за чашку. Чай пьют повсюду и постоянно, это очень важный элемент культуры мавров. Делают чай по-сахарски: очень крепкий и очень сладкий, пьют из маленьких стаканов, много раз переливают из стакана в стакан. Из холодных напитков пьют в городах биссап (отвар листьев гибискуса), а в деревнях - сухое молоко, разведенное подслащенной водой. Своих фруктов и овощей в стране нет, кроме фиников. Импортируются манго и бананы. Есть принято в помещении, бывают даже мини-ресторанчики типа марокканских, но обычно это просто комната без мебели, народ лежит на коврах и подушках.

Ночлег

В отличие от большинства стран мира, где ночлег найти сложнее, чем еду и транспорт, в Мавритании ночевка - дело легкое и безденежное. Здесь у народа нет такого мнения, что спать на улице греховно, в том числе иностранцу. В городах и деревнях, которые на трассе, при «гаражах» (местный вариант автовокзала) стоят шатры, а в них - циновки, где спят разные транзитники. Остерегайтесь воров! Днем можно спать в ресторанах, но на ночь их обычно закрывают. Местные неплохо вписывают, причем за вписку (в отличие от всего остального) денег не просят. Палатку можно ставить где угодно. Цены на кемпинги - 2 - 3 евро, на дешевые отели - 4 - 5 евро, в Нуакшотте отели подороже, но есть общаги за 5 евро. Интересно, что на кровати в Мавритании спать не принято.

Визы

Посольство в Москве выдает месячные визы с 3-месячным коридором за 40 долларов, но просит приглашение или бронь отеля, которые надо отправлять факсом. После получения факса визу делают в течение 1 - 2 суток. Для граждан СНГ срок может быть длиннее, а тариф - 70 долларов. Виза действительна с момента выдачи до указанного срока действия (до 4 месяцев).

Но лучше не маяться с приглашением и сделать визу в соседней стране. В Марокко визами раньше занималось консульство в Касабланке, потом его прикрыли и перевели визовый отдел в Рабат. Стоимость визы - 340 дирхамов, ставят на следующий день. В Бамако - 40 евро и в тот же день. Еще визы делаются в Ниамее и Дакаре, условия неизвестны. Кроме того, многие консульства выдают двукратную визу за удвоенный тариф. В 2010 г. отменили практику выдачи виз на границе.

Наконец, учтите, что Мавритания знаменита тем, что постоянно меняет правила выдачи виз, всегда старайтесь получить новую информацию. Сертификат о желтой лихорадке при получении визы не нужен, но его спрашивают при въезде из Мали и Сенегала.

Попадание

Самолетом

В Нуакшотт летают только две авиакомпании: Air France и Royal Air Maroc. Обе летают и в Москву. Также известно, что временами из России в Нуадибу летают чартерные рейсы, везущие российских рыбаков.

По трассе

Кратчайший путь из России в Мавританию лежит через Евросоюз и Марокко. Он вполне проходим, но если ехать назад в Россию, то нужно заранее иметь шенгенскую визу, ибо в Марокко она почти неполучаема. Всякие проблемы, которые раньше были на марокканской границе (конвои и пр.) более не существуют. Единственный переход с Марокко находится на западносахарской трассе в 50 км от Нуадибу. Там большой траффик и большие очереди на границе (с марокканской стороны). Вторая размеченная на картах дорога, идущая из Лааюна в Бир-Могрейн, закрылась после начала войны с «Полисарио». Погранперехода там нет, хотя гипотетически есть возможность нелегального проезда. Государство «Западная Сахара» с Мавританией не граничит, потому что его не существует, а его территорию заняли марокканцы.

Границы с Алжиром, Сенегалом и Мали открыты. В Алжир из Мавритании очень редко кто ездит из путешественников. Там длинная и очень скверная писта, но вроде есть какой-то траффик. Главный переход с Сенегалом - паромная переправа из Россо. Большой траффик. С Мали все очень хитро. Карты и путеводители врут насчет наличия дорог, их качества и возможности законно пройти. Единственная асфальтовая дорога в Мали - это трасса Аюн-Эль-Атрус - Ниоро-дю-Сахель. Подавляющее большинство машин и почти все буржуйские туристы едут там. Второй официальный переход находится на трассе Нема - Нара. Есть еще штук пять пист, вдоль которых натыканы деревни, ими пользуется местное население. Это Киффа - Кайес, Тимбедра - Дидьени, Тимбедра - Нара, Уалата - Гундам и пр. Там очень маленький траффик и никакой реальной границы нет, штампов о въезде и выезде никто не поставит. Если решили ехать по такой писте - то лучше из Мавритании в Мали, чем наоборот, потому что Мали - менее ментовское и бюрократическое государство, чем Мавритания, там на штампы всем наплевать. Но если есть виза Сенегала - езжайте в Мали через Дакар, это быстрее.

Дороги

Дороги бывают двух типов: новые хорошие асфальтовые и ужасного качества писты. Асфальт класть мавританцы сообразили совсем недавно и сейчас этим очень активно занимаются. Качество асфальта везде отличное. Перечень асфальтовых дорог таков:

  1. «Дорога надежды». Нуакшотт - Алег - Киффа - Аюн-Эль-Атрус - Тимбедра - Нема. Самый старый асфальт страны. Траффик хороший до Алега, средний между Алегом и Аюном, плохой после Аюна. Участок Аюн - Нема очень плохо проходится стопом, там дальнобои ходят раз в два дня, и иногда хотят денег. Вот стоишь на этой трассе и надеешься, что может хоть сегодня попадется неденьгопросная машина. Потому и «Дорога надежды». Почти весь транспорт там рейсовый. Ландшафт: пустыня до Бутилимита, дальше - буш. Трасса некрасивая, все поселки на ней весьма уродливы.
  2. Нуакшотт - Россо - Дакар. Говорят, что на этой трассе лучший траффик в Мавритании. Быстрейший способ попасть в Сенегал и Мали. Много европейских машин.
  3. Западносахарская трасса. Нуакшотт - Нуадибу. Ландшафт - пустыня, редкотравье. Как и в Марокко, отличается большими количествами западных туристов на своих машинах, мотоциклах, велосипедах. Идут они в основном с севера на юг. Иногда подвозят. Промежуточных населенных пунктов на трассе нет. Траффик неплохой, за день трассу реально пройти. В 40 км не доезжая до Нуадибу - поворот на Марокко (12 км до границы). В принципе, если ехать в Марокко, заезжать в Нуадибу нет резона. Асфальт здесь положили только в 2005 году, а раньше тут была крайне мерзкая писта, которой машины избегали, объезжая через Атар и Шум.
  4. Нуакшотт - Акжужт. До Атара асфальтовую дорогу пока не довели, а писта уходит дальше на Атар, Шум, Бир-Могрейн. Свойства неизвестны.
  5. Аюн - Ниоро. Асфальтирована совсем недавно. Очень хорошая и красивая трасса с баобабами и скалами. Траффик невелик. В Ниоро асфальт кончается. На малийской стороне штампы ставят в Ниоро, а не на границе.
  6. Санграфа - Тиджикжа. Вроде эту дорогу тоже недавно асфальтировали. Свойства неизвестны.

Прочие трассы - это писты, то есть колеи в песке или грунте. Ехать по ним тяжело из-за тряски, а если едешь в кузове пикапа, постоянно надо уворачиваться от веток (там, где есть деревья). Скорости там - около 50 км/ч для легковушки. Траффик обычно весьма мал: 5 - 7 машин в неделю, большей частью рейсовые, 1 - 2 дальнобойщика в неделю. В центре и на востоке страны писты совсем заброшенные, пройти по такой дороге стопом - это небольшой подвиг. Например, писта Шингетти - Тиджикжа порождает, как говорят, одну - две машины за две недели. Из Марокко в Мали надо ехать через Нуакшотт, а не по этой дороге, хотя она и более короткая.

Транспорт

Мавританский поезд

Самое тяжелое в Мавритании - это попасть откуда-то куда-то. Транспорта мало, он ужасного качества и дорог.

Железная дорога представлена единственной веткой Нуадибу - Шум - Зуэрат. В отличие от остальных африканских железных дорог, ее построили не колонизаторы, а аборигены. Предназначена ж/д для доставки железа из рудников в порт Нуадибу. Ежедневно по ней ходит товарняк, к которому цепляют пассажирские вагоны. Этот состав считается самым длинным в мире - 2.5 км. Идет он от одного конца до другого 18 часов, что по мавританским меркам весьма быстро. Проезд очень дешев, и предполагают, что возможна бесплатность. Трассы вдоль ж/д нет, машины грузят на платформы.

Автобусов в Мавритании нет вообще. Рейсовый транспорт представлен дрянными старыми микроавтобусами (их очень мало), буш-такси (старые пятидверные «Пежо», в которые втискиваются восемь человек, а на крышу кладут множество тюков, очень тесное и опасное средство передвижения), новых мерседесов (комфортнее, быстрее и дороже) и джипов-пикапов для езды по пистам. На микроавтобусах на 10 угия можно проехать 1.5 км, но их еще не каждый день найдешь, на «Пежо» - 1 км, это самый распространенный транспорт, на «Мерседесе» - того меньше. Но самое дорогое - это джипы. При движении по писте драйвер берет дополнительную мзду за «вредность производства» и в компенсацию поломок, которые на пистах происходят постоянно. Джип берет людей в кабину и в кузов. В кузове - 10 угия за 1 км, в кабине в два раза дороже, а альтернативы этим джипам на пистах почти нет. Места посадки в рейсовый транспорт - называется не «автовокзал», а «гараж». Автовокзалом это действительно нельзя назвать - просто большой пустырь, вокруг которого стоят машины, а по центру под пологом валяется народ на циновках. Все это выглядит грязно и нецивильно.

Автостоп в Мавритании исчезающе плох (информация устарела касаемо основных трасс. На выезде из города стоят военные-полиция: они сами ловят бесплатную машину и сами договариваются- не дают инициативы в руки. Как правило, подвозят минимум до следующего такого поста). Местные считают, что за проезд обязательно надо платить. В некотором роде они правы, потому что транспорт в этой стране не изобилен, каждое место в машине на счету, а большинство транспорта - это такси. Легковушки все деньгопросны, даже дальние грузовики (они почти все старые, с маленькой кабиной и темно-зеленые) просят денег, правда там можно давать очень мало, а можно и вообще не давать. На пистах, а также «проблемных» асфальтовых участках (типа Нема - Аюн) на автостоп не надо рассчитывать, если не хотите висеть сутками. Впрочем, даже если вы платите деньги, от зависаний вы не застрахованы. По особо глухим пистам рейсовый транспорт ходит раз в неделю, а если хотите уехать быстрее - платите в 2 - 3 раза больше. Несколько лучше ситуация с автостопом только на Западносахарской трассе. Техника автостопа в Мавритании, конечно, особая. Стоять на трассе с поднятой рукой - это совершенно ерундовое занятие. Надо ходить по деревне, наводить справки, выяснять, как обычно ходят машины, подходить ко всем грузовикам, даже если они идут в обратную сторону, и т. д. Кстати, машины в Мавритании постоянно ломаются, так что если вы застопили машину до пункта А - это еще не означает, что вы дотуда на этой машине доедете.

Поговаривают также, что в глухих пустынных районах еще ходят верблюжьи караваны . Идут караваны со скоростью пешехода. Возможность застопить караван не изучалась, но скорее всего вас попросят заплатить за собственное пропитание.

Деньги и цены

Местная валюта - мавританская угия. 1 евро = примерно 400 угия, 1 рубль = примерно 10 угия.

Угия необычна тем, что делится всего на пять хумов. Но этих хумов все равно никто в глаза не видел. Реально попадаются монеты в 5, 10 и 20 угия и купюры в 100, 200, 500, 1000 угия. Более крупных купюр нет, и это неудобно при обмене больших сумм. Угия не является СКВ и ее не берут в банках соседних стран. Инфляции не существует. Обмен денег не представляет проблемы, но надо долго торговаться, чтобы получить выгодный курс. Меняют в Нуакшотте и на границе. Евро менять выгоднее, за доллары бывает плохой курс. В банках можно только купить, но не продать угия, но это не проблема, потому что обмен с рук широко распространен и не карается. Официально угия запрещена к ввозу и вывозу, но это не проверяют. Банкоматы есть только в Нуакшотте и принимают только карты Visa. Western Union есть много где, но в маленьких городках обычно они направляют запрос в Нуакшотт и перевод идет несколько дней.

Цены в Мавритании довольно средние относительно региона, дешевле, чем в Мали и Сенегале. Обед в кабаке - 500-600 угия, поллитра биссапа - 50 угия, проезд на самом дешевом общественном транспорте - 10 угия за 1.5 км, час интернета - 250 угия, плащ «бубу» среднего качества - от 6 до 8 тыс. угия.

Информация и связь

Междугородних телефонов много повсюду. Интернет проник во все крупные города и некоторые мелкие, но все-таки он есть не везде и часто нет франкоязычной вывески. Цены общеафриканские, существенно дороже, чем в Марокко.

В интернете довольно много информации по стране, в основном по-французски. Науке известен только один специальный путеводитель по Мавритании из серии Le Petit Fute (на французском). Он продается в Нуакшотте. Также описания Мавритании есть в путеводителях по Западной Африке из серий Lonely Planet, Rough Guide (на английском) и Routard (на французском). Их в Нуакшотте нет. В Нуакшотте два книжных магазина, они располагаются рядом на Avenue Charles de Gaulle. Там есть путеводители (не только по Мавритании, но и по другим странам) и краеведческие книжки - все это на французском, а на английском почему-то только женские романы.

По стране

Нуакшотт

Мадридский перекрёсток в Нуакшоте

Ударение на последний слог. Столица и крупнейший город Мавритании (700 тыс.), крупнейший город в пустыне Сахара. Был построен вскоре после независимости, в 1961 г., на месте крошечной деревушки посреди пустыни. В Нуакшотте нет даже оазиса. Совсем рядом с городом бродят песчаные дюны, а обочины улиц занесены песком так, что сложно передвигаться. Восприятие города зависит от того, откуда в него въезжать. Если с севера - Нуакшотт покажется совершенно диким, пыльным и нецивильным городом. Если с юга - то это форпост цивилизации и вообще почти Марокко. На самом деле Нуакшотт со своими относительной цивильностью и относительной дешевостью - отличное место для остановки перед Черной Африкой. В Мали, например, таких приятных городов нет. Красивых домов и каких-то особенных мест в городе нет. Планировка перпендикулярная, ориентироваться нелегко, потому что все районы друг на друга похожи, а местность совершенно плоская. Помогают две мечети: саудовская в центре города и марокканская на юге. Море находится всего в 5 км от города, но сам город на море не стоит. В самом центре - базар, рядом с ним правительственные здания. На севере - район вилл и посольств. Городской транспорт - только такси, но они недорогие. Автовокзалов три: на Нуадибу, на Россо и на Атар / Нему. Они находятся у соответствующих выездов из города. Посольство Сенегала находится к северу от центра, на главной улице Avenue Charles de Gaulle. Как и прочие сенегальские посольства в Африке, оно не выдает виз россиянам само, а отправляет запрос в Дакар, а когда придет ответ - никто не знает. Посольство Мали - к северо-западу от сенегальского, близ стадиона. Говорят, что это посольство, как и другие посольства Мали, спокойно выдает визу в день обращения за 30 евро. Посольство России - недалеко от центра, свойства его неизвестны. Там же и марокканское посольство, россиянам бесполезное, ибо Марокко безвизово. Нуакшотт - наверно, самый простой город мира, чтобы поменять деньги. В городе огромное количество менял, которые атакуют белых людей, зазывают их в свои лавки, а иногда просто сидят на перекрестке, а на коленях держат чемодан с деньгами. В меняльных конторах могут взять франки сефа и дирхамы, но их выгоднее менять на границе. В Нуакшоте можно найти вписку через Хоспиталити, есть пара человек, которые охотно впишут.

Нуадибу

одна из центральных улиц Нуадибу

Ударение на второй слог. Бывший Порт-Этьен. Второй город страны и крупнейший порт. Находится на мысу, всего в 5 км от марокканской границы. Достопримечательностей нет. Чище и цивильнее, чем Нуакшотт (неужели?). Ж/д вокзальный комплекс сейчас находится на въезде в город, включает здание вокзала,кассу,магазин,зал ожидания. В Нуадибу большой рыбный порт и много русских рыбаков, иногда летает чартер в Россию Аэропорт. Бюджетная гостиница одна - baie du levier - в центре, в районе полиции. Ночевать в Нуадибу удобно в построенном, но неиспользуемом здании автовокзала вблизи единственного выезда на трассу(это,видимо как раз про жд вокзал). Там рядом еще гостиница и магазин, в котором торгует продавец, немного знающий русский язык.

Адрар

Пейзаж в Адраре

Гористый район в пустыне вокруг города Атар, в котором расположены несколько оазисов. Не путать с алжирским Адраром! Адрар - самый главный туристический аттракцион страны. Интересные места таковы.

Атар - крупнейший город Адрара, экс-столица Мавритании. Тут концентрируются всякие гостиницы, гиды и интернет. Недалеко от Атара находятся Азуги (руины крепости и мавзолей) и Тержит (единственное в пустыне озеро).

Шингетти - самый знаменитое место Мавритании. Старинный полузаброшенный город, считается святым городом ислама, но немусульман туда свободно пускают. Сохранились старый квартал, мечеть и библиотеки с древними манускриптами. Ехать от Атара 80 км по писте. Из Атара в Шингетти есть две писты. Вторая - более заброшенная и длинная, но более красивая и проходит через некую пещеру с первобытными рисунками. От перевала на южной, короткой писте отходит священная писта на Тиджикжу, по которой, как говорят, ничего не ходит.

Уадан - еще один полувымерший старый город, стоит на горе. Находится километрах в 80 - 100 от Шингетти. После Уадана писта идет на восток аж до самого Тауденита (Мали), но там нет ни городов, ни деревень, и возможность пройти без своей машины под сомнением.

Бир-Могрейн

На некоторых картах - Бир Ум Грайн. Маленький шахтерский поселок на самом севере страны. При других обстоятельствах стал бы большим транспортным узлом, ибо здесь сходятся трассы на Марокко и на Алжир. Но дорога на Марокко закрыта (вроде бы как), а на Алжир мало кто ездит. Говорят, что сам поселок и территория вокруг него контролируются «Полисарио».

Монолиты

Близ железной дороги между Нуадибу и Шумом (50 км к западу от Шума) стоит монолит Бен-Амера - второй по величине камень в мире. От ближайшей остановки поезда (именно остановки, а не станции - он прям посреди пустыни останавливается) можно дойти пешком. Берите воду - не факт, что в этом районе живут люди, а поезд только раз в день ходит. Рядом есть еще несколько больших монолитов.

Аргенский Берег (Banc d’Arguin)

Единственный нац. парк Мавритании, весной и осенью там собираются на отдых перелетные птицы. Вытянут вдоль берега между Нуакшоттом и Нуадибу. Поворот на рыбацкую деревеньку находится примерно в 100 км от Нуакшотта, на перекрестке нет нас. пунктов, но есть указатель. Пермиты для парка вроде продают в Нуадибу за дешево.

Нема

Город, в котором кончается «Дорога надежды». До Нуакшотта 1100 км. Рядом небольшая горная цепь. Типичный пример современного мавританского города-деревни. Гараж находится в самом центре. Делится на две секции - рейсовую и дальнобойщицкую. Дальнобойщики дружелюбные, ночевать лучше у них. Интернет-кафе есть, находится напротив комиссариата, но замаскировано. Транспорта на Тимбедру и Аюн немного, почти исключительно такси. На Нару писта отходит от асфальтовой дороги там, где кончается город. Транспорта мало: одна рейсовая в день (до границы, а не до Нары) и грузовики пару раз в неделю. Буржуйские автотуристы здесь проезжают редко. На Уалату еще меньше транспорта.

Уалата

Древний город в 80 км от Немы. Ударение на первый слог. Говорят, что здесь необычной формы двери домов и вообще симпатичный город. Попасть затруднительно, машины из Немы редки. Известны люди, вышедшие из Уалаты по писте на восток и дошедшие таким образом до реки Нигер. Пройти так возможно, но затруднительно и требует больших денег, если не хотите в каждом поселке по пути неделю ждать регулярного буш-такси (прямых там нет).

Тиджикжа

Еще один древний город в пустыне. Сохранился старый квартал и мечеть. В 35 км к северу на горе стоит древний город Рашид, в котором сейчас вроде никто не живет.

Киффа

Грязноватый достаточно крупный город. Трасса в центр не заходит, проходит чуть южнее. Есть такси (ОТ) по городу. Ничего особо примечательного. В центре есть копицентр.

Аюн Аль Атрус

Центр скалолазания. Скалы достаточно девственны и разнообразны. Трасса в город не заходит. Ответвление в сторону Мали -Ниоро дю Сахель - после круговой развязки. Есть реклама отелей, значит они должны быть

Тишит

Ближайшее цивильное место к Тишиту - это Тиджикжа (255 км). Почти город-призрак, здесь живет меньше тысячи человек, а когда-то он тоже был богат и цивилен. Красивые декоративные дома в старом городе.

Кумби Салех

Бывшая столица империи Гана. Когда-то был крупным и цивильным городом, но несколько веков назад был полностью заброшен. Раскопки города начались, но были прерваны. Вокруг этого места нет ни одного поселения, но оттуда недалеко до писты Тимбедра - Нара (65 км от Тимбедры), по которой несколько раз в неделю ходят джипы, что делает возможным попадание без своей машины.