Электронное обучение реальность и перспективы. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в россии

Тема: Электронное обучение: состояние, проблемы, перспективы.

Курамшина Гульназ Халиловна,

учитель начальных классов МОБУ СОШ с. Старосубхангулово.

Электронное обучение включает в себя все формы методик и инструментов образования, где процесс передачи знаний и навыков обеспечиваются новыми электронными технологиями, в том числе компьютерами и Интернетом. Процессы электронного обучения включают веб-обучение, компьютерное обучение, обучение посредством виртуального окружения и мультимедийного содержания – текста, анимации, потокового видео и звука. Электронное обучение включает всё больше разнообразных форм, таких как дистанционное образование, дистанционное репетиторство, классные и внеклассные занятия, разные виды совместной работы, в том числе с инструктором или интерактивными объектами, такими, как классная доска.

Современная школа опирается в своей работе на электронную среду в образовательной и управленческой деятельности. В современных условиях информатизации образования происходит процесс более ранней интеграции компьютерных технологий в образовательный процесс начальной школы. Одна из важнейших задач современного учителя начальной школы – это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. В соответствии с ФГОС результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования должны быть умения по использованию средств информационно-коммуникационных технологий для решения познавательных задач; овладение учащимися различными способами поиска информации. Компьютер и информационные технологии помогают учителям начальных классов в организации образовательного процесса. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

  1. развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  2. перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися;
  3. активизировать познавательную деятельность учащихся;
  4. проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  5. индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Данная технология эффективна на любом этапе урока: при объяснении нового материала, при закреплении, на этапе контроля усвоения пройденного материала.

Интенсивное развитие вычислительной техники, а вместе с этим и программного обеспечения на сегодняшний день предъявляет совершенно особые требования к подготовке педагогов, как в практическом, так и в теоретическом планах. Ведь преподавателю, дающемуся на использование мультимедиа средств на уроке, не следует думать, что с появлением компьютера и проектора в классе произойдет чудо. В образовании чудес не бывает, как в любой практической сфере деятельности. Действенный инструмент в неумелых руках приобретает обратные свойства, начинает мешать и запутывать. Применяя компьютер на уроке, следует реально отдавать себе отчет в том, какая преследуется цель и какие средства для ее реализации необходимо привлечь.

В своей работе стараюсь максимально полно использовать средства ИКТ на уроках и во внеурочное время. Для лучшего усвоения программного материала необходима тренировка. Дети с удовольствием занимаются на электронных тренажерах по русскому языку, математике. Занятия проходят увлекательно, дети в непринужденной обстановке отрабатывают необходимый материал.

Много времени всегда тратится у учителя для приготовления различных тестов, карточек для диагностики и контроля знаний учащихся. С приходом компьютерной техники эта работа перестала доставлять проблемы, так как можно напечатать тест, отсканировать готовую проверочную работу. Тексты контрольных работ теперь находятся у каждого ребенка на парте.

Учитель, решающий вопрос о применении компьютера в начальной школе, должен чувствовать, где и в чем компьютер может быть полезен. Компьютер – хороший инструмент, но он влияет на здоровье и нервную систему ребенка. Ученику начальной школы нельзя работать за компьютером более 20 минут. Поэтому нужно использовать эти 20 минут с наибольшей эффективностью. Очень важно для учителя уметь выбирать приоритеты обучения и развития ребенка на каждом возрастном отрезке. Современный компьютер в школе становится средством обучения, у которого педагогические возможности превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Современное программное обеспечение позволяет использовать как готовые программы, так и составленные самим учителем. Для этого совсем не обязательно быть программистом, достаточно владеть компьютером на уровне пользователя. Учителя нашей школы используют знания и умения в области информационных технологий, разрабатывают презентации, дидактические и методические материалы по поддержке уроков окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения.

Считаю, что применение компьютера для обучения школьников – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдает им себя. Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, в своей работе использую метод проектов. В ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык. На различных уроках и самостоятельно дома или во внеклассной работе выполняются задания, предложенные учителем или придуманные самими учениками. Это могут быть и наблюдения за окружающим миром, и рисование увиденного, и составление рассказов, загадок, стихотворений, и выполнение аппликационных работ. Проект дает учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ее анализ, обобщение. К такому виду проекта мы отнесли работу «Лесные опасности», в котором ученики собрали интересные материалы об опасностях, которые подстерегают в лесу и дают советы как эти опасности избежать.

Интересно и динамично проходят уроки-презентации, когда весь ход урока представлен в виде слайдов. Это и объяснение нового материала, и закрепление пройденного. Уроки русского языка и математики, литературного чтения и изобразительного искусства дети ждут с нетерпением, если на уроке будет компьютер.

Вместе с учениками активно внедряю информационную технологию при подготовке к различным внеклассным мероприятиям, праздникам. Классные часы, родительские собрания, утренники не обходятся без компьютера: презентации, слайды, песни под караоке, просмотр мультфильмов и фрагменты фильмов.

Применение ИКТ позволяет создать эмоциональный настрой и развить эмоциональный интерес к предмету, организовать самостоятельную работу учащихся, реализовать дифференцированный подход, развивать творческий потенциал учащихся, логическое мышление, навыки самоконтроля, обеспечить учащихся учебно-методическими материалами, дидактическими и раздаточными средствами обучения и контроля знаний.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по накоплению материала, по разработке и усовершенствованию методики внедрения Информационную Техологию, поиску оптимальных методов и форм их осуществления.

Спасибо за внимание!


Эволюция технических средств компьютерных телекоммуникаций, масштабных компьютерных сеток и свежих информационных технологий водят к ускоренному развитию системы дистанционного образования, функционирующем в общем образовательном пространстве. Итак, существует ряд объективных социально-экономических посылов этого динамического становления дистанционного образования:

  • - присутствие прогрессивной технической базы;
  • - низкая стоимость образования;
  • - рост количестве обучаемых;
  • - рост необходимости в образовании;
  • - рост количества образовательных учреждений, исполняющих подготовку с внедрением нестандартных образовательных технологий.

В последнее время существенное становление не столько в России заполучила мысль технологизации и информатизации как существенного средства улучшения образовательной системы и обеспечивания прогресса сообщества в общем. В прогрессивной педагогике с информатизацией образования связывают настоящие полномочия возведения открытой системы образования, дозволяющей любому человеку подобрать собственную свою линию движения изучения. Также способности коренного перемены технологии получения новейшего познания при помощи наиболее действенной организации познавательной работы обучаемых в процессе учебного процесса на базе этого наиглавнейшего дидактического качества компьютера, как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности с помощью программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ. Главную роль в развитии электронного преподавания, окончательно, поиграл Интернет. Электронное обучение выделяет образовательным учреждениям вероятность увеличить продуктивность, понизить уровень издержек, связанных с проведением занятий, значительно улучшить процесс размена познаниями и довести до минимального количества затраты на изучение. Использование электронных технологий изучения даст возможность:

  • * расширить диапазон образовательных услуг отличных потребительских качеств, предоставляемых учреждением и обеспечить его постоянство с эпизода планирования учебного курса до его окончания;
  • * увеличить результативность экзаменов;
  • * увеличить притягательность изучаемого материала с помощью совершенствования условий получения образования;
  • * расширить полномочия профессионального подъема и увеличения квалификации преподавателей;
  • * дать воспитателям больший простор для исследования навыка сотрудников и прохождения переподготовки;
  • * понизить учебную нагрузку;
  • * обеспечить наиболее действенное и своевременное обновление и распространение обучающих ресурсов, также прирастить их доступность;
  • * обеспечить непрерывность изучения учащихся с помощью снятия пространственных и временных ограничений;
  • * обеспечить индивидуальный график работы воспитанников и список учебных курсов с учетом их интересов в масштабах образовательного эталона;
  • * проводить промежную и итоговую аттестацию в форме испытания;
  • * увеличить эффективность обратной взаимосвязи для преподавателей и учащихся и т.п. .

В сложившихся критериях одним из направлений улучшения дистанционного образования делается его стандартизация, призванная непременно обеспечить унифицированный общегосударственный уровень притязаний к подготовке специалистов. Это обусловлено, во-первых, задачами формирования и сохранения в стране единого образовательного пространства; так же, потребностью вхождения России в интернациональное образовательное объединение. В месте с тем, в научно-методической, историко-педагогической литературе мало уделено внимание свету вопросов, связанных с приведением методической системы дистанционного образования на дидактическом и методическом уровнях к наиболее адекватному соответствию с главными закономерностями процесса образования, т.е. возврату педагогике ее инструментальных основ. Возможно выделить последующие противоречия в имеющейся системе образования:

  • · между введением в педагогическую практику образовательных учреждений ДО и неудовлетворительной разработанностью теоретических основ;
  • · между действиями стандартизации, технологизации и информатизации в идущем в ногу со временем образовании и передовым состоянием процесса проектирования педагогической системы дистанционного образования;
  • · между нуждою модернизации методической системы дистанционного образования и консерватизмом передового педагогического сознания;
  • · между востребованностью в разработке инструментальной модели дистанционного образования и отсутствием практического её воплощения.

Данное содействует наиболее основательному изучению учебных дисциплин по профессии, увеличению педагогического умения грядущих преподавателей, овладению свежими познаниями, умениями, умениями и компетенциями. Также развитию критического мышления. Например, с задачей реализации электронного преподавания в общеобразовательных учреждениях мегаполиса грядущие воспитатели знакомы «хорошо». Во многом образовательные учреждения технически сносно обустроены. Почти во всех классах есть всевозможные ТСО, компьютеры (в том числе и с вероятностью выхода в систему Сеть интернет) электронные доски и мультимедиа проекторы. В критериях глобальной школы данное восоздает вероятные способности исправить ситуацию индивидуализации преподавания. Обнаруживается вероятность воплотить главные притязании доктрине усвоения, предоставляя любому ученику информацию в том облике, который подходит текущему шагу усвоения. Спасибо совмещению дидактических функций информирования и отработки, устраняется разрыв между теоретически вероятным уяснением учебного материала и ее реальным усвоением. Прогрессивные средства информационных технологий дают возможность использовать при обучении многообразные формы представления материала: вербальные и образные. Компьютерные обучающие программы могут помочь учениках поглубже и прытче усвоить учебный который был использован, а наставник получает вероятность наиболее практически сразу осуществлять контроль успеваемость и ступень усвоения материала. В настоящее время все наиболее обширное распространение получают эти разновидности информационных услуг как: электронная почта, телеконференции, пересылка данных, гипертекстовые среды, ресурсы глобальной сети, видеоконференции и другие. Тогда как, вместе с превосходством компьютерных технологий появляются и трудности. Исключительно важная - невсеобъемлемость ресурсов средние учебные заведения (особо в применении Сети интернет, качество каналов взаимосвязи и др.). Минимум трудоемкое задачей считается психологическая и педагогическая неподготовленность учительского состава. Мы имеем необходимость в прогрессивной школе, она - в идущих в ногу со временем профессионалах, учителях, способных живо осваивать технические новшества и мотивированных на наибольшее внедрение разных средств в учебно-воспитательном процессе. Данную проблему усугубляет отсутствие достаточных перемен в учебных программах, способах и дидактических приемах изучения. Методические нюансы электронного изучения отстают от становления технических средств. Основной массы из их перекрыты, собственно не дозволяет учителям и ученикам вносить перемены и применять некоторые фрагменты для собственных исследований. Совместной неувязкой электронного изучения кроме того считается творение и действенное внедрение информационно-образовательной среды на базе ИКТ, в следствии этого процесс его становления не прекращается и всячески модернизируется. Как следует из вышесказанного, возможно устроить вывод про то, что использование в общеобразовательных школах электронных технологий изучения благосклонно сказывается на психолого-педагогическом нюансе образовательного процесса, такого как содействует развитию персональных ресурсов, учащихся и учителей, сформировывает умения целеполагания, самостоятельного мышления, инициативность и обязанность за производимую работу. Также понижает психологические перегрузки на учеников и учителей в ходе обоюдного обмена познаниями. Хотя процесс данный пребывает в стадии развития и настоятельно просит к себе пристального внимания и последующего становления.


Загородняя Елена

E-learning развивает инновации

«Технологии электронного обучения: реальность и перспективы» - международная конференция на эту тему состоялась 15-16 октября в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Мероприятие собрало ведущих экспертов в области образовательной политики, представителей крупнейших компаний, ректоров вузов России и стран СНГ.

Применение технологий электронного обучения (e-learning) в России уже перешло в рабочую плоскость. Однако отечественное образование до сих пор значительно отстает в этой области от многих зарубежных стран. Во многом это связано с отсутствием активной поддержки государства. В этой связи показателен опыт Франции. По развитию Интернет страна занимала одно из ведущих мест, но по его использованию в социальной жизни – одно из последних. При поддержке правительства Франции был реализован проект, в ходе которого 100% учебных материалов были переведены в электронную форму. По результатам официального эксперимента, проведенного в стране, использование электронных курсов обеспечило одинаковый уровень усвоения знаний, независимо от первоначального уровня обучающегося и социального статуса его родителей.

Электронное зарубежье

Об опыте применения e-learning в Финляндии рассказала руководитель проектов Финского онлайнового университета прикладных наук Тейя Лехто. В стране работает Федерация по единой идентификации, благодаря которой студенты имеют единый логин и пароль для бесплатного доступа к электронным курсам финских университетов. В частности, Финский онлайновый университет прикладных наук располагает базой из более чем 680 курсов. Г-жа Лехто призналась, что заинтересована в организации совместного обмена электронными курсами между российскими и финскими студентами. В Европе, отметила она, готовы к сотрудничеству с российскими электронными университетами. «Я вижу, что e-learning в России динамично развивается. Вы несколько лет этим занимаетесь и поэтому являетесь уже надежным партнером. МЭСИ я оцениваю как современный европейский университет».

Одним из мировых лидеров использования информационных технологий в образовании в настоящее время является Республика Корея. В январе 2004 года в стране был издан закон о развитии e-learning индустрии, и сегодня e-learning выступает как катализатор всех образовательных инноваций. «E-learning выходит за рамки технологий и преимуществ. Мы имеем дело уже с u-learning – всепроникающим электронным обучением», - сказал на конференции экс-президент Информационной службы Кореи по образованию и научным исследованиям (KERIS) др.Дэ-Джун Хван. Сегодня Корея занимает 5,9% на мировом рынке e-learning. Для сравнения: доля США составляет 79%, ЕС – 16%, Японии – 5,5%. 100% корейских школ подключены к Интернет. В начальной и средней школе реализован проект Кибер-дом (почти 3,5 млн.слушателей). 970 институтов Кореи (5,1% от всех образовательных учреждений) используют в обучении e-learning «в чистом виде». 21% всего корпоративного обучения страны (более 1 млн. слушателей) реализовано через применение e-learning. По результатам исследований, 61,7% слушателей удовлетворены обучением.

Познаем в сравнении

На данный момент первое место в Европе по внедрению электронного обучения занимает Великобритания: 60,2% преподавателей используют компьютеры в классе. В общем по Европе этот показатель составляет около 40%. В России, по результатам исследований компании Microsoft, Windows в своей деятельности используют 80,1% преподавателей. 73% опрошенных испытывают потребность в использовании ИКТ. 74,9% респондентов считают, что ИКТ повышают эффективность обучения. Студенты же заявляют следующее: «Только 14% моих преподавателей позволяют мне при помощи технологий создавать что-то новое, 63% никогда этого не делают».

При этом простое добавление технологий к классическому образованию не делает революцию. «Необходима глубокая интеграция по всем направлениям: нужна новая педагогика, трансформация людей, методик, организации учебного процесса», - отметил проректор по координации международных проектов МЭСИ Александр Хвилон.

Что еще тормозит развитие e-learning в нашей стране? По мнению участников конференции, это отсутствие контента и нормативной базы оценки качества электронного обучения. Еще одно немаловажное обстоятельство – необходимые инвестиции. Средние первоначальные вложения для внедрения электронного обучения составляют 100 млрд. рублей. Создание одного курса стоит 0,9 млн. рублей и занимает более 100 часов. Снизить затраты, ускорить процесс внедрения, использовать накопленный и обогащенный опыт позволяют готовые решения: электронные курсы, электронные университеты «под ключ», подключение систем автоматизации библиотек. Массовому распространению знаний способствует идея превращения университетов в знаниевые парки, согласно которой только 30% доходов вузам приносит образовательная деятельность, а 70% - знания, созданные для дальнейшего продвижения. В МЭСИ знаниевый парк существует уже 3 года. «Внедренная в вузе система управления знаниями второй версии и технологии Web 2.0 открывают возможность генерации знаний для малого, среднего и частично для крупного бизнеса», - рассказал научный руководитель МЭСИ Владимир Тихомиров.

Нужды работодателей

Российский бизнес нуждается в специалистах, которые способны осуществлять непрерывное самообразование – к такому выводу пришли участники конференции. Дефицит кадров в области ИК отметил исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев. «В российской ИТ сфере заняты 1 млн. человек - 1,3% от трудоспособного населения. Для сравнения: в США – 3,8%, в Германии – 3,4%. Согласно исследованию АПКИТ, вузы удовлетворяют потребность в кадрах менее чем на 40%». Необходимо обучение и повышение квалификации специалистов на рабочих местах. Однако посадить за парты даже половину работающего контингента невозможно. Единственно возможным решением является применение технологий e-learning. Они дают возможность обучаться автономно и в собственном ритме, учитывать индивидуальные потребности при разработке контента и быстро (в течение 1-2 часов) его корректировать. «Это становится особенно актуальным в эпоху, когда бизнес осуществляется «со скоростью мысли», - сказал Владимир Тихомиров. - Информационные технологии революционизировали не только бизнес, но и образование, наиболее эффективно развиваясь в образовании взрослых». Философия обучения в течение всей жизни получает продолжение в формате e-life-long-learning и требует становления новой науки об образовании взрослых - электронной андрагогики.

Подводя итоги конференции, участники пришли к выводам о необходимости изменения процедуры лицензирования российских вузов, применяющих электронное обучение. Развития требуют современные методы и средства электронной педагогики. К широкому использованию рекомендованы технологии Web 2.0, технологии управления знаниями, социальные сети. Остро стоит вопрос интеграции российского образования в мировое образовательное пространство. Для этого необходимо подключение к международным университетским сетям, создание открытых международных образовательных ресурсов. Решение этих вопросов требует совместных и скоординированных действий властей, системы образования, бизнес-сообщества, общественности.

Ответом на возросшие требования к системе образования стало появление концепции открытого образования. Глобальной целью открытого образования является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.

Перспективы и проблемы развития электронного обучения

Сайфуллина Д.Х.., учитель информатики

МОУ СОШ № 54, г. Уфа

Мы живем в новой эпохе, где наша жизнь становится все более зависимой от информационных технологий. Многие изменения, происходящие в нашем мире, связаны именно с появлением и развитием информационных технологий. И образование не является исключением. Если оценивать наиболее значимые изменения, произошедшие за последние десять лет в образовательной индустрии, то большинство из них связаны с повсеместным внедрением информационно - телекоммуникационных технологий в учебный процесс.

В современных условиях дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: телевидения, Интернета, компьютерных программ. Компьютер стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. И традиционные методики и средства обучения теряют свою значимость и оказываются недостаточными для выполнения повышенных требований к уровню подготовки выпускников высшей школы. Высокие темпы научно-технического прогресса приводят к быстрому устареванию знаний специалистов. И таким образом, современному человеку просто необходимо постоянно обновлять свои знания, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения своих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания. А это обусловливает необходимость продолжения для них образовательного процесса на протяжении всего активного периода жизни. Но нюанс в том, что сам процесс обучения в этом случае должен осуществляться без отрыва от основной работы, и не создавать проблем в производстве.

Так же не секрет, что в некоторых школах (особенно в маленьких городах и селах) не хватает квалифицированных преподавателей, и уровень обучения не всегда соответствует тем требованиям, которые потом будут предъявляться к их выпускникам, поступающим в вузы. И многим просто необходимо восполнять эти пробелы в знание самостоятельно. А для этого, наряду с печатными учебными материалами необходимы электронные ресурсы, использование которых значительно ускоряет процесс поиска нужных сведений, расширяет выбор источников информации.

С процессом развития информационных технологий связаны и интенсивные процессы становления новой образовательной формы, идущей на смену классической. В основе ее лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. Традиционная форма обучения начинает терять свою значимость, т.к. она не учитывает растущую потребность непрерывного развития человека в динамично меняющемся современном мире.

Ответом на возросшие требования к системе образования стало появление концепции открытого образования. Глобальной целью открытого образования является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества. Реализация принципов открытого образования приводит к качественным изменениям во всех элементах педагогической системы, включая характер самого знания, формы и методы организации образования, роль преподавателей и учащихся в учебном процессе.

Следовательно, сегодня все большую популярность приобретают технологии электронного обучения (e-learning). Решающую роль в его развитии, конечно, сыграл Интернет. Острая нехватка времени вынуждает нас использовать для получения новых знаний любую свободную минуту: перерыв на работе, вечерние часы, выходные и праздничные дни, поэтому люди все чаще обращаются к “нетрадиционным” педагогическим методам, приобретая учебные программы на базе CD-ROM, научно-популярные видеофильмы, осваивая принципы электронного обучения через Интернет.

Схематично, этапы развития обучения с использованием компьютерных технологий можно представить следующим образом:

1) курсы на базе CD-ROM;

2) дистанционное обучение;

Дополнительное профессиональное образование, реализуемое посредством электронного обучения, является востребованным для многих социальных групп населения.

В чем же его преимущество?

Электронное обучение дает возможность повысить продуктивность, снизить уровень затрат, связанных с проведением очных занятий, улучшить процесс обмена знаниями, качество знания и довести до минимума расходы на обучение. Оно дает возможность обучаться людям без ограничения по возрасту, статусу, и людям по каким-то причинам или комплексов, потерявших желание учиться в общественных местах.

А также специалисты, нуждающиеся в повышении своей квалификации, стремящиеся найти или сменить профессию без отрыва от работы, люди с ограниченными физическими возможностями, которым средства электронное обучение позволяют получать образование, не выходя из дома. С помощью комплексных программ электронного обучения могут приобрести новую специальность молодые мамы в декретном отпуске, работники промышленных предприятий, работающие в посменном режиме, военнослужащие - контрактники, люди, находившиеся в столь отдаленных местах, школьники из маленьких сел и т.д.

Помимо решения своей первоочередной задачи - обучения на расстоянии посредством Интернет - e-Learning также является отличным дополнением очной формы обучения и может служить хорошим подспорьем для повышения качества и эффективности традиционного обучения. Благодаря электронному обучению, многие люди начнут новую жизнь, открывая для себя новые возможности. Это поможет развиваться людям всесторонне, используя свое свободное время целенаправленно, попробовать себя в различных областях. Электронное обучение в школах даст возможность ученикам, которые пропустили занятия по болезни или по иным причинам, а также во время введенного карантина в школах, самостоятельно изучить материал, и тем самым не допустить отставания по учебному плану. Детям, желающим изучить какие-то предметы более углубленно, можно предложить дополнительно электронный вариант обучения.

Сегодня в России спрос на онлайн-обучение растет, но при этом существуют и ряд определенных проблем.

Самой серьезной проблемой будет большая разница в уровне подготовки слушателей. Недостаточно подготовленные обучающийся людей перестают усваивать материал или просто бросают. При этом еще необходимо разработать гибкую систему оценки, которая учитывала бы уровень подготовки слушателей.
Безусловно, преподаватель, используя технологии электронного обучения, может обучить большее число студентов. Но в то же время нельзя забывать о том, что при традиционном процессе обучения «лицом к лицу», преподаватель имеет необходимую для обучения обратную связь сразу же, реагирует на нее, в случае чего перестраивая учебный материал, имеет возможность делать на глазах студентов этот материал более доступным. Поэтому необходимо следить за тем, чтоб электронные курсы были качественными, и постоянно обновлялись.

Очевидно, что электронное обучение - это не временное увлечение, поэтому уже сегодня нужно начинать думать о комплексном решении перечисленных проблем. Вероятно всего, что онлайн-курсы станут очень популярны, как в качестве первичного источника знаний, так и в качестве дополняющего. Но все же одно можно сказать с уверенностью: онлайн-обучение предлагает невероятные возможности для учебных заведений, которые смогут по-новому развить процесс обучения, привлечь большее количество людей, желающих обучаться, и замедлить рост стоимости и качества образования.

В заключении хочется сказать, что развитие информационных технологий помимо очевидной пользы приносит и вред, порождая совокупность взаимосвязанных проблем, для решения которых приходится чем-то жертвовать. Несмотря на все эти плюсы и минусы, надеемся, что мы все-таки сумеем найти ту золотую середину для эффективного и качественного обучения нашего населения, что позволит нам идти в ногу со временем…

Литература:

  1. Павлов А.П. Новые информационные технологии в высшем образовании США и России // Информационные технологии и образование - М., 1996 - с. 64-82.
  2. Cуворов А.Е. Телекоммуникационные системы, компьютерные сети и Интернет.-Ростов на Дону, Феникс, 2007.-387 с.
  3. Строганов М.П. Информационные сети и телекоммуникации. М.:Высшая школа,2008.
  4. Электронное обучение: инструменты и технологии/ У. Хортон, К. Хортон, М: Кудиш-образ, 2006.
  5. Открытое образование: предпосылки, проблемы, тенденции развития / Под ред.В.П. Тихомирова // М: Изд-во МЭСИ, 2000.

Эссе на тему «Перспективы развития электронного обучения в моей школе»

Асалханова Любовь Михайловна

учитель географии и биологии

МАОУ«СОШ №2 с УИОП г. Улан-Удэ»

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Электронное обучение – предполагает разные формы и способы обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Электронное обучение радикально изменило обучения. Сегодня электронное обучение находится на высокой ступени развития, поэтому на рынке представлено множество форм онлайн обучения и образования. Существуют такие формы как «Быстрое онлайн обучение» (с помощью PowerPoint и Flash технологий), моделирование работы с приложениями, моделирование бизнес-процессов, использовать анимированных персонажей, аудио, видео, и еще много других интерактивных элементов учебного процесса. Во многих средних школах Интернет активно используется для раздачи материалов для занятий, общения между учителями и учениками, а также для распространения ключевых тренинговых инструментов.

Электронное обучение - это обучение с использованием компьютеров и компьютерных сетей. В отличие от дистанционного обучения (например, с отправкой материалов по почте), электронное обучение использует все преимущества современных настольных ПК: графику, звук, трехмерные сцены и анимации, виртуальные тренажеры и т.д.

В отличие от компьютерного обучения (CBT, computer-based training, когда пользователь работает один на один с ПК), электронное обучение подразумевает использование сетевых возможностей: передачу результатов обучения, возможности совместной работы, консультаций и обсуждения, обмен опытом.

На мой взгляд, применение электронное обучение будет давать положительный эффект в рамках школьного образования среди учащихся старших классов. Исходя из этого, рассмотрим как может использоваться электронное обучение в учебном процессе школы подробнее.

Как правило, учащиеся сконцентрированы в компактном районе проживания, вблизи образовательного учреждения, и географическая разобщенность и удаленность перестает быть фактором, влияющим на эффективность образовательного процесса. На необходимость применения технологии электронное обучение в школе необходимо:

Как совместное коллективное обучение с применением сетевых технологий, телеконференций, аудиочатов, что существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования.

В организация дистанционного контроля знаний учащихся.

В рамках образовательного учреждения может быть сформирована база знаний и база тестовых заданий, в результате чего унифицируется и стандартизируется процесс проверки знаний, а также делает контроль знаний массовым и постоянным.

В организации дополнительных элективных курсов.

Данная система может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. Таким образом, объединяются усилия педагогов всех образовательных учреждений, и расширяется спектр предлагаемых курсов, у ученика появляется возможность выбора преподавателя для конкретного курса.

Электронные уроки для детей, пропускающих школьные занятия по причинам болезни.

Восполнить знания учащийся может только с помощью дополнительных занятий с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. Технология электронное обучение могла бы возместить этот пробел в системе образования.

В организация школьных систем виртуального общения.

Следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием электронных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью электронное обучение в течение всей жизни.

Очевидно, что образование будущего тесно связано с развитием компьютерных технологий. Поэтому использование технологий электронного обучения в учебном процессе школы является актуальной проблемой современного обучения.

Обучение по технологии электронное обучение становится популярным, кроме того, оно имеет перспективу в развитии, поскольку с каждым днем совершенствуются телекоммуникационные технологии, играющие большую роль в применении технологии электронное обучение.

Преимущества организации учебного процесса

Для учащегося

Для учителя

Открытые информационные ресурсы.

Возможность наращивать образовательные ресурсы.

Анимационные, мультимедийные компоненты учебных материалов.

«Автоматический» мониторинг учебной деятельности студента.

Результаты обучения, определяемые самим учащимся.

Регулировка доставки учебных материалов.

Собственная скорость обучения.

Замена лекционных занятий коммуникативными формами.

Возможность ознакомиться с предыдущим опытом.

Возможность корректировки учебного процесса в соответствии с потребностями каждого учащегося.

Широкая и регулярная коммуникация с преподавателем и другими учащимися в предметном контексте.

Увеличение времени, отводимого на практические занятия, на общение с учащимися.

Хотелось бы, чтобы в нашей школе организационные и педагогические возможности электронное обучение реализовывались с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet, чат, ICQ, веб-конференции.

На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможны различные формы педагогической деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка школьников, а также педагогов друг с другом.

Список используемой литературы

1. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения; введ. 01.07. 2002. - ИПК Издательство стандартов, 2002.

2. Агафонов С. В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / С.В. Агафонов, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречман. – СПб.: «БХВ-Петербург», 2003, 336 с.

3.Демкин В.П. Принципы и технологии создания электронных учебников / В. П. Демкин, В.М. Вымятин. - Томск, 2002.

4. Хуторской А. В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению / А.В. Хуторский. - ИОСО РАО, М., 2008, 304 с.

5. Хуторской А. В. На урок - в интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года». // Под ред. А.В.Хуторского. ИОСО РАО, М., 2005, 299 с.

6. «Энциклопедия пользователя Internet» на CD-ROM фирмы «Demos».

Интернет-ресурсы:

7. Свободная энциклопедия «Википедия» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/E-learning.

8. Технология создания электронных средств обучения [электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ido.rudn.ru/nfpk/tech/t1.html