Рекомендации родителям по развитию речи детей консультация по развитию речи на тему. Развитие речи дошкольников (рекомендации родителям) консультация по развитию речи на тему Рекомендации для родителей по развитию речи

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с ребёнком следили за своей речью, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Приучите ребёнка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были

ежедневными, хотя бы по 10 - 15 минут.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ В СЕМЬЕ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

Рассказать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;

Рассказывать о своей работе;

Показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать о их свойствах;

Рассматривать и наблюдать с ребёнком различные объекты и явления природы в разные времена года;

Ходить с детьми на экскурсии;

Объяснять ребёнку требования, связанные с его безопасностью;

Собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям;

Заучивать с ребёнком стихотворения, придумывать и отгадывать загадки;

Проговаривание скороговорок. Главное, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.

МОЖНО ПОИГРАТЬ С РЕБЁНКОМ В СЛЕДУЮЩИЕ ИГРЫ:

«Один - много»: взрослые называют предметы в ед.ч., а ребёнок во мн. числе (ложка - ложки);

  • «Назови ласково»: взрослые предлагают ребёнку назвать предметы ласково (ложка - ложечка);
  • «Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребёнку описать игрушку или какой - либо предмет (ложка - большая, металлическая, красивая);
  • «Четвёртый лишний»: взрослые предлагают ребёнку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка);
  • «Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребёнку определить первый звук в произнесённом слове (ложка - [л], кошка - [к]);
  • «Придумай слово на звук : взрослые предлагают ребёнку придумать как можно больше слов на заданный звук.
  • «Топ - хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребёнку хлопнуть в ладоши, если он слышит звук и топнуть ногой, если он услышит звук ;
  • « Я к вам пишу…»: в отсутствии ребёнка взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым.
  • ПОДОБНЫЕ ЗАДАНИЯ ПОМОГУТ РЕБЁНКУ РАЗВИТЬ РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СКОВАННОСТИ.

Для развития речи и формирования интереса к чтению необходимо регулярно читать ребёнку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг.

Почаще играйте с ребёнком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите - а он пускай выберет сам. Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребёнка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.

Разрешите ребёнку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!

ДЕТИ МОГУТ И ХОТЯТ УЧИТЬСЯ - ЭТО НЕОСПОРИМЫЙ ФАКТ.

ДЕТЕЙ НЕОБХОДИМО ОБУЧАТЬ ДОМА ПОТОМУ, ЧТО ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ С ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ, НИКОГДА НЕ ИСЧЕЗНУТ ИЗ ПАМЯТИ.

по развитию речи у детей дошкольного возраста

Я часто вижу и слышу, как мамы (а также папы, бабушки и т.д.) разговаривают со своими детьми. К моему великому сожалению, далеко не

все понимают, как же общаться со своим чадом. Родители делают ошибки в

общении (как с логопедической, так и с психологической точки зрения).

мамам, т.к. именно на них ложится львиная доля воспитательного процесса).

Мои советы будут полезны не только родителям нормально развивающихся

нельзя упускать столь драгоценное время.

Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В

большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько

он развит в целом.

Чтобы речь малыша полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал

удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые

знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить

предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные

пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его

кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка. Давно замечено, что ребенок, которому поют колыбельные песни, раньше начинает “гукать”, стало быть, раньше развивает гортань - один из главных “инструментов” нашей речевой деятельности. Предоставляйте ребёнку возможность пользоваться каждым из пяти чувств: видеть, слышать, ощущать, определять вкус, осязать окружающий мир.

Внимательно слушайте ребёнка, разговаривайте с ним, не перебивая и не

подгоняя.

Комментируйте словами все свои действия и действия ребёнка. Обсуждайте

всё, что происходит вокруг. Задавайте ребёнку как можно больше вопросов и внимательно выслушивайте его ответы, даже если они выражены не словами.

Разговаривайте с ребёнком спокойно, не растягивая специально слова и не

замедляя речь.

Поощряйте стремление ребёнка задавать вопросы, именно они формируют

познавательный интерес ребёнка.

Поддерживайте любопытство и детское воображение.

Читайте короткие сказки или простые истории, рассматривая иллюстрации.

Обсуждайте прочитанные тексты.

Поощряйте общение и игры с другими детьми.

Привлекайте ребёнка к прослушиванию аудиокассет записью любимых

песен, музыки, сказок.

Предлагайте задания для развития мелкой моторики ребёнка,

стимулирующей речевое развитие.

И помните, что главными условиями успешной работы с ребёнком являются

наличие психологического комфорта и ощущение ребёнком каждодневного

успеха и победы над самим собой.

Следует, как можно раньше обратить внимание на отставание ребенка в этой

области. Чем скорее удастся выявить отклонения, тем больше шансов

снизить вредное влияние патологии, приблизиться к норме. Надеяться на то,

что все само собой образуется, когда малыш подрастет, или утешать себя

тем, что “ребенок просто отличается своим развитием” - наивно и неразумно.

Как раз в детском саду или в школе такому ребенку будет гораздо труднее.

Ведь требования к нему возрастут, и он гораздо острее ощутит отставание от

сверстников. Если родители выжидают, пока их ребёнок заговорит, до 2-х, а

то и до 3-х лет, исправлять нарушения может оказаться слишком поздно. К

этому времени патология может перерасти в тяжёлый речевой дефект -

задержку речевого и психомоторного развития.

«Речь взрослого, как пример для подражания»

    Известно, что ребёнок учится говорить, подражая взрослым, однако дети перенимают не только произношение, но и несовершенство речи.

Примером для детей является речь взрослых. Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание ее и запоминание. Сухая, монотонная речь не должна быть образцом для подражания. Выразительность обеспечивается интонацией, придает языку мелодичности. Громкая, крикливая речь вызывает у детей безразличное отношение к ее содержанию, раздражительность в поведении. Ребенок пытается ответить родителям таким же тоном и это придает языку оттенок грубости.

Следует соблюдать соответствующий темп речи. Не разговаривайте с детьми быстрым темпом, поскольку следить за таким языком родителей детям трудно, они отвлекаются, утомляются слушать, так воспитывается невнимательность к слову. Кроме того, когда ребенок подражает быстрому темпу речи родителей, у него может возникнуть заикание.

Речь родителей должна быть орфографически и грамматически правильной, произношение звуков должна быть четким. Ребенок быстрее научится говорить правильно, когда слышит вокруг себя правильный, литературный язык.

У детей довольно часто встречаются различные нарушения речи, и некоторые из них обусловлены неправильной речью окружающих.

Поэтому речь окружающих взрослых должна быть правильной, чтобы не спровоцировать появление у малыша тех или иных дефектов.

Постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь ребёнок слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов, при общении избегайте «сюсюканья».

Общаемся со сверстниками.

В первую очередь нужно помнить о том, что одного общения с взрослыми недостаточно.

Оно не может заменить общение с ровесниками. Общаясь с друзьями, ребёнок, как правило, чувствует себя более спокойно и непринуждённо.

Что создаёт благоприятный фон для развития речи.

Учимся играя.

Помочь ребёнку научиться правильно, говорить можно и в игровой форме.

Для развития речевого слуха можно предложить ребёнку попробовать отличить на слух слова, различающиеся одним звуком (кит – кот, дом – дым, доска – тоска, лампа – лапа, мышка – мишка и т. д.).

Очень хороши игры, развивающие мелкую моторику: перебирание бусинок, пуговиц, собирание мозаики.

Тренировка пальцев рук ускоряет процесс созревание мозга, а значит, хорошо влияет и на развитие речи.

В игре ребёнок любит проговаривать каждое своё действие – таким образом, он учится выражать свои мысли.

Игра для ребёнка – дело серьёзное!

Будьте добры, помедленнее!

    Речь взрослого должна быть правильной, выразительной, слова должны сочетаться друг с другом по форме и по смыслу. Для маленького ребёнка очень значима интонация. Бедность интонации замедляет развитие речи. Ребёнок не знает, как нужно говорить в той или иной ситуации. Не понимает интонации окружающих, он просто не научился этому! Это, в свою очередь, снижает способность ребёнка приспосабливаться к ситуации, отрицательно влияет на понимание слов и их использование.

    Нужно следить за ритмом своей речи и громкостью голоса. Речь должна быть не громкой и небыстрой, но и не слишком медленной. Слишком громкая или быстрая речь очень скоро утомляет даже взрослых.

    Речь должна быть чёткой и не многословной. Смазанная и многословная речь трудна для понимания, теряется смысл высказываний. Такая речь замедляет формирование у ребёнка реакции на обращение.

Таким образом, общаясь с детьми, взрослый должен обратить внимание на следующее:

    правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи, то есть иметь хорошую дикцию;

    использовать в своей речи правильное, литературное произношение слов;

    стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

    в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений;

    в общении с детьми, взрослый не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

    речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз.

Так же при общении с детьми необходимо следовать некоторым психологическим принципам:

    принимать ребенка таким, каков он есть;

    помнить, что каждый человек самобытен;

    верить в способности воспитанников;

    стимулировать их творческую активность;

    уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;

    не унижать достоинства ребёнка;

    не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;

    помнить, что любой может ошибаться;

    не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

Консультация для родителей

ПЕТРОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

учитель – логопед

МБДОУ – детский сад № 9 комбинированного вида г. Орла

    Читайте ребёнку книги. Дети любит слушать произведения, переживая поступки героев, и это оставляет глубокий след в их сознании. После чтения важно выяснить, что я как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связанной, последовательной речи, закрепляет в словаре ребёнка новые слова.

    Побуждает детей рассказывать вам о том, что они узнали и увидели на занятии, на прогулке. Это дает возможность вспомнить изучаемый материал, правильно и последовательно изложить свои мысли, грамотно строить предложения.

    Относитесь внимательно к детским вопросам, отвечайте на них. Даже если на вопрос ребёнка нельзя ответить так, что бы он всё понял, не следует оставлять его без внимания - это отобьёт интерес у ребёнка, желание спрашивать. Можно в таких случаях дать не прямой ответ, а рассказать ребёнку что-либо доступное ему о заинтересовавшем предмете. Недопустимо отвечать на вопросы детей односложно или в насмешливой форме.

    Для развития речи детей можно и выполнение необходимых домашних дел. Соскучившийся за день по родителям ребёнок старается быть рядом с ними, участвовать в их делах. Не следует отстранять ребёнка, а наоборот, поручить ему, что-нибудь принести, поставить, подать. При выполнении этих поручений у малыша возникнет желание, потребности рассказать, спросить. Отвечая на вопросы, родители называют предметы, их качества, действия с ними. Так незаметно ребёнок усваивает новые слова и понятия.

Главная > Документ

Начиная работу с разновозрастными детьми в группе семейного детского сада по развитию речи педагогу необходимо четко представить, насколько успешно владеет речью каждый ребенок. Воспитателю при общении с детьми младшего дошкольного возраста необходимо помнить, что одной из главных задач речевого развития в этом возрасте является воспитание у него правильного звукопроизношения. Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко произносить группы звуков (чаще свистящих, шипящих, сонорных), нечеткое или невнятное произношение слов (особенно при ускоренной речи), неправильное использование интонационных средств выразительности. Дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов в дальнейшем. Педагогу и родителям советуем в течение всего учебного года вести индивидуальную работу с детьми для преодоления вышеназванных недостатков речи ребенка. Эту работу лучше планировать в утренний отрезок времени, на прогулке. Можно использовать при этом разнообразный наглядный материал (игрушки, картинки и т.д.). Важным этапом в работе с детьми по формированию правильного звукопроизношения, как вы знаете, является выработка умения правильно произносить звуки не только изолированно, но и в отдельных словах и фразах. При этом необходимо помнить, что ведущим методом обучения является игровой (Мишка, Петрушка или любой другой персонаж выбирает картинки с определенным звуком – дети называют изображенные на картинке предметы и т.д.). Четкость и ясность речи (дикция) отрабатывается при помощи специального речевого материала: дети произносят шутки-чистоговорки с определенным звуком, при чтении потешек и т.д. Привлекая внимание детей к речи окружающих, педагог приучает слушать и правильно слышать не только речь взрослого, но и сверстников. Для этого используйте игровые ситуации, загадки, песенки, потешки, приучающие детей вслушиваться в слова и звукосочетания. В словарной работе у младших дошкольников нужно направить внимание на обогащение словаря. Она тесно связана с расширением знаний ребенка об окружающем мире предметов, вещей, явлений. Важно назвать предмет, вещь, игрушку, побуждать детей назвать их качество, свойства, возможные действия. Эта работа планируется в виде разнообразных игр и упражнений (поможем мишке подобрать чайную посуду; назови, что умеет делать кошка и т.д.). Организуйте специальные игры и игровые упражнения по формированию грамматического строя речи: по усвоению родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Игры и игровые упражнения такого содержания можно планировать 1 раз в неделю (с подгруппой, всеми детьми, индивидуально в любое время). При развитии монологической речи в младшем возрасте важен процесс обучения, когда воспитатель учит детей соблюдать определенную структуру рассказа (вычленяя начало, развитие сюжета, концовку), в рассказах из опыта ребенка, по картине и картинке, об игрушке. Задача воспитателя – сделать эти задачи эмоционально насыщенными; продумать игровые приемы подачи материала (игрушки прислали в посылке, принесли в волшебном сундучке и т.д. Рассказать можно мишке, по телефону, маме и т.д. При пересказе небольших знакомых сказок хорошо использовать персонажи настольного театра, бибабо и др.) Все это делает занятие эмоционально-насыщенным, вызывает у детей желание активно в него включиться, высказываться. Таким образом, задачи формирования монологической речи смогут решаться в комплексе с другими речевыми задачами 2-3 раза в неделю. Особое внимание необходимо уделить работе с родителями воспитанников. Важно, чтобы родители знали и правильно понимали задачи речевого развития ребенка на каждом возрастном этапе, знали особенности речи своего ребенка. Речь передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых (и, прежде всего, родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы ребенок дома слушал правильную грамотную речь. Родители должны знать, что важной стороной речевого развития ребенка – правильное произношение звуков, ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так – родители не должны терять время. Эти речевые недостатки не исчезнут сами собой. Самое правильное – обратиться за помощью к специалисту. Необходимо помнить, что большое значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с родителями. Поэтому во время совместных прогулок с детьми необходимо обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки, рассказывая ребенку, для чего созданы эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парк, сквер, к пруду обращать внимание на красоту окружающей природы, растений и животных, насекомых, которых дети могут увидеть, отвечать на возникшие у ребенка вопросы. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, родители должны называть их правильно, стараясь привлечь ребенка их рассмотреть, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополняется словарь), учить наблюдать, сравнивать между собой. Советуем иметь дома детскую библиотечку, где вместе с ребенком можно рассматривать иллюстрации в книгах; энциклопедии для маленьких детей (их свободно можно приобрести в книжных магазинах) о растениях и животных, о транспорте и различных предметах и т.д. Необходимо детей младшего дошкольного возраста знакомить с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества ребенка: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют ребенка, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки и т.д. Необходимо всячески поддерживать подобные разговоры детей, предлагать ребенку рассказать знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке, другим ребятам в саду и т.д. Это первые шаги в овладении ребенком монологической речью.

Старший дошкольный возраст

Одна из первостепенных задач в речевом развитии старшего дошкольника – обучение рассказыванию. С детьми этого возраста можно использовать разные виды занятий: рассказывание по картинам, картинкам, рассказывать можно об игрушках и предметах, сочинить небольшую сказку о любимом литературном герое, рассказать по рисунку и открытке и т.д. не забудем и о пересказе (старшие дошкольники пересказывают текст целиком, по частям, по ролям, участвуют в его драматизации). Форма организации детей может быть различной (рассказывают по 2-3, придумывают рассказ по 4-5 детей и т.д.). Это позволяет детям активно общаться друг с другом, обсуждать предложенные варианты рассказа, договориться о последовательности рассказывания и т.д. Все это помогает решать важные вопросы речевого общения детей. Такие занятия целесообразно планировать с малой подгруппой детей (4-5) не реже 2-х раз в неделю. Постепенно овладевая умением строить связное высказывание, ребенок овладевает синтаксическими формами, использует простые и сложные предложения, учится согласовывать слова в предложения. Очень важно для старших детей – воспитать у ребенка внимание и интерес к звучащему слову. Необходимо планировать упражнения и игры на подбор родственных слов, образование сравнительной степени прилагательных (красивее, слаще, наряднее), на подбор прилагательных к существительным, точно и образно характеризующих предмет, на подбор глаголов и других частей речи. Не должен забывать воспитатель, работая с этими детьми, и о словарной работе, активизации синонимов, антонимов, омонимов в речи детей. Хороши для этого разнообразные игры («Скажи наоборот», которые желательно планировать каждую неделю, умело вводя в любые режимные моменты). Взрослые очень любят все рассказывать и объяснять сами. С младшими дошкольниками это необходимо, а старшим дошкольникам необходимо самим говорить, рассказывать, объяснять. Стимулом может стать совместный поход в парк, музей, на выставку, впечатления от посещения театра, новая игра. Чем более разнообразно вы продумаете жизнь ребенка, тем больше поводов для разговоров. Взрослые должны помнить – нужно научиться слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь. Старшего дошкольника нужно активно приобщать к событиям и явлениям социальной действительности : знакомить детей с достопримечательностями родного города, посещать интересные места своего микрорайона и Москвы. Это может быть Красная площадь и Александровский сад, главные улицы города и района, рассказы и посещения памятников А.С. Пушкину, Л.Н. Толстому, С.А. Есенину, П.И. Чайковскому, Ю.А. Гагарину и другим знаменитым людям, прославившим нашу Родину. Очень хорошо, если после таких путешествий по Москве в домашней библиотечке у ребенка появятся сказки Пушкина, рассказы Толстого и др. Хорошо, если у ребенка появится желание нарисовать (может быть, вместе с родителями) запомнившиеся места Москвы и рассказать о своих впечатлениях от этих прогулок. Такие прогулки детей со взрослыми будят интерес к окружающему его миру, создают доверительные, теплые отношения между детьми и взрослыми, формируют правильные навыки общения.