Актуальность данного исследования обусловлена тем, что пословицы. Фразы и шаблоны для исследовательской работы Скорее да, чем нет

Актуальность темы обусловлена тем, что…

Необходимость разработки темы обусловлена тем, что…

Выбор темы (объясняется, вызван) продиктован тем, что…

…Все эти обстоятельства обусловливают (всё это обусловливает) актуальность исследования.

…Вот почему особую актуальность приобретает…

…Вот почему остается актуальным вопрос…

Цель реферата – проанализировать явление, понятие (чего?), проблему (чего?).

Основные задачи реферата:

· рассмотреть (затронуть, раскрыть)…;

· сопоставить (сравнить) …;

· изучить (исследовать) …;

· выявить (выделить)… и т.д.

Примеры формулировок для предмета и объекта исследования

Предмет исследования – описание речевого портрета персонажа в очерке как одном из жанров СМИ.

Объект исследования – очерковые тексты СМИ, содержащие речевой портрет персонажа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги анализа, можно сделать вывод о том, что…

Завершая рассмотрение вопроса, хочется подчеркнуть, что…

Сопоставив различные точки зрения, можно еще раз отметить, что…

Анализ литературы по теме исследования показал, что…

Проведенное исследование показало, что…

Рассмотрев проблему (чего?), можно сделать следующие выводы….

Задание 6. Разделите текст на абзацы.

СМИ образуют одну из влиятельнейших и авторитетных сфер в стилистической системе современного языка. Язык СМИ играет важную роль как в информировании населения, так и в повышении уровня его грамотности. Отражая сложные формы речевого взаимодействия, язык СМИ оказывает сильное влияние на формирование стилистических вкусов, языковых норм. И хотя налицо положительные результаты работы СМИ в популяризации знаний о русском языке, формировании уважительного отношения к нему, всё же в газетах мы по-прежнему сталкиваемся с огромным количеством ошибок, а с экранов телевизоров часто звучит отнюдь не образцовый русский язык. Отсюда следует высокая ответственность журналистов за качество языка СМИ. Но было бы заблуждением ограничивать роль СМИ лишь трансляцией знаний, просветительством. Создаваемая ими картина мира оказывает огромное воздействие на общественное сознание. Эта картина мира предназначена для убеждения, воздействия, поэтому во многом она зависит от политических, идеологических и моральных установок адресанта. Автор невольно, а порой и вполне осознанно выражает свою оценку какого-либо факта. При этом желательной считается объективная подача информации. Отбор и функционирование языковых средств определяются особенностями бытования в СМИ текстов публицистического стиля. Они многотемны и обращены к широкой аудитории. В языке СМИ встречается общеупотребительная и специальная лексика, с помощью которой можно информировать аудиторию обо всем, что затрагивает ее интересы. Тексты СМИ избегают развернутых, на несколько сотен слов конструкций официально-делового стиля или предложений, осложненных вставными конструкциями, перечислениями, характерных для научного стиля. Синтаксис текстов СМИ отличается балансированием между разговорной непринужденностью и умеренной книжностью, так как автор стремится установить почти дружеский контакт с адресатом и в то же время сохранить позицию информатора и аналитика.



Задание 7. Найдите ошибки, связанные с формулировкой заголовков глав и параграфов.

«Культура речи в СМИ. Роль и значение речевой культуры в СМИ»

«Языковая мода и современная языковая ситуация. Понятие языковой моды»

Глава 1. Особенности языка современного делового человека

§1. Понятие делового общения

§2. Типичные ошибки в профессиональном общении

§3. Роль языка в профессиональной культуре делового человека

4 сентября 2015, 0:12

Исследование гражданско-политических установок студентов – довольно новая тема для беларуского академического контекста. Актуальность данного исследования обусловлена недостатком информации о роли университета в выборе модели политической активности и его влиянии на гражданско-политические установки студентов в Беларуси. Необходимо сразу оговориться, что доступ к объекту изучения – студентам беларуских высших учебных заведений – затруднен в силу закрытости и самоцензурирования всей сферы высшего образования.

Данное исследование было проведено на примере беларуских студентов, обучающихся вне пределов страны, в Европейском гуманитарном университете (ЕГУ). В свою очередь, проведение аналогичного исследования в отношении студентов, обучающихся непосредственно в Беларуси, представляется крайне интересной, хотя и труднодоступной перспективой для дальнейших исследований. Не менее интересным было бы и сравнение полученных в ЕГУ показателей не только со студенческими, но и общими гражданско-политическими установками в беларуском обществе.

Выбор ЕГУ в качестве поля исследования помимо доступности для автора, был также обоснован многочисленными острыми дискуссиями в течение последних лет о роли и значении данного учебного заведения для Беларуси. Вместе с тем, исследований о качестве гражданского образования в нем еще не проводилось. Не претендуя на полноту и всеохватность работы, она, тем не менее, представляет итоги проведенного эмпирического исследования.

Политическая активность и университет

Основываясь на теоретических подходах таких исследователей как Алмонд (Almond), Пауэлл (Powell), Далтон (Dalton), Стром (Strom), Луманн (Luckmann), Милбрат (Milbrath) и др., гражданско-политические установки в работе анализировались в контексте политической культуры, политической активности и процесса политической социализации.

Согласно вышеупомянутым авторам, политическая культура включает в себя политические ориентации, установки и ценности граждан по отношению к политической системе, которые, в свою очередь, усваиваются в процессе политической социализации. Политическая социализация на практическом уровне становится возможной благодаря агентам данного процесса, таким как: семья, учебные заведения, группы интересов, политические партии, социальное окружение и т.п. В зависимости от определённого типа политической культуры происходит построение соответствующей модели политической активности. Здесь же следует указать, что политическая активность позволяет эмпирически изучить гражданско-политические установки, поскольку является их проявлением.

Анализ политической активности проводился с акцентом на таком агенте политической социализации, как университет с сопутствующим ему социальным окружением. В теории предполагается, что в рамках высших учебных заведений молодые люди в процессе вторичной социализации и предлагаемой программы гражданского образования приобретают более глубокие знания о том, как функционирует политическая система и политические институты. В целом, как отмечали Вольфингер (Wolfinger), Розенстоун (Rosenstone), Най (Nie), Хьюман (Human) и другие американские исследователи, обучение может и должно оказывать влияние на гражданско-политические установки, политическое поведение, интерес к политическим событиям. Процессы первичной социализации и усвоения базовых гражданских и политических установок через таких агентов как семья, школа также безусловно важны, однако являются отдельным объектом исследований. В качестве исходной установки в работе предполагается, что в университет студенты приходят хотя бы с минимальным набором представлений о гражданском и политическом поведении, полученных, как правило, в беларуских семьях, школе и других общественных институтах.

ЕГУ как агент политической социализации

ЕГУ позиционируется в качестве единственного беларуского университета, миссия которого заключается не только в предоставлении академических знаний, увеличении роли и эффективности высшего образования, но также основывается на принятии ценностей Великой Хартии Университетов, принципах демократического самоуправления, что должно способствовать увеличению участия студентов в общественной, научной деятельности, а также созданию таких установок как: уважение и компетентность, инициативность, чувство долга и ответственность .

Согласно уставным документам ЕГУ, Университет заявляет в качестве цели укрепления открытого, демократического и основанного на знаниях общества, а также продвижение демократических ценностей . В рамках университета студенты обладают рядом формальных прав участия в академическом самоуправлении, а также организовывают и реализовывают студенческое самоуправление . Можно предположить, что все это, в свою очередь, должно влиять на выбор студентами определённой модели политической активности.

Объект, гипотезы и методология исследования

Объектом исследования стали установки и деятельность студентов ЕГУ, которые могут быть отнесены к сфере политической и гражданской активности в период с 2012 по 2015 гг. Единицами наблюдения являлись гражданские/политические установки и активности студентов университета первого – третьего курсов бакалаврских программ очной формы обучения. Как правило, студенты являются совершеннолетними, что с юридической точки зрения означает дееспособность личности, которая может принимать участие и проявлять активность в политических и гражданских процессах.

Соответственно, информацию о политической и гражданской активности студентов ЕГУ могут дать сами студенты, поэтому основным методом сбора информации стал анкетный опрос .

В рамках исследования было сформулировано две гипотезы, которые позволили бы проанализировать роль университета в выборе модели политической активности и влиянии на гражданско-политические установки.

Гипотеза №1 : Университет, посредством образовательного процесса, влияет на гражданско-политические установки и политическую активность студентов, что выражается в изменении практик их политического участия внутри и за пределами университета, степени интереса к текущим социально-политическим процессам в Беларуси и в мире, степени вовлеченности в гражданско-политические инициативы и/или объединения.

Гипотеза № 2 : Уровень активности студентов в жизни университета может соответствовать уровню активности студентов в гражданско-политической сфере.

Основными индикаторами определения студенческой активности стали:

  • участие в активностях организуемые студентами;
  • участие в публичных активностях и работе органов управления, самоуправления ЕГУ.

Кроме того, оценивались два уровня студенческой активности: (1) участие в студенческой жизни университета вне учебного процесса и (2) степень такого участия.

В свою очередь, индикаторами политической активности являлись:

  • участие в политических мероприятиях (конвенциональное/не конвенциональное участие);
  • интерес к социально-политическим процессам;
  • участие в гражданско-политических инициативах/объединениях.

По итогам исследования, все респонденты были разделены на три группы по степени участия в жизни университета:

1. Активная группа и, соответственно, высокий уровень активности;

2. Традиционная группа – средний уровень активности;

3. Пассивная группа – низкий уровень активности.

При этом, активная группа студентов обладала высшей степенью активности в публичных активностях, работе органов управления и самоуправления, а также в публичных и студенческих мероприятиях. Группа традиционной модели участия в жизни университета обладала средней (эпизодической) активностью. Группа пассивного участия демонстрировала минимальную степень активности по сравнению с двумя другими группами.

После проведенного анализа, процентное соотношение студентов от общего количества опрошенных, которое можно отнести к каждой из групп, составило: для активной – 15% ; традиционной – 51% ;пассивной – 34% .

Насколько совпадают уровни студенческой и политической активностей?

Предположение о том, что уровень студенческой активности будет соответствовать уровню гражданско-политической в ходе работы частично подтвердилось. Исходя из целей данной статьи здесь подробно не расписываются ответы в отношении уровня студенческой активности. Однако общими показателямидля определения уровня студенческой активности выступало участие в студенческих инициативах, частота принятия участия в публичных активностях и работе органов управления/самоуправления ЕГУ, а также частота принятия участия в проектах не предусмотренных программой курсов.

В свою очередь рассмотрим показатели гражданско-политической активности более подробно.

Первый показатель – уровень участия в политических мероприятиях , разделяемых на конвенциональную (выборы) и неконвенциональную (включая митинги, шествия, флешмобы и пр.) формы фактически соответствовал базовым характеристикам трёх групп.

Активная группа в наибольшей степени (50%) принимала участие в политических мероприятиях. Более частым видом политического участия здесь было неконвенциональное: митинги/шествия – 39% и флешмобы – 29%. В свою очередь, конвенциональное участие было менее частым: местные выборы – 21%, президентские – 7% и парламентские – 4%.

Для традиционной группы характерен уровень участия в политических мероприятиях ниже среднего. Только 33% студентов в ней отметили, что принимали участие в подобных мероприятиях. Неконвенциональное политическое участие называлось в данной группе наиболее часто: митинги/шествия – 39% и флешмобы – 29%. Показатели конвенциональной формы участия составили: местные выборы – 21%, президентские выборы – 7% и парламентские выборы – 4%.

В свою очередь, для студентов третьей –пассивной группы – показатель участия в политических мероприятиях составил 26%, что всего на 7% меньше аналогичного в группе традиционного участия. Т.е. пассивная группа не продемонстрировала такого низкого участия, как предполагалось.

Таким образом, в отношении распределения в выборочной совокупности: 34% студентов принимали участие в политических мероприятиях , включая митинги/шествия – 20%, местные выборы – 15%, политические/гражданские флешмобы– 14%, президентские выборы – 12%, парламентские выборы – 6%.

Диаграмма №1. «В каких политических / гражданских мероприятиях Вы участвовали? »

Другим показателем для анализа политической и гражданской активности было участие в гражданских инициативах и/или общественных объединениях . Относительно общего количества респондентов только 7,7% студентов принимали участие в подобных инициативах . Студенты отмечали, что принимали участие в: Белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО, организациях «Европейская Беларусь» и «Наш дом», Белорусском хельсинкском комитете (БХК), курсах «МоваНанова». А также указывали такие виды активностей как: участие в местном самоуправлении, волонтерство в проектах различных организаций в Беларуси и Литве.

Отвечая на вопрос об участии в гражданских инициативах, несмотря на небольшую общую долю данной активности, студенты активной модели участия продемонстрировали самые высокие результаты – 29%. При этом, 14% отметили, что их участие в общественных/гражданских инициативах началось во время обучения в ЕГУ, меньше (7%) указали, что их активность началась до поступления. Подобное распределение дает основания утверждать, что, как минимум, во временном отношении, начало участия в общественных объединениях и гражданских инициативах среди студентов активной группы началось во время обучения в ЕГУ. Это может объясняться как социальным возрастом, так и ростом интереса к подобному роду участия в процессе обучения.

В рамках традиционной группы участия только 6% студентов сказали, что участвовали в общественных объединениях и гражданских инициативах. Пассивная группа не принимали такого участия вообще.

Относительно следующего индикатора – интереса к социально-политическим процессам в мире и в Беларуси, а также общей заинтересованности в политической тематике ,общее количество положительно ответивших было высоко и составило 74% (см. табл. №1). При этом, для всех групп показатели являются достаточно высокими (выше 65%), с небольшим преимуществом среди активной группы студентов.

Таблица №1. «Интересуетесь ли вы информацией о социально-политических событиях в Беларуси и/или в мире? »

Результаты

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Таким образом, предположение о том, что степень студенческой и политической активности будут совпадать частично подтвердилось, поскольку группа студентов активной модели участия продемонстрировала свое соответствие базовым характеристикам, активно участвовала как в общеуниверситетской жизни, так и гражданских инициативах. Вместе с тем, группа традиционного и пассивного участия также соответствовали своим базовым характеристикам в отношении участия в политических мероприятиях и гражданских/общественных инициативах. Однако в отношении проявления интереса с политической сфере, они продемонстрировали достаточно высокий и фактически совпадающий в процентном соотношении с активной группой показатели. Исходя из этого, можно утверждать, что хотя участие в непосредственном политическом действии (выборах, массовых акциях, общественных организациях и гражданских инициативах) для студентов ЕГУ является не самым высоким (за исключением актива). Однако на уровне интереса к социально-политической сферы, показатели высоки.

Как университет влияет на гражданско-политические установки и ориентации?

Как отмечалось ранее, еще одна задача исследования состояла в определении роли университета в формировании гражданских/политических установок и политической активности студентов. Согласно мнению студентов о том, какой агент политической социализации оказал влияние на их политическую и гражданскую активность, университет занимает третье место, после СМИ и семьи . Очень интересными при этом представляются крайне низкие показатели у школы – всего 6%. По сути, ее «обошли» все другие агенты, включая церковь.

Таблица №2. «Что оказывает большее влияние на Вашу гражданскую/политическую активность?»

1. Семья

3.Университет

4. Церковь

5. Друзья

6. СМИ

7. Другое

Вместе с тем, следует отметить, что при ответе на прямой вопрос о том, оказал ли ЕГУ влияние на их гражданские и политические установки, мнения студентов разделилась ровно напополам (50% на 50%) . В свою очередь, отвечая на вопрос о том, что в Университете оказало наибольшее влияние на их гражданско-политические установки , указывались: общеуниверситетские курсы, преподаватели и их профессиональная деятельность, а также курсы предусмотренные учебной программой, на которой обучаются студенты.

Таблица №3. «Что в ЕГУ оказало большее влияние на Ваши гражданские/политические установки?»

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

1.Общеуниверситетские курсы

2.Курсы в рамках программы

3.Участие в активностях, организуемых студентами университета

4.Участие в публичной жизни университета и работе органов управления (например, Сенате)

5.Преподаватели и их профессиональная деятельность

6.Представители администрации университета и их профессиональная деятельность

7.Ничего из причисленного не оказало влияния

Относительно гражданской позиции, 38% студентов ЕГУ оценили себя как человека с активной гражданской и политической позицией . В свою очередь 52% таковыми себя не считают и 10% студентов затруднились ответить на данный вопрос (см. Диаграмму №2).

Диаграмма №2. «Можете ли Вы назвать себя человеком с активной гражданской и политической позицией? »


Подводя итог, следует отметить, что, согласно проведенному исследованию, университет не является главным и единственным агентом политической социализации студентов. Однако согласно полученным данным, влияние университета (в данном случае ЕГУ) на политические установки и активность имеет место, поскольку более половины студентов отмечали такое влияние при ответе на прямой вопрос. Эти же данные косвенно подтверждаются и ответами на вопрос о наиболее значимых агентах социализации, где университет был назван третьим по значимости.

Вместе с тем, исходя из полученных данных ЕГУ оказывает скорее среднюю степень влияния на когнитивную составляющую политической активности, поскольку подобное влияние не превышает пятидесяти процентов. Однако данный показатель нужно оценивать в контексте как самого университета, так и общих установок относительно агентов, влияющих на формирование гражданско-политических установок среди беларуских студентов и беларуского общества, в целом. Их сравнение (особенно с другими университетами, а также неформальными образовательными проектами), дало бы возможность более полного ответа на вопрос, благодаря чему формируются гражданско-политические установки молодежи, как именно влияют на них образовательные институции и в какой степени полезен для этого Европейский гуманитарный университет.

________________________

Статья подготовлена на основании исследования, проведенного в рамках бакалаврской работы на департаменте социально-политических наук ЕГУ под руководством Т.Чулицкой (PhD).

Устав общественного учреждения «Европейский гуманитарный университет», 2014. С. 3. Сентябрь 2014 [просмотрено 16 февраля 2015]. Доступ через Интернет: http://www.ehu.lt/files/Ru_EHU%20Statutes_Final%202014%2009%2023%20v1.pdf

Там же и «Стратегический план ЕГУ 2012 – 2019 гг.» . Декабрь 2011 [просмотрено 7 декабря 2015]. Доступ через Интернет.

В частности, в ЕГУ действует Студенческое представительство (СП), зарегистрированное в статусе отдельного юридического лица, а его представители входят в состав Сената Университета. Оценка качества подобного участия в рамках работы не проводилась.

Анкетный опрос был индивидуальным (по составу аудитории), раздаточным (по способу распространения), письменным (по форме заполнения), очным (по способу взаимодействия исследователя и респондента) и разовым (по количеству проведения опроса).Генеральная совокупность составила 340 студентов. Объём выборки – 182 респондента. Выборка являлась случайной, поскольку генеральная совокупность не превышала 800 респондентов. В качестве метода отбора респондентов использовался метод кластерного отбора. Каждый кластер содержал примерно одинаковое количество респондентов. В свою очередь кластеры делились в зависимости от: программы обучения . В опросе принимали участие только студенты бакалаврских программ, поскольку обучение данных студентов происходит на очной основе, что делает их более доступными для опроса; формы обучения . Студенты дневной формы обучения имеют больше возможностей в принятии участия в жизни университета, что в свою очередь является важным для исследования; курса обучения . Учитывая сроки проведения исследования были опрошены студенты с 1 по 3 курсов. Это обусловлено недоступностью группы студентов 4 курса для опроса, поскольку в период проведения исследования данные студенты проходили учебную практику за пределами университета.

Для определения данных показателей задавались следующие вопросы: 1). «В каких студенческих активностях, организуемых студентами, Вы принимали участие?» .В рамках данного вопроса студентом предлагался список студенческих активностей с 2012 по 2015 года. В случае если данный список был неполным, предлагалось свободное поле, в котором можно было указать активности вне списка. 2). «Как часто Вы принимаете участие в публичных активностях и работе органов управления, самоуправления ЕГУ?» .Данный вопрос выглядел в виде таблицы с указанием активностей и частоту данных активностей. Также студенты могли дополнить список, в случае, если он представлялся неполным. 3). «Как часто Вы принимаете участие в следующих проектах, которые непосредственно не предусмотрены программой ваших курсов?» .По форме данный вопрос был организован как и предыдущий.

Необходимо отметить, что на момент проведения предыдущих президентских выборов в 2010 г. количество студентов, которые могли голосовать (достигли 18 лет) было небольшим (около 6%).

Для определения данного показателя задавался вопрос: «В каких общественных объединениях/гражданских инициативах Вы принимали участие?».

Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью формирования патриотизма, являющегося объединяющей идеей русской нации. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения начинается с уважительного отношения к истории нашей страны и любви к своей малой родине.

История моего родного села Семилуки неразрывно связана с историей русского народа и российского государства. Оно возникло с образованием древнерусского государства, существовало в период удельной Руси и монголо-татарского ига, формирования централизованного государства и Российской империи. Жители села пережили революционные события 1917 года, были участниками строительства социализма, вели борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. После Великой Победы над фашизмом они восстанавливали разрушенное хозяйство, трудились на благо Родины и народа. Цель исследования – обобщить исторические сведения о возникновении и развитии села Семилуки.

В период Киевской Руси (в первой четверти XII века) на месте современного села Семилуки возникло древнерусское поселение, население которого занималось земледелием, бортничеством, рыболовством. В районе села была устроена переправа через Дон на торговом пути «из Болгар в Киев». В 1389 году по Дону проплывал новоизбранный московский митрополит Пимен. На территории поселения он встречался с елецким князем Юрием, границы владений которого проходили по этой территории . Длительное время было неизвестно, где конкретно происходила эта встреча. Ответ был получен в мае 1911 года, когда произошел обвал земли в одном из семилукских крестьянских дворов. В результате обвала земли, на глубине 3-х метров были обнаружены сводчатый коридор с полукруглой аркой, к западу от него – ход длиною полтора метра, пересекающийся третьим коридором. Северный ход вел в четырехугольную комнату с прямым потолком высотой в рост человека. Стены, пол, потолок и своды были обмазаны глиной. Никаких следов жизнедеятельности человека в пещере не было, кроме потрескавшихся глиняных четырехконечных крестов на потолке комнаты .

Важной исторической находкой на рубеже XIX – XX вв. на территории села являются клады татарских монет, среди которых была новгородская полтина в виде серебряного слитка с надписью «Андъко» и таможенные знаки русских князей, в частности с надписью «Князь Всеволод». Известно, что среднеазиатский завоеватель Великий Тамерлан находился в этих местах после победы над Тохтамышем, ханом Золотой Орды. В 1395 году войска Тамерлана уничтожили все поселения на Дону, включая семилукское.

Возрождение села связано с основанием города Воронежа в 1585 году. На территории села возникла казачья деревня, постепенно переросшая в село. Она была основана полковыми воронежскими казаками, которые несли дозорную службу по охране южных границ Московского государства от набегов крымских и ногайских татар. Дозорная книга 1615 года, содержащая описание воронежской крепости, упоминает урочище Семилуки, около которого была дана придаточная (дополнительная) земля воронежским казакам. В 1615 году в Семилуках насчитывалось 22 двора . Казаки Семилук относились к категории служилых людей по прибору, которые, в отличие от служилых людей по отечеству, не передавали по наследству свое звание и в основном совместно владели землей, выделенной им царем за несение военной службы.

Появление названия «Семилуки» связано с излучинами (поворотами) реки Дон у места расположения села. В Дозорной книге сказано, что земля была дана казакам «у семи лук», то есть у семи излучин. С другой стороны, трактовка топонима «Семилуки» может быть связана с «седьмой лукой» - седьмым ориентиром на реке Дон по движению вниз, на котором образовалось поселение казаков .

В 1620 году, по просьбе местных казаков, рядом с Семилуками на скате высокой горы был основан Спасо-Преображенский монастырь. Все постройки монастыря были деревянными. Монастырь получил при основании статус «больничного», потому что «постригаются полоненики (пленные) выходя из полону (плену) и увечные» . Будучи своего рода инвалидным домом, монастырь, естественно, содержался на средства местного населения, для охраны которого инвалиды-монахи не щадили жизни, неся сторожевую дозорную службу.

У монастыря были собственные владения: 60 десятин земли, луга, огород, яблоневый сад, лес, водяная мельница. На берегу Дона монахи выращивали коноплю и капусту. Доходы монастырю давала переправа через Дон, а также ежегодная ярмарка на одиннадцатый день после Пасхи.

15 мая 1697 года Спасо-Преображенский монастырь частично провалился под землю, деревянная церковь во имя святой мученицы Параскевы Пятницы осела, и ее стены дали трещины. Монастырь перенесли на новое место. В 1724 году выстроенная колокольня дала некоторый уклон и казалась падающей, как Пизанская башня. Монахи даже не подозревали о существовании подземных пустот под селом. По приказу епископа Воронежского и Елецкого Тихона в 1769 году монастырь был упразднен. Каменная церковь в честь Преображения Господня, построенная взамен деревянной, была обращена в приходскую церковь села Семилуки .

Большинство населения в первой половине XVIII века в селе Семилуки составляли однодворцы – потомки служилых людей по прибору (казаков, стрельцов, пушкарей и солдат). Они были лично свободны, но многие из них не являлись собственниками обрабатываемых земель. В XIX веке однодворцы вошли в состав государственных крестьян. Историческая память способствовала формированию у жителей села таких личностных качеств, как трудолюбие, храбрость и независимость суждений. Основными занятиями населения были хлебопашество, сельские и лесные промыслы. Развитию села в XVIII-XIX вв. способствовала соседство со слободой Ендовище и дорога, ведущая из города Воронежа в уездный город Землянск. В Семилуках располагалась ярмарка, на которую съезжались торговцы, ремесленники и крестьяне со всей округи.

Семилукцы обрабатывали земли за реками Дон и Воронеж. Участок, расположенный около устья реки Воронеж, они использовали как сенокосное угодье, где держали скот в летнее время. Чтобы иметь пристанище во время выпаса скота, они строили рядом с угодьями дома. На карте Воронежского наместничества 1780 года на этом месте был отмечен маленький хуторок. В 1859 году на хуторе было только 8 дворов. Но во второй половине XIX века хутор начал увеличиваться за счёт новых поселенцев. За хутором закрепилось название Семилукские Выселки, так как начало ему положили переселенцы из села Семилуки .

Семилукцы были участниками Отечественной войны 1812 года. Из Преображенской церкви на битву с французами было отправлено 9 рекрутов. В июне 1878 года в селе некоторое время жил революционер-народник Попов М.Р., который подыскивал место для поселений-коммун. В это время в Семилуках насчитывалось 147 дворов и 1026 жителей (среди них грамотных было 38 мужчин и 3 женщины). В общинном пользовании имелось 2053 десятины пахотной, 206 десятин сенокосной земли и 222 десятины выгона. Всего имелось 383 лошади, 270 коров, 996 овец и 215 свиней; 18 дворов не имели скотины, 24 двора были безлошадны, 62 семьи занимались промыслами. В последующие годы Семилуки продолжали развиваться. В 1900 году в селе было 161 двор, 1096 жителей, земская и церковно-приходская школы, паровая мельница, 2 чайные лавки, трактир и 7 кустарных заведений. К началу 1917 года в селе Семилуки проживало 1115 человек .

После Октябрьской революции 1917 года советская власть в селе была установлена в конце декабря 1917 года. Летом 1919 года село было занято деникинцами и подверглось мародерству со стороны белоказаков. В сентябре белогвардейцы были вытеснены в результате Воронежско-Касторненской операции Красной армии . В 1923 году Воронежский сельхозинститут (в настоящее время Воронежский государственный аграрный университет имени Петра Первого) взял шефство над селом, организовав в Семилуках избу-читальню и библиотеку. В 1926 году в селе насчитывалось: 261 двор, 1505 жителей, школа, изба-читальня. 17 июля 1928 года на территории села был организован колхоз «Красный Пахарь». В 1930 году колхоз посетил председатель ЦИК СССР, «всесоюзный староста» Калинин М.И., который провел совещание активистов колхозного движения. В 1932-1933 гг. село пострадало от голода.

При образовании Воронежской области в 1934 году центром Семилукского района стал поселок Семилуки, образовавшийся в 1894 году при железнодорожной станции, расположенной рядом с селом Семилуки. Поселок также получил название «Семилуки». В 1954 году железнодорожный поселок был преобразован в город Семилуки. Но село Семилуки сохранилось и продолжало свою историю.

После начала Великой Отечественной войны на борьбу с фашистами из села ушли 1246 человек . Война напрямую затронула Семилуки в июле 1942 года, когда началось наступление частей вермахта в направлении города Воронежа по плану операции «Блау». Немецким войскам близ сел Семилуки и Ендовище противостоял 3-й батальон 605-го стрелкового полка, которым командовал старший лейтенант Ушаков А.М. Однако, понеся большие потери, батальон был вынужден отступить. Село было захвачено продвигавшимися силами 1-го пехотного полка моторизованной дивизии «Великая Германия» .

Оккупация села Семилуки длилась почти 200 дней. В здании сельсовета располагался штаб 7-го армейского корпуса с отделом контрразведки и сектором пропаганды . Через реку Дон была расположена сельская переправа, которую немецкие войска использовали как плацдарм для переброски своих сил на Воронеж. Плацдарм подвергался налетам советской авиации. За 7 месяцев нахождения в селе оккупанты не оставили ни скота, ни построек, ни семян.

Во время оккупации села немцами совершила подвиг Прасковья Ивановна Щеголева. Ценой своей жизни и жизней своих детей она спасла от смерти пилота сбитого советского штурмовика «Ил-2» .

15 сентября 1942 года Прасковья Щеголева вместе со своими малолетними детьми, племянником и престарелой матерью выкапывали картошку в собственном огороде. Неожиданно над холмом на окраине села показался советский самолет, резко шедший на снижение. Через несколько мгновений самолет упал в огороде Щеголевых. Прасковья и ее близкие подбежали к горящему штурмовику, забросали его землей и помогли выбраться из кабины самолета раненному летчику. Щеголева немедленно послала детей за мужской гражданской одеждой, а сама быстро объяснила летчику, как можно уйти незамеченным из села.

Как только летчик скрылся, к дому Прасковьи на машине подъехали гитлеровцы. Когда немцы начали расспрашивать Прасковью, где летчик, она отвечала односложно: «Не знаю, не видела». За это немцы избили ее старшего 12-летнего сына Сашу и заперли его в сарае, угрожая сжечь заживо. Но это не помогло сломить Прасковью. Тогда немцы начали травить овчарками малолетних детей и старуху-мать Щеголевой. Это также не возымело действия. Озверевшие фашисты натравили овчарок на детей Прасковьи, а потом убили и ее. Вместе с Прасковьей Щеголевой погибли ее четверо малолетних детей, младшему из которых было 2 года, 5-летний племянник и 72-летняя мать.

Спасенный Щеголевой пилот 825-го штурмового авиационного полка 225-й авиационной дивизии 2-й Воздушной армии Михаил Тихонович Мальцев действительно сумел выбраться из села, но не смог переправиться через Дон. Он решил укрыться в одном из брошенных домов, а ночью раздобыть лодку и попытаться уйти на следующий день, но был выдан немцам одной из заметивших его местных жительниц. Мальцев оказался в немецком плену, но остался жив.

На открытие памятника Щеголевой 9 мая 1965 года Мальцев М.Т. приезжал в село. В 1965 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Щеголева П.И. была посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Освобождение села Семилуки произошло 25 января 1943 года в ходе Воронежско-Касторненской операции Красной Армии. Село находилось в состоянии разрухи, люди жили в уцелевших подвалах и погребах. Жители принимали участие в восстановлении колхоза, а также огнеупорного завода, расположенного в городе Семилуки, за что многие были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Только в 1949 году уровень развития сельского хозяйства достиг довоенного уровня.

В 1962 году председателем колхоза «Семилукский» был избран Скляров Г.А. С его именем у жителей села связана целая эпоха побед и свершений. Колхоз стал миллионером, в течение нескольких лет являлся участником ВДНХ СССР, был награжден двумя золотыми медалями. Более 200 колхозников являлись участниками выставки, 50 из них были награждены медалями. В 1969 году на средства колхоза был сооружен обелиск 815 сельчанам, не вернувшимся с войны, построена новая сельская школа. Вплоть до расформирования колхоза «Семилукского» в 1990-е гг., сельчане трудились на колхозных фермах, полях и в мастерских. Все жители были обеспечены работой.

В настоящее время село Семилуки является административным центром Семилукского сельского поселения, в него входят села Семилуки и Ендовище. Поселение находится в составе Семилукского муниципального района Воронежской области. На территории сельского поселения действуют органы местного самоуправления, которые представлены Советом народных депутатов, главой сельского поселения, администрацией сельского поселения, контрольно-счетной и избирательной комиссиями. Главой сельского поселения является С.А. Шедогубов. Численность населения села, включая население села Ендовище, составляет – 4380 человек. Земли сельскохозяйственного назначения (в тысячах гектар) составляют 4,942, в том числе: пашня – 3,528, сенокосы – 0,005, пастбища – 0,536 тыс.га. Земли лесного фонда – 2,1. Наличие скота в личных подворьях: крупного рогатого скота – 201, свиней – 112, птицы – 3350, лошадей – 6. На 2017 год в Семилукском сельском поселении имеются: сельская школа, 2 фельдшеро-акушерских пункта, амбулатория, Семилукский и Ендовищенский сельские дворцы культуры, 2 библиотеки, 2 отделения почтовой связи, 12 магазинов, 7 павильонов .

В заключение следует подчеркнуть, что малая родина имеет большое значение для каждого человека. Познавая историю родного края, мы учимся чтить память о своих предках, разбираться в событиях минувшего времени, ценить культуру и традиции своего народа. Великому российскому учёному Михаилу Васильевичу Ломоносову принадлежат такие слова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Действительно, без знания истории своей страны, города, села и семьи нельзя быть духовно богатыми людьми и творить дальнейшую летопись своего Отечества и родной земли.

Список использованной литературы

  1. Аббасов А. Семилуки. История района / Аббасов А. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательствово,1994.
  2. Елецких В.Л. Семилуки. Визитная карточка / В.Л. Елецких, Т.Ф. Пушкина. – Воронеж: Творческое объединение «Альбом», 2012.
  3. Кригер Л.В. Семь лук на семи ветрах. У донских берегов / Кригер Л.В. – Воронеж: Творческое объединение «Альбом», 2008.
  4. Прохоров В.А. Вся Воронежская Земля. / В.А. Прохоров. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1973.
  5. История Воронежской епархии от ее учреждения до 1960-х гг. / Архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров). – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011.
  6. Болховитинов Е.А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии / Е.А. Болховитинов Е.А. ; Науч. Ред А.Н. Акиньшин; [Вступит. статья и примечания А.Н. Акиньшина]. – Воронеж: ГУП ВО «Воронежская областная типография», 2011.
  7. Официальный сайт администрации Семилукского сельского поселения: URL: http: //semiluk.ru (Дата обращения: 16.01.2017).
  8. Сдвижков И.Ю. Бои за донские переправы / И.Ю. Сдвижков // URL: http://www.vrn-histpage.ru (Дата обращения: 25.01.2017).

«Пословицы разных народов» - Слово голубит. Братство. Планета увлечений. Дети. Добро. Труд кормит. Народы ценят трудолюбие. Пословицы разных народов. Пословицы о Родине. Родина. Пословицы.

«Русские и английские пословицы и поговорки» - Better late than never. Процесс перевода пословиц и поговорок на русский язык. Like father, like son. ОСНОВНОЙ: принятие решений; выполнение проекта. Методы, использованные в работе. В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы – поговорками. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: целеполагание; планирование.

«Пословицы и поговорки о воде» - И пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности. Носить воду решетом. По которой реке плыть, ту и воду пить. Кто на море не бывал, тот припадкой воды не пивал. Не зная броду, не суйся в воду. Загадки о воде. Под лежачий камень вода не течет. Пословицы, поговорки и загадки о воде. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших.

«Русские пословицы» - Собери пословицу. Пословицы – сокровища русской народной речи и народной мудрости. Пословицы о природе. Пословицы о книге. Проверь себя. Кроссворд. Пословицы о человеке. Пословицы о знании и учении. В.И.Даль. Пословица – это народная мудрость. Пословицы. Пословицы о дружбе. Пословицы о труде. Пословицы о Москве.

«Пословицы о хлебе» - «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя всех. Плох обед, когда хлеба нет. Сколько в русской речи пословиц и поговорок, связанных с хлебом! Отрезанный ломоть. Хлебушка-всему свету дедушка. Поговорка гласит: «Отрезан­ный ломоть назад не прилепишь». Есть такой сорт белого хлеба - тертый калач.

«Пословицы о добре» - За добро добром платят. Ласковое слово, что солнышко в ненастье. Добро ходит по свету тихо. Не разорвать, а склеить. Доброе слово, что дождь в засуху. Доброе дело дороже богатства. Жизнь дана на добрые дела. Не захватить, а отдать. Добро творить- себя веселить. Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

Всего в теме 12 презентаций